Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:57, курсовая работа
Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения учреждения на основе анализа финансирования образовательного учреждения (техникума) в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современное состояние системы финансирования бюджетных учреждений 5
1.1 Принципы планирования и финансирования расходов бюджета 5
1.2 Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств 9
1.3 Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений 11
2 Способы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений 19
2.1 Бюджетирование в финансовом обеспечении образовательных учреждений 19
2.2 Планирование расходов по смете 24
2.3 Современные проблемы финансирования образования и основные направления его совершенствования 31
3 Анализ финансирования деятельности МОУ ЯТЖТ и пути решения его проблем 37
3.1 Экономико-организационная характеристика МОУ ЯТЖТ 37
3.2 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ ЯТЖТ 42
3.3 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности МОУ ЯТЖТ 46
3.4 Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ ЯТЖТ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 57
Принцип разграничения расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
-
право органов
Принцип полноты отражения расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип гласности означает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Принцип предоставления бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных средств заключается в том, что величина предоставляемых бюджетных средств определяется исходя из того, насколько полно и целенаправленно были использованы средства, выделяемые ранее.
Принцип безвозмездности выделения бюджетных средств заключается в том, что они выделяются бюджетной организации безвозвратно на определённые цели.6
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ЯТЖТ являются:
Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.
Финансовые и материальные средства учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью учреждения, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Финансы учреждений образования - это система денежных отношений, выражающих формирование (доходы) и использование (расходы) денежных фондов в процессе их кругооборота, а финансовый план образовательного учреждения - это баланс его расходов и доходов. Денежные отношения в процессе деятельности учреждения могут возникнуть не только с главными распорядителями бюджетных средств, в плане получения бюджетных ассигнований, но и с другими субъектами, такими как предприятия, организации и физические лица.7
Взаимосвязи всех субъектов особенно четко прослеживаются при анализе источников финансирования образовательного учреждения ЯТЖТ (рисунок 3).
Бюджетное финансирование учреждения осуществляется на основе федеральных нормативов и норматива субъекта Российской Федерации в расчете на одного обучающегося. Предоставление бюджетных средств техникуму осуществляется в форме ассигнований на содержание бюджетного учреждения. Деятельность МОУ финансируется из бюджета Ярославской области на основе сметы доходов и расходов.
Главные
распорядители бюджетных
Расходование бюджетных средств учреждением на иные цели не допускается.
Хозяйственная деятельность МОУ пополняет финансовые средства за счет:
Рисунок
3 - Схема источников формирования финансовых
средств в МОУ
Эти средства, используемые МОУ на обеспечение учебно-воспитательного процесса, текущие хозяйственные нужды учреждения и материально-техническое развитие, являются средствами самофинансирования, поскольку поступления из основных источников составляют около 90% общей потребности техникума.
Помимо средств бюджета, средств, поступающих от оказания платных услуг населению, источниками финансирования образования могут быть:
Средства, полученные из всех источников, образуют единый фонд финансовых средств учреждения и расходуются по смете учреждения образования.9
Прочие
источники дополнительного
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
К
образовательным учреждениям
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- учреждения дополнительного образования;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- учреждения дополнительного образования детей;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
В 90-е годы экономическое положение системы образования было относительно благополучным. Хотя реальные бюджетные расходы на образование и сокращались, но медленнее, чем по другим видам непроцентных расходов; в результате доля расходов на образование в консолидированном бюджете увеличилась с 11,9% в 1994 г. до 13,4% в 1997 г. и даже в 1998 г. составила около 13% общей суммы расходов. Сохранялся высокий спрос на образовательные услуги, который был сформирован еще при советской власти. После некоторого спада в первой половине 90-х, начиная с 1995 г. спрос на образование (прежде всего профессиональное) стал резко возрастать, что выражается в быстром увеличении всех количественных показателей, характеризующих состояние этой сферы, – в частности, численности учебных заведений, учащихся и преподавателей. В результате довольно значительно возросли расходы населения на образование (опять-таки в первую очередь профессиональное), что во многом, если не полностью, компенсировало сокращение бюджетного финансирования этой сферы.
По данным Программы международных сопоставлений, проводимой Госкомстатом под эгидой ООН, в 2003 г. фактическое потребление образовательных услуг на душу населения в России, оцененное по паритету покупательной способности (т.е. в сопоставимых ценах). Оно составляло почти 90% от уровня США (притом что, например, потребление медицинских услуг на душу населения составляло лишь 26% от американского уровня).10