Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:57, курсовая работа
Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения учреждения на основе анализа финансирования образовательного учреждения (техникума) в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современное состояние системы финансирования бюджетных учреждений 5
1.1 Принципы планирования и финансирования расходов бюджета 5
1.2 Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств 9
1.3 Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений 11
2 Способы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений 19
2.1 Бюджетирование в финансовом обеспечении образовательных учреждений 19
2.2 Планирование расходов по смете 24
2.3 Современные проблемы финансирования образования и основные направления его совершенствования 31
3 Анализ финансирования деятельности МОУ ЯТЖТ и пути решения его проблем 37
3.1 Экономико-организационная характеристика МОУ ЯТЖТ 37
3.2 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ ЯТЖТ 42
3.3 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности МОУ ЯТЖТ 46
3.4 Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ ЯТЖТ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 57
-
организация работы по
- решение о переводе учащихся, формах проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
- решение о допуске учащихся к итоговой аттестации;
-
заслушивание отчетов о работе
отдельных педагогов по
-
определение направления
- другие вопросы.
Руководители
других подразделений МОУ (заместитель
директора по АХЧ, главный бухгалтер, заведующая
столовой, заведующая библиотекой) также
назначаются на должность директором
МОУ. Работники, находящиеся в подчинении
руководителей подразделений, рассматриваются
и принимаются директором по предъявлению
руководителей.32
Деятельность МОУ ЯТЖТ осуществляется на основе смешанного финансирования. Основная часть средств на покрытие расходов техникума поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, и небольшая часть – из внебюджетных источников, основным из которых является родительская плата за летний оздоровительный лагерь на организацию досуга детей и благотворительные и безвозмездные поступления.
Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Смета на 2009 год была представлена в декабре 2008 года Управлению образованием Ярославской области.
Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим финансированием, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных с кассовыми расходами учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» форма 127.
В таблице 3 отражены данные по финансированию на конец 2008 года нарастающим итогом с начала года. В графе 3 показаны суммы планового финансирования в разрезе статей экономической классификации расходов. Графа 4 показывает удельный вес каждой статьи в общей сумме расходов учреждения. Таким образом, из таблицы видно, что незначительный вес в общей сумме расходов занимают прочие расходы, услуги связи, транспортные расходы и прочие выплаты. Их удельный вес составляет не больше 1% по каждой позиции.
Среди расходов наибольший удельный вес занимает статья «Заработная плата» - 60,0%, что характерно для большинства бюджетных учреждений. Анализ структуры расходов позволяет оценить соответствие направления использования бюджетных средств по профилю деятельности учреждения.
Графа
5 содержит суммы фактического финансирования,
предоставленного МОУ, а графа 6 показывает
процент исполнения плана финансирования
по каждой статье. По большинству статей
отклонение фактических данных финансирования
от плановых отсутствует, что говорит
о достоверности планирования показателей
сметы. За исключением некоторых статей,
таких как транспортные расходы. Неисполнение
составило 0,2%. Это связано с тем, что техникуму
были выделены целевые средства на оплату
проезда детей сирот и опекаемых к месту
учебы и обратно.
Таблица
3 - Сметные назначения и финансирование
ЯТЖТ за 2009г
Код статьи | Наименование статьи | Утверждено по смете на год, тыс. руб. | Удельный вес от общей суммы расходов, % | Профинансировано за год, тыс. руб. | Удельный вес факта от плана, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
211 | Заработная плата | 10667,9 | 60,0 | 10667,9 | 60,2 |
212 | Прочие выплаты | 83,1 | 0,5 | 80,1 | 0,5 |
213 | Начисления на заработную плату | 2788,6 | 15,7 | 2788,6 | 15,7 |
221 | Услуги связи | 45,0 | 0,3 | 45,0 | 0,3 |
222 | Транспортные расходы | 71,0 | 0,4 | 14,1 | 0,2 |
223 | Коммунальные услуги | 1357,0 | 7,6 | 1357,0 | 7,6 |
225 | Услуги по содержанию имущества | 487,4 | 2,7 | 487,4 | 2,7 |
226 | Прочие услуги | 10,0 | 0,1 | 10,0 | 0,1 |
290 | Прочие расходы | 596,7 | 3,4 | 596,7 | 3,4 |
310 | Увеличение стоимости основных средств | 1548,1 | 8,7 | 1548,1 | 8,7 |
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 109,0 | 0,6 | 109,0 | 0,6 |
ИТОГО | 17763,8 | 100 | 17703,9 | 100 |
В связи с новым порядком финансирования через казначейство суммы в графе «Профинансировано за год» отражают не средства на счете учреждения, а средства, перечисленные со счета в казначействе на покрытие расходов МОУ. Соответственно, так как на покрытие расходов ЯТЖТ были перечислены приблизительно такие суммы, какие указаны в смете, то смета отражает реальную потребность в средствах.
В таблице 4 содержатся данные о кассовых расходах учреждения и плановом финансировании.
Плановые
данные приведены из сметы расходов учреждения,
а уточненные – из отчета об исполнении
сметы расходов. В течение года производится
неоднократное уточнение сметных назначений.
Изменение сметы оформляется специальной
справкой, которая поступает в учреждение
от Управления образованием Ярославской
области. В справке дается ссылка на нормативный
документ, на основании которого производится
уточнение, а также приводятся уточненные
суммы в разрезе статей экономической
классификации расходов. В большинстве
случаев уточнения сметы связаны с изменениями
заработной платы, тарифов на оплату коммунальных
услуг и т.п. С увеличением тарифов (тарифных
ставок) возникает потребность в дополнительных
средствах. Для получения дополнительных
средств учреждение делает запрос в Управление
образованием Ярославской области с приблизительным
расчетом требуемой суммы (перерасчет
фонда заработной платы с учетом новых
ставок и т.д.).
Таблица
4 - Сметные назначения и кассовые расходы
ЯТЖТ за 2009 год
Код статьи | Наименование статьи | Утверждено по смете в начале года на год, тыс. руб. | Уточненный план на конец года за год, тыс. руб. | Кассовый расход | Отклонение кассового расхода от уточненного плана (+, -) |
211 | Заработная плата | 9860,0 | 10667,9 | 10667,9 | - |
212 | Прочие выплаты | 83,1 | 83,1 | 80,1 | 3,0 |
213 | Начисления на заработную плату | 1850,0 | 2788,6 | 2788,6 | - |
221 | Услуги связи | 45,0 | 45,0 | 45,0 | - |
222 | Транспортные расходы | 20,0 | 71,0 | 14,1 | 56,9 |
223 | Коммунальные услуги | 1357,0 | 1357,0 | 1357,0 | - |
225 | Услуги по содержанию имущества | 487,4 | 487,4 | 487,4 | - |
226 | Прочие услуги | 10,0 | 10,0 | 10,0 | - |
290 | Прочие расходы | 596,7 | 596,7 | 596,7 | - |
310 | Увеличение стоимости основных средств | 1548,1 | 1548,1 | 1548,1 | - |
Таблица 4 – Окончание
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 109,0 | 109,0 | 109,0 | - |
ИТОГО | 15966,3 | 17763,8 | 17703,9 | 59,9 |
Из таблицы видно, что в течение года в смете произошли большие изменения. Это связано с увеличением заработной платы и выделением дополнительных средств на проезд детей сирот и опекаемых.
Утвержденная сумма финансирования по смете на начало года меньше суммы сметы на конец года на 10,1% (15966,3 / 17763,8 * 100), что свидетельствует о дополнительном выделении средств из бюджета на расходы учреждения.
Кассовые
расходы незначительно
В целом после перехода на казначейскую систему роль анализа финансирования несколько снизилась в силу того, что значительно сократилась самостоятельность учреждения при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.
В условиях развития рыночных отношений и сокращения государственного финансирования бюджетные учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности (обучение, переподготовка, репетиторство).
Объектами анализа внебюджетных средств в системе образования являются следующие показатели:
- Доходы и расходы по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения, их состав, структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой).
- Расходы по видам деятельности в разрезе статей, подстатей и элементов бюджетной классификации, их структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой);
- Соотношение доходов и расходов от внебюджетной деятельности.33
Анализируя внебюджетную деятельность ЯТЖТ можно сказать следующее. Платных услуг техникум не оказывает, так как в районе, где он расположен, функционирует много дополнительных организаций и секций, в которые студенты ходят бесплатно.
Помимо этого МОУ имеет безвозмездные поступления в натуральном выражении от Управления образованием в виде учебников.
Анализируя
выше изложенное можно сделать выводы,
что внебюджетная деятельность техникума
не развита и основным источником покрытия
расходов учреждения является бюджетное
финансирование.
Для
проведения анализа баланса используем
баланс ЯТЖТ за 2008 и 2009 года. Основные показатели
представим в таблице 5.
Таблица
5 - Сведения о динамике и структуре баланса,
тыс.руб.
Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | Изменение |
Основные средства (первоначальная стоимость) | 22 146,6 | 34 650,3 | +12 503,7 |
Амортизация основных средств | 7 221,2 | 11 551,8 | +4 330,6 |
Основные средства (остаточная стоимость) | 14 925,4 | 23 098,5 | +8 173,1 |
Расчеты по выданным авансам | 82,6 | 208,5 | +125,9 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 6,0 | 135,6 | +129,6 |
Финансовый результат | 15 239,1 | 23 264,1 | +8 025,0 |
Анализируя активы баланса техникума, можно сказать, что за последние два года, стали выделять больше финансирования на приобретение основных средств. Значительным в увеличении и обновлении основных средств, стало получение в 2008 году гранта в размере одного миллиона рублей. За 2009 год первоначальная стоимость основных средств увеличилась на 56%, из них 46% увеличение стоимость в результате переоценки проведенной на 01.01.2009 года. Но, не смотря на это, основные средства находятся в неплохом состоянии. Их износ в среднем за два года составляет всего 33%. Если финансирование на материальную базу МОУ в последующие годы не будет снижаться и учреждение будет стремиться дополнительно зарабатывать средства путем участия в национальном проекте, ситуация с основными средствами улучшится.