Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:57, курсовая работа
Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения учреждения на основе анализа финансирования образовательного учреждения (техникума) в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современное состояние системы финансирования бюджетных учреждений 5
1.1 Принципы планирования и финансирования расходов бюджета 5
1.2 Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств 9
1.3 Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений 11
2 Способы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений 19
2.1 Бюджетирование в финансовом обеспечении образовательных учреждений 19
2.2 Планирование расходов по смете 24
2.3 Современные проблемы финансирования образования и основные направления его совершенствования 31
3 Анализ финансирования деятельности МОУ ЯТЖТ и пути решения его проблем 37
3.1 Экономико-организационная характеристика МОУ ЯТЖТ 37
3.2 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ ЯТЖТ 42
3.3 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности МОУ ЯТЖТ 46
3.4 Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ ЯТЖТ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 57
А теперь нам нужно решить, какая из этих дополнительных услуг окажется более рентабельной, а проще говоря, выгодной для ЯТЖТ.
Сначала воспользуемся способом калькулирования полной себестоимости этих услуг.
Планируемые
затраты разделим на прямые (они
совпадают с переменными
К прямым расходам относятся расходы на оплату труда преподавателей. Рассчитаем эти расходы.
В течение года по первому направлению в 4 группах по 10 человек предполагается провести всего 136 часов занятий для каждой группы (136 часов * 4 группы = 544 часа). Ставка оплаты преподавательского труда за час работы 45 рублей. За весь курс работы преподаватели заработают 24480,00 рублей.
По
второму направлению
Далее рассчитаем начисления на заработную плату педагогов (единый социальный налог по ставке 26,0% и взносы в ФСС России от несчастных случаев и профзаболеваний по ставке 0,2%). Эти затраты по первому направлению составят 6413,76 рублей (24480,00 руб. * (26% + 0,2%)), по второму направлению – 4899,40 рублей (18700,00 руб. * (26% + 0,2%)).
В группу прямых расходов входят и различные материалы, необходимые для проведения учебных занятий (бумага, расходные материалы, учебные пособия и оборудование). Предположим, что в год на одного студента полагаются расходных материалов не более чем на 1000 руб. Тогда данные расходы по первому направлению - 40 000 руб. (1000 руб. * 40 чел.), по второму направлению - 15 000 руб. (1000 руб. * 15 чел.).
Косвенные (постоянные) расходы могут быть следующими.
Во-первых, это заработная плата администрации и обслуживающего персонала. В нашем примере расходы по данной статье равны 25 процентам от прямой преподавательской заработной платы. По первому направлению они составляют 6120,00 руб. (24480,00 руб. * 25%); по второму направлению – 4675,00 руб. (18700,00 руб. * 25%).
Начисления на заработную плату руководства и персонала по первому направлению будут равны 1603,44 руб. (6120,00 руб. * (26% + 0,2%)), а по второму – 1224,85 руб. (4675,00 руб. * (26% + 0,2%)).
Предположим, что в нашем примере расходы на стоимость коммунальных платежей - 30 000 руб. Распределив эти суммы между направлениями пропорционально численности обучающихся, получим, что на первое направление приходится соответственно 21818,18 руб. ((30 000 руб. : 55 чел.) * 40 чел.), а на второе – 8181,82 руб., из общей стоимости коммунальных услуг.
На
основе этих данных составим калькуляцию
платной образовательной деятельности
на 2010 год.
Таблица
7 - Калькуляция платной образовательной
деятельности на 2010 год
Статьи расходов | Расходы | |
Первое направление (английский язык) | Второе направление (тир) |
Таблица 7 - Окончание
Заработная плата педагогического состава | 24480,00 | 18700,00 |
Начисления на заработную плату | 6413,76 | 4899,40 |
Расходные материалы | 40000,00 | 15000,00 |
Всего прямые расходы | 70893,76 | 38599,40 |
Зарплата прочего персонала | 6120,00 | 4675,00 |
Начисления на зарплату прочего персонала | 1603,44 | 1224,85 |
Оплата коммунальных услуг | 21818,18 | 8181,82 |
Всего косвенные расходы | 29541,62 | 14081,67 |
ИТОГО расходы | 100435,38 | 52681,07 |
Планируемая численность контингента | 40 | 15 |
Фактическая себестоимость услуги в год | 2510,88 | 3512,07 |
Стоимость услуги в месяц | 278,99 | 390,23 |
Стоимость одного дня | - | 19,51 |
Затем
рассчитаем финансовый результат и
рентабельность наших двух дополнительных
услуг. Для этого используем результат
предыдущего расчета, а также будем исходить
из того, что наши образовательные услуги
будут стоить: первая в месяц 350,00 рублей;
вторая в день 30,00 рублей.
Таблица
8 - Финансовый результат и рентабельность
образовательных услуг
Показатели | Английский язык | Тир |
Цена одной услуги | 350,00 | 30,00 |
Число оказанных услуг | 40 | 15 |
Выручка от реализации услуг | 126000,00 | 81000,00 |
Фактическая себестоимость | 100435,38 | 52681,07 |
Прибыль | 25564,62 | 28318,93 |
Рентабельность услуг | 25,4 | 53,7 |
Из полученных результатов видно, что второе направление, которое рассчитано на меньшее количество часов, но большее количество человек рентабельнее в два раза. Поэтому выгоднее организовать два вида образовательных программ рассчитанных на большее число посетителей и меньшее число часов, нежели одну, но на небольшую аудиторию и большое количество часов.
Помимо оказания дополнительных платных услуг в деятельности учреждения необходимо произвести ряд изменений в соответствии с современными подходами. В их число входит приобретение услуг, работ и товаров путем конкурсов, аукционов и котировок цен. Проведение таких мероприятий влечет за собой значительную экономию выделенных бюджетных средств, которые в дальнейшем можно использовать на дополнительные потребности.
Нужно изменить систему централизованного снабжения МОУ материалами. Муниципальные заказы убрать как нерациональное использование бюджетных средств. Ввести разовые договорные отношения с поставщиками, т.к., судя по инвентаризации МОУ, очень много лишнего, которое не используется, например, ткани (портьеры, тюль, и т.д.). Техникум предпочел бы вариант, когда можно самостоятельно выбрать товар и его количество. Сэкономленные за счет этого деньги можно было бы направить на материальное стимулирование работников МОУ, т.к. их маленькая зарплата не способствует эффективной работе.
Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию отметим, что основная проблема состоит в том, что деньги в МОУ используются не по нуждам учреждения, а по тем статьям, которые утверждает вышестоящая организация, каждый год в соответствии с разнарядками тратятся на одни и те же товары, несмотря на то, что их уже достаточно в МОУ, к тому же закупки идут по завышенной цене. Денежные средства в результате этого расходуются не эффективно, нанося ущерб государственному бюджету и не способствуя улучшению положения МОУ.
Так же учреждение не осуществляет платную деятельность, тем самым ущемляет себя в получении дополнительных источников.
Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что десятилетиями образовательные учреждения были привязаны к государству, к господствующей системе. В последние годы все более обострялись социальные проблемы работников образовательных учреждений.
В современных условиях МОУ хотя и медленно, но становятся другими. Техникумы начали переход на гибкие системы обучения. Однако МОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности профессиональных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни преподавателей и студентов, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности техникумов. У образовательных учреждений нет денег на покупку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового оборудования.
К сожалению, в нынешних условиях система финансирования образования, несмотря на декларируемость новых принципов, осталась по сути прежней, не учитывающей реального уровня потребности. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что образовательные учреждения ориентируются на объемы работы, обусловленные не потребностью населения в образовательных услугах, а обеспеченные финансированием. Поэтому исходя не из потребности, а на основании финансовых прогнозов планируются объемы образовательных услуг, производственные мощности, штаты и т. д.
Хозяйственная деятельность МОУ ЯТЖТ пополняет финансовые средства за счет:
Эти средства, используемые МОУ на обеспечение учебно-воспитательного процесса, текущие хозяйственные нужды учреждения и материально-техническое развитие, являются средствами самофинансирования, поскольку поступления из основных источников составляют около 70% потребности.
Платные
образовательные услуги оказывают
практически все
Но, к сожалению, назвать оперативными эти сведения будет нельзя. Оперативную же информацию можно получить с помощью бухгалтерского управленческого учета, где игнорируется принцип документальной обоснованности, а основное внимание уделяется прогнозу.
Основная проблема МОУ ЯТЖТ состоит в том, что деньги используются не по нуждам учреждения, а по тем статьям, которые утверждает вышестоящая организация, каждый год в соответствии с разнарядками тратятся на одни и те же товары, несмотря на то, что их уже достаточно в МОУ, к тому же закупки идут по завышенной цене. Денежные средства в результате этого расходуются не эффективно, нанося ущерб государственному бюджету и не способствуя улучшению положения МОУ.
Так же учреждение не осуществляет платную деятельность, тем самым ущемляет себя в получении дополнительных источников.
Важный вопрос – оптимизация бюджетных расходов и финансовая дисциплина. Сокращение и оптимизация расходов достигаются через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслуживания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации.
Если позволить МОУ самостоятельно выбирать поставщиков материалов, за счет снижения стоимости поставок получилась бы значительная экономия бюджетных средств.
Нужно изменить систему снабжения МОУ требуемыми материалами. Муниципальные заказы убрать как нерациональное использование бюджетных средств. Ввести разовые договорные отношения с поставщиками, т.к., судя по инвентаризации МОУ, очень много лишнего, которое не используется. Техникумы предпочли бы вариант, когда можно самостоятельно выбрать товар и его количество. Сэкономленные за счет этого деньги можно было бы направить на материальное стимулирование работников МОУ, т.к. их маленькая зарплата не способствует эффективной работе.