Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:09, курсовая работа
Отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.
Неповторимость системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. Около двух десятков российских заповедников имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО).
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий……………………………………………………………………….4
2. Правовой статус особо охраняемых природных территорий………...9
3. Особо охраняемые природные территории Самарской области…….14
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………20
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
Порядок образования государственных заповедников законодательно определен. Статья 8 ФЗ устанавливает, что государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.
Органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами[4].
На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма. Законодательное определение имеется в статье 12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»: национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Национальные парки в отличие от заповедников наряду с задачами по охране и изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и рекреацию граждан.
Земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.
Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
В нашей стране взяты под охрану разнообразные памятники природы. Среди них участки леса с ценными древесными породами, вековые деревья, кустарники, участки территории с особо ценной растительностью, отдельные виды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-паркового искусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняются памятники неживой природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения ледниковых отложений и коренных пород и др.), различные гидрологические объекты (водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другие достопримечательности природы. Охрана устанавливается и над природными объектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение.
В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.
Эта категория особо охраняемых природных территорий наиболее распространена на региональном уровне, памятников природы федерального значения в России всего 28, общей площадью 19,351 тыс. га.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Памятниками природы федерального значения объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.
Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.
3. Особо охраняемые природные территории Самарской области
В настоящий момент в Самарской области сформирована уникальная сеть различных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Ее основу составляют ООПТ федерального значения: Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина (23,157 тысяч гектар), Национальный парк «Самарская Лука» (127,186 тысяч гектар), Национальный парк «Бузулукский бор» (54,102 тысяч гектар), Шиланские Генковские лесополосы (1,395 тысяч гектар). Площадь их составляет 3,8% общей площади Самарского региона. Всего на территории области находится более 250 памятников природы и 8 особо ценных лесных массивов регионального значения общей площадью 6,376 тысяч гектар, выделено 9 ключевых орнитологических территорий, 5 из которых имеют международное значение.
Самарская область располагает несколькими источниками информации об особо охраняемых природных территориях Самарской области, которая подготовлена в разные годы XX века научно-исследовательскими институтами, учеными, краеведами.
К их числу относятся:
- «Памятники природы Куйбышевской области», составители – Матвеев В.И. и Горелов М.С. (1986 г.).
- «Каталог памятников природы Куйбышевской области»: составлен по материалам института «Волгогипрозем» и секции охраняемых природных территорий Куйбышевского областного совета ВООП (1990 г.).
- «Зеленая книга Поволжья»: охраняемые природные территории Самарской области, составители – Захаров А.С. и Горелов М.С. (1995 г.).
В 1993 году распоряжением Главы Администрации Самарской области от 6 мая 1993 года № 421 были утверждены результаты инвентаризации историко-культурного и природного наследия на территории Самарской области.
Памятники природы - это самая многочисленная категория ООПТ, однако, доля ее в общей площади области невелика.
Памятники природы располагаются во всех районах Самарской области. Наибольшее их число находится в Ставропольском, Волжском, Сызранском, Алексеевском, Кинельском, Шигонском, Камышлинском районах.
Особо ценные лесные массивы регионального значения представлены Генковскими лесополосами, расположенными на территории Волжского (6 массивов), Приволжского (1 массив) и Хворостянского (1 массив) муниципальных районов.
Специалисты заповедного дела считают, что на территории Самарской области еще не исчерпаны резервы организации особо охраняемых природных территорий различного статуса и поэтому для реального сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, поддержания экологического баланса общая площадь сети особо охраняемых территорий может быть увеличена примерно в 5 раз.
Работы по инвентаризации ООПТ продолжаются и проведение этих работ позволит определить и закрепить на местности границы существующих и потенциальных памятников природы. Наиболее ценным в пределах Приволжской лесостепи являются участки сосново-широколиственных лесов в Сызранском районе на границе с Ульяновской областью – Рачейский бор и уникальный лесной массив в Шигонском районе, расположенный к северу от Усинского залива, занимая левобережную террасу реки Усы – Муранский бор. Здесь обитают несколько десятков видов животных и растений Красной книги Российской Федерации. Резервирование этих территорий ландшафтными заказниками «Рачейка», «Муранский бор» поможет сохранить эти уникальные природные сообщества. Большую ценность представляют урочища «Грызлы» и «Синий Сырт», расположенные в Большечерниговском районе, это самые крупные участки степи в Самарской области. Уникальными сообществами степной растительности, солонцов, солончаков и водно-болотных комплексов является урочище «Майтуга», расположенное в Безенчукском районе, где также требуется расширение площади существующего памятника природы. Территория Сусканского залива Куйбышевского водохранилища рыбоводного комплекса «Сускан» (Ставропольский район) интересна исключительно с орнитологической точки зрения. Она включена в реестр ключевых орнитологический территорий международного значения и не имеет аналогов в средней полосе Европейской части России.
Для координации сбора и использования информации об особо охраняемых природных территориях в Российской Федерации, в том числе и Самарской области, необходимо формирование Государственного кадастра ООПТ, который явился бы наиболее полным официальным документом, содержащим регулярно обновляемые сведения обо всех ООПТ федерального, регионального и местного значения.
С созданием Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области оно осуществляет полномочия по организации и функционированию особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также государственное управление и государственный контроль в этой сфере.
Самарская область обладает редким фондом генетического разнообразия растений и животных. Этим фондом в первую очередь является Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина.
Заключение
В Российской Федерации наиболее традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки и природоохранного движения России. Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий.
В настоящий момент в Самарской области сформирована уникальная сеть различных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Ее основу составляют ООПТ федерального значения: Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина (23,157 тысяч гектар), Национальный парк «Самарская Лука» (127,186 тысяч гектар), Национальный парк «Бузулукский бор» (54,102 тысяч гектар), Шиланские Генковские лесополосы (1,395 тысяч гектар). Площадь их составляет 3,8% общей площади Самарского региона. Всего на территории области находится более 250 памятников природы и 8 особо ценных лесных массивов регионального значения общей площадью 6,376 тысяч гектар, выделено 9 ключевых орнитологических территорий, 5 из которых имеют международное значение.
Согласно Федеральному Закону «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий Самарской области