Проблемы формирования и ведения муниципальных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Правильный баланс между доходами и расходами бюджета государства в современном мире до сих пор является предметом дискуссий и споров многих экономистов: выдвигаются новые точки зрения, пересматриваются взгляды, уже ставшие привычными.
В России рассмотрение бюджетов различных уровней представляет особый интерес потому, что бюджеты всех уровней, хотя и являются автономными, в совокупности представляют единую бюджетную систему РФ.
Так в России выделяют федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.
Изучение всех уровней бюджета по-своему важно и актуально. Но на сегодня особенно много времени уделяют изучению муниципальных бюджетов, они являются бюджетами третьего уровня, но не смотря на это они представляют собой также своеобразный фундамент бюджетной системы России и от укрепления именно муниципальных бюджетов зависит надёжность всей системы.

Содержание

Введение 3
Теоретические подходы к пониманию бюджета
Экономическая сущность и содержание бюджета 6
Анализ теоретических взглядов на место и роль государственного бюджета 12
1.3.Бюджетный процесс, структура и сбалансированность
бюджета 16
Бюджет – основа жизнедеятельности муниципального образования
Понятия, специфика и сущность бюджета муниципального
образования 23
Проблемы в социальной сфере муниципальных бюджетов Краснодарского края 30
Заключение 44
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая № 3!.doc

— 805.50 Кб (Скачать файл)

 Между тем, важно помнить, что основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека. Социальная политика всегда имела важное значение в структуре муниципальных образований и их бюджетов.

Вследствие этого отметим, что по итогам социологического опроса глав муниципальных образований в Краснодарском крае в 2007 г. был составлен рейтинг проблем по степени их остроты в муниципальных районах, так вот на первом месте оказались именно проблемы социального характера. Было выделено 6 основных проблем и хотя уже прошло 3 года, изъяны в социальной политике этих направлений до сих остаются приоритетными. (рис.5)

 

 

Рисунок 5 – Проблемы социальной политики в муниципальных образованиях

Краснодарского края на 2007г. 9 (Составлено автором).

Так по итогам январской  сессии Законодательного Собрания Краснодарского края, было объявлено, что в 2010 г. внимание по-прежнему будет сосредоточено на решении вопросов в социальной сфере. В планах на 2010 г. законотворческая работа, направленная, как раз на совершенствование организационных и правовых основ местного самоуправления. 10

Итак, формирование и реализация муниципальной социальной политики является одной из главных задач органов местного самоуправления. Поэтому в следующем пункте данной части целесообразно было бы рассмотреть социальную функцию муниципальных образований и местные бюджетные ресурсы, выделяемые на социальную сферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Проблемы в социальной сфере муниципальных бюджетов Краснодарского края.

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.

Выполнение  социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Изучение  социальных явлений и процессов  проводится по всему миру. Только с  помощью исследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества.  Роль муниципальных образований в социальной политике велика, на политику в этой сфере влияют экономические, финансовые, организационные, национальные и другие мероприятия, а также демографическая структура населения и занятность населения. В общем, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. 

Социальную сферу муниципальных  образований составляют отрасли образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения. Эти отрасли непосредственно определяют уровень жизни людей и их благополучие, а поэтому расходы на их содержание являются социально значимыми. Социальные отрасли в структуре расходов бюджета занимают наибольший удельный вес, а сами расходы на эти отрасли дифференцируются в зависимости от фактически развёрнутой сети соответствующих учреждений и их мощности.

Прежде всего, отметим, что в социальной сфере нельзя считать приоритетной ту или иную отрасль. Каждая имеет свою специфику. Каждый человек от рождения до глубокой старости нуждается в услугах этих отраслей. Он появляется на свет в родильном доме, растёт и воспитывается в детском дошкольном учреждении, учится в школе, в среднем специальном или высшем учебном заведении, в случае болезни лечится в поликлинике или профильном стационаре. Если человек малоимущий, одинокий или нуждается в постоянном уходе, к нему на помощь приходят работники органов социальной защиты.

При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению  органами местного самоуправления таков:

– комплексные центры социального обслуживания ветеранов  и других социальных групп;

– социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

– дома инвалидов и  престарелых;

– детские дома;

– центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Следует отметить, что  в расходах консолидированного бюджета  РФ на жилищно-коммунальное хозяйство  средства местных бюджетов составляют 70%, на образование - 67%, на здравоохранение и физическую культуру - 55%, социальную политику - 49%, культуру и искусство - 45%.

По Краснодарскому краю перечень показателей уровня развития социальной инфраструктуры муниципальных образований составляет:

  1. обеспеченность населения врачами (число врачей на 10 тыс. населения);
  2. обеспеченность медицинским персоналом (число персонала на 10 тыс. населения);
  3. обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей);
  4. обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. населения).

В таблице 1. можно проследить, что показатели развития социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях в целом по краю с каждым годом увеличиваются, хоть и не на много,  но рост становится заметен.

Таблица 1 -  Комплексная оценка развития социальной инфраструктуры муниципальных образований Краснодарского края по отчету за 2007, 2008 годы, оценке 2009 года, прогнозу на 2010 год.

ТЕРРИТОРИИ

Период

Уровень развития социальной инфраструктуры

Обеспеченность населения врачами (число врачей на 10 тыс. населения), человек

Обеспеченность сред. мед. персоналом (число персонала на 10 тыс. населения), человек

Обеспеченность дошкольными  образоват. учреждениями (мест на 1000 детей), мест

Обеспеченность амбулаторно-поликлин. учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. населения), посещ.

ВСЕГО ПО КРАЮ

2007 Отчет

42,6

92,0

482,0

219,1

2008 Отчет

42,9

92,6

487,1

219,4

2009 Оценка

43,0

92,6

487,5

219,4

2010 Прогноз

43,0

92,7

487,7

220,6

2010 в % к  2007

100,9

100,8

101,2

100,7


 

Источник: Комплексная оценка социально-экономического развития муниципальных образований края за период 2007-2010 годы // http://economy.krasnodar.ru/kmt/comp_munic/29_12_comlex.html

 

Также отметим, что органы местного самоуправления осуществляют мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с

детской беспризорностью, содействуют организации занятости  населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

Так и в Краснодарском крае в 2009-2010 гг. социальная политика направлена на улучшение таких сфер, как здравоохранение, образование, наука, спорт и социальное обеспечение.

Одной из наболевших проблем в социальной сфере муниципальных образований Краснодарского края является повышение цен на ЖКХ и развитие ЖКХ в целом. Как заявил премьер-министр России В.В.Путин 22 марта 2010 г. на встрече с вице-премьером Дмитрием Козаком, потолок роста цен на ЖКХ должен составлять не более 25 %. В свою очередь, по Краснодарскому краю в минувшем 2009 году тарифы в среднем возросли на 26,6%. И возможно на первый взгляд разница не велика, но она ощутима для пенсионеров, представителей многодетных семей и людей-инвалидов, которые проживают одни. Правительство уделяет слишком мало внимания данной проблеме. Дмитрий Козак доложил Путину, что примерно в 10 % субъектов «то ли в нарушение закона, то ли ввиду политической незрелости муниципалитетов, тарифы на ЖКХ в начале 2010 г. имели превышение более чем на 25 процентов». Вокруг этой темы ведутся постоянные дискуссии, а возмущениям граждан нет предела. Когда, наконец, жители городов будут платить деньги за реально израсходованный газ, воду, свет и отопление? К сожалению, никто не контролирует соблюдение тарифной политики управляющими организациями в муниципальных образованиях, имеющими название ЖСК, ТСЖ или ЖК, но состоящими из 2-3 человек и принимающими решения по финансовым вопросам с полным пренебрежением к законодательству.

В 2006 г. Департамент ЖКХ Краснодарского края разработал стратегию по развитию ЖКХ в крае до 2010 г. Согласно этой стратегии, основной её целью является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Для достижения этой цели были выделены следующие задачи:

· сформировать рыночные механизмы функционирования жилищно-коммунального комплекса и создать условия для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры.

· снизить издержки производства и повысить качество жилищно-коммунальных услуг.

· разработать и принять  нормативно-правовую базу, обеспечивающую единый подход в вопросах тарифного  регулирования и взаимоотношений  хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальном комплексе.

Общий объем средств  для реализации поставленных задач  составил 26862,5 млн.руб. (табл.2).

Таблица 2 - Финансирование мероприятий по реализации Стратегии  развития ЖКХ в Краснодарском  крае.

Источники финансирования

Всего

2006г.

2007г.

2008г.

2009-2010 г.г.

Краевой бюджет

441,7

93,0

93,0

93,0

162,7

Местный бюджет

( муниципальный  )

 

7547,7

 

125,0

 

3000,0

 

3250,0

 

1172,7

Другие источники

18873,1

4000,0

6000,0

4925,0

3948,1

в том числе:

средства инвесторов

 

7640,7

 

2500,0

 

4340,7

 

700,0

 

100,0

ВСЕГО

26862,5

4218,0

9093,0

8268,0

5283,5


Источник: Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края 2006-2010 гг. // http://www.gkh-kuban.ru/official11.html.

Но по данным 2009 г. проблемы с ЖКХ до сих пор не удалось решить, эти проблемы являются наиболее острыми в социальной сфере всего Краснодарского края и входящих в его состав муниципальных образований, так как они затрагивают как жилищную сферу, так и экономику края, они связаны с состоянием основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства, которое характеризуется на сегодня высоким уровнем износа водопроводно-канализационных сетей и оборудования (65 %), высоким удельным весом доли ветхих и аварийных водопроводных и канализационных сетей (32 % и 23 % соответственно).

Во многих муниципальных  образованиях края основные проблемы по обеспечению водой потребителей связаны с необходимостью реконструкции аварийных и строительства новых объектов водоснабжения (сетей водопровода, артезианских скважин, станций очистки и обеззараживания воды, резервуаров запаса чистой воды и водонапорных башен, водопроводных насосных станций). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды.

В итоге, общая минимальная  потребность в средствах на замену только ветхих и аварийных водопроводных и канализационных сетей составляет около 11 млрд. рублей.

Муниципальными образованиями  края на протяжении многих лет не финансировались  мероприятия по реконструкции и  развитию систем теплоснабжений. Средний процент износа теплоэнергетического оборудования по Краснодарскому краю составляет 65 , то есть большая часть оборудования котельных требует замены или капитального ремонта. А основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование мероприятий по развитию населённых пунктов, которое производится по остаточному принципу исходя из возможностей местных бюджетов.

Ограниченные возможности  финансирования из муниципальных бюджетов также являются основной причиной, сдерживающей рост строительства социального жилья.

В связи с этим продолжительность ожидания своей очереди на получение жилья составляет для граждан в основном 15-20 лет, а в отдельных случаях – 30-40 лет. Сохраняется напряжённость в обеспечении социальным жильём отдельных категорий граждан, определённых законодательством РФ: инвалидов и участников ВОВ, малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, участников катастроф и т.д.

    Ещё одна не менее важная проблема, это проблема здравоохранения. В 2009 г на развитие кубанского здравоохранения было направлено почти 40 млрд. рублей - на 13 % больше, чем в 2008 году. Деньги идут на закупку оборудования, внедрения новых суперсовременных технологий, капитальную реконструкцию и строительство десятков медицинских объектов по всему краю.

Плюсы в новой тактике  здравоохранения уже видны, так впервые за 15 лет показатели смертности и рождаемости на Кубани почти сравнялись, как отметил губернатор Кубани А.Ткачёв на заседании коллегии департамента здравоохранения в апреле 2010 г. В Анапе, Краснодаре, Сочи и Белореченском районе рождаемость уже идёт с плюсом. Продолжительность жизни в городах Краснодарского края на сегодня выше 70 лет, тогда как в среднем по России – 68 лет. Младенческая смертность, только за последний год в крае снизилась на 17 %, а в среднем по стране – всего на 8,2 %.

Однако, в связи с этим возникает другая проблема – проблема обеспеченности объектами социальной сферы.

Информация о работе Проблемы формирования и ведения муниципальных бюджетов