Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:06, курсовая работа
Правильный баланс между доходами и расходами бюджета государства в современном мире до сих пор является предметом дискуссий и споров многих экономистов: выдвигаются новые точки зрения, пересматриваются взгляды, уже ставшие привычными.
В России рассмотрение бюджетов различных уровней представляет особый интерес потому, что бюджеты всех уровней, хотя и являются автономными, в совокупности представляют единую бюджетную систему РФ.
Так в России выделяют федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.
Изучение всех уровней бюджета по-своему важно и актуально. Но на сегодня особенно много времени уделяют изучению муниципальных бюджетов, они являются бюджетами третьего уровня, но не смотря на это они представляют собой также своеобразный фундамент бюджетной системы России и от укрепления именно муниципальных бюджетов зависит надёжность всей системы.
Введение 3
Теоретические подходы к пониманию бюджета
Экономическая сущность и содержание бюджета 6
Анализ теоретических взглядов на место и роль государственного бюджета 12
1.3.Бюджетный процесс, структура и сбалансированность
бюджета 16
Бюджет – основа жизнедеятельности муниципального образования
Понятия, специфика и сущность бюджета муниципального
образования 23
Проблемы в социальной сфере муниципальных бюджетов Краснодарского края 30
Заключение 44
Список использованных источников 47
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Проблемы формирования и ведения муниципальных бюджетов
Выполнила:
студентка 3 курса
экономического факультета
специальность 080102
группа 308
Научный руководитель:
канд. экон. наук, доц. Толстова А.З.
Краснодар 2012
Содержание
Введение 3
1.3.Бюджетный процесс, структура и сбалансированность
бюджета 16
образования 23
Заключение 44
Список использованных источников 47
Введение
В настоящее время, ни одно государство и ни один его субъект не могут обойтись при планировании финансовой деятельности без составления бюджета. В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.
Обеспечивая деятельность систем образования, здравоохранения, социальной поддержки, заботясь об окружающей среде, развитии науки и культуры, государство выполняет свои социальные функции. Регулируя условия для развития бизнеса и обеспечивая функционирование государственного сектора экономики, государство поддерживает экономическое развитие. Бюджет же позволяет создавать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и обеспечения национальной безопасности.
Роль бюджета в экономике государства ещё со времён Древней Руси до наших дней всегда была и остаётся значительной. Любая дискуссия об экономической политике непременно сводится к обсуждению государственного бюджета, а именно бюджетной системы и бюджетной структуры государства, и конечно же такого показателя, как сбалансированность бюджета.
В современных условиях показатели главных инструментов госбюджета, а именно доходов и расходов, очень редко бывают сбалансированы. Как сказал 40-й президент США Рональд Рейган, «Составлять сбалансированный бюджет — все равно, что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить «нет»». Только в том случае, когда расходы в государстве будут равны доходам или хотя бы превышать их, но незначительно, можно будет говорить об эффективной бюджетной политике в государстве.
Правильный баланс между доходами и расходами бюджета государства в современном мире до сих пор является предметом дискуссий и споров многих экономистов: выдвигаются новые точки зрения, пересматриваются взгляды, уже ставшие привычными.
В России рассмотрение бюджетов различных уровней представляет особый интерес потому, что бюджеты всех уровней, хотя и являются автономными, в совокупности представляют единую бюджетную систему РФ.
Так в России выделяют федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.
Изучение всех уровней бюджета по-своему важно и актуально. Но на сегодня особенно много времени уделяют изучению муниципальных бюджетов, они являются бюджетами третьего уровня, но не смотря на это они представляют собой также своеобразный фундамент бюджетной системы России и от укрепления именно муниципальных бюджетов зависит надёжность всей системы.
Проблемы ведения муниципальных бюджетов привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
Именно в связи с актуальностью данной темы, а также моей заинтересованностью в её изучении, в качестве объекта исследования своей научной работы я выбрала муниципальные бюджеты.
В свою очередь, предметом исследования данной научной работы является процесс формирования и ведения бюджетов муниципальных образований, а именно выделение средств из местных бюджетов на решение различных проблем, возникающих в социальной сфере.
Целью моего исследования является выяснение проблем, сложившихся в процессе ведения бюджета в муниципальных образованиях и в России в целом: рассмотрение понятия бюджет и госбюджет, характеристика бюджетной системы РФ, рассмотрение этапов бюджетного процесса и его участников, функций госбюджетов, а также сбалансированности госбюджетов; анализ теоретических взглядов на место и роль государственного бюджета; рассмотрение специфики, сущности и структуры бюджетов муниципального образования, проблем, связанных с социальной сферой муниципальных бюджетов в целом и по Краснодарскому краю.
Моя работа разделена на два крупных раздела, первый посвящен теоретическим подходам к пониманию бюджета, второй – бюджетам муниципальных образований и проблемам социального характера, возникающим при ведении данных бюджетов. В своих исследованиях я использовала работы известных зарубежных и отечественных экономистов ( Смита А., Афанасьева М., Гуриева С., Илларионова А., Сенчагова В.) и различные учебные пособия ( Ананьиной. О, Булатова А.С., Грязновой А.Г., Матеюка В.И., Михайлушкина А.И., Райзберга Б.А. ), а также периодические издания (газеты «Краевые новости»,«В Законодательном собрании Краснодарского края» и журнала «Вопросы экономики») и публикации на экономических сайтах в сети Интернет.
1. Теоретические подходы к пониманию бюджета
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета
Понятие «Бюджет» происходит от латинского bulga – «кожаный мешок, ранец» к нам же оно пришло из Англии. Излагая в английском парламенте содержание будущих доходов и расходов, канцлер казначейства (министр финансов) открывал мешок с деньгами и документами (budget). Эта процедура называлась «открытием бюджета».
Профессор Райзберг Б.А. подчёркивает, что термин «бюджет» имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, бюджет – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определённого периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику её наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами
[20, с.429].
Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов и расходов, избыточностью и дефицитностью личного кошелька, но мало кто задумывается о том, как изначально зародился этот термин и для чего вообще он существует. Чтобы подробнее рассмотреть этот вопрос необходимо обратиться к историческим источникам. Итак, обратимся к истокам формирования бюджета в России.
Именно во времена Древней Руси появилась должность казначея - хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. Состояние казны было предметом особой заботы для всех правителей - от великого князя до императора. В средние века государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов великого князя, царя, причем доходы поступали как в натуральной, так и в денежной форме. Бюджетного права в России длительное время не существовало.
Таким образом, только в 1862 г. впервые были изданы правила составления сметы по росписи, улучшен государственный контроль, и - самое главное - на каждый год министром финансов стал составляться проект росписи. Этот проект рассматривался и уточнялся в Государственном Совете, и окончательно утверждался императором. Кроме того, началась публикация государственной росписи доходов и расходов в «Правительственном вестнике». В этот период были разработаны основные принципы построения государственного бюджета России. Бюджет, то есть роспись доходов и расходов, представлял, как и в европейских странах, полную картину состояния финансов Российской империи.
Наконец, в 1906 г. были изданы Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России, а государственный бюджет принял окончательное оформление. А в 2006 году российскому бюджетному праву и бюджетному процессу исполнилось сто лет.
Нельзя не отметить, что важную роль в бюджете страны и любого субъекта страны играет бюджетная система. Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы, воплощают базисный способ финансового регулирования экономики.
Бюджеты и бюджетное
регулирование существуют в любой
социально-экономической
По определению профессора Булатова А.С., государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций [3, c.517].
Государственный бюджет является главным инструментом правительственной политики в экономической сфере. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта страны.
В свою очередь, согласно Бюджетного кодексу Российской Федерации, государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1 В просторечие государственный бюджет иногда называют казной.
Государственный бюджет обычно делят на следующие уровни:
Через государственный
и местные бюджеты
национального дохода страны. Свыше 80%
доходов государственного бюджета
составляют обязательные платежи и налоги
от предприятий государственной
формы собственности.
По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением, и заключается в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи денежная форма и основные функции финансов.
Учёные по-разному выделяют основные функции госбюджета. Так профессор Булатов А.С. сводит функции госбюджета к следующим. Во-первых, это финансовое обеспечение экономической политики. Для этого государство собирает денежные средства в доходную часть госбюджета, а затем их расходует в соответствии с целями и задачами своей экономической политики.
Во-вторых, это финансовое обеспечение социальной политики, прежде всего, через перераспределение доходов. В ходе экономического кругооборота происходит перераспределение доходов, для чего государство из собранных в бюджет средств выплачивает социальные трансферты.
В-третьих, содержание государственного аппарата, или, говоря по-другому, государственных институтов, причём не только экономических и социальных, но и всех остальных (армии, судов и тюрем, внешнеполитического аппарата и т.д.).
Между тем, профессор Райзберг Б.А. делит функции госбюджета на распределительную и контрольную. Распределительная функция государственного бюджета проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей. Сфера действия этой функции достаточно многообразна – это межотраслевое, межтерриториальное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются.
Проявление функций государственного бюджета находит своё отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Поэтому отдельное внимание необходимо уделить бюджетному устройству. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и т.п. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Информация о работе Проблемы формирования и ведения муниципальных бюджетов