Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:39, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических и практических вопросов по исчислению и уплате Единого социального налога, как основного источника формирования доходной части внебюджетных фондов.
Для реализации данной цели автором был определен круг задач:
– рассмотреть общие вопросы, связанные с системой социальной защиты населения Российской Федерации, затронув проблемы финансирования социальных правительственных программ как нашего государства, так и зарубежных стран;
– дать характеристику социальных внебюджетных фондов, раскрыть их сущность и необходимость создания, показав при этом механизм формирования их доходной части
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации отчислений Единого социального налога
1.1 Единый социальный налог, его сущность
1.2 Исследование нормативной базы расчетов по ЕСН
1.3 Особенности деятельности предприятия и его учетная политика
Глава 2. Действующая практика организации учета расчетов с внебюджетными фондами
2.1 Порядок организации отчислений во внебюджетные фонды
2.2 Организация использования средств внебюджетных фондов
2.3 Аналитический и синтетический учет отчислений и использования средств ЕСН
Заключение
Список использованных источников
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования РФ;
Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).
Пенсионный фонд –
это централизованный фонд пенсионного
обеспечения населения. Пенсия –
это гарантированная денежная ежемесячная
выплата для обеспечения
Пенсионные отношения в Российской Федерации регулируются Федеральным Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года в редакции последних изменений, принятых другим законом № 55-ФЗ от 30 апреля 2008 года.
Пенсионный фонд РФ создан
в целях государственного управления
финансовыми ресурсами
Денежные средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет единого социального налога, дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц.
Кроме ЕСН, поступающего от организаций и физических лиц, в ПФР перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
Фонд социального
страхования РФ. Социальное страхование
– один из видов государственного
материального обеспечения
В нашей стране способствовать
материальному обеспечению лиц,
не принимающих участие в трудовом
процессе по ряду причин, призван государственный
фонд социального страхования, действующий
в соответствии с Указом Президента
РФ от 7 августа 1992 года и с Положением
о Фонде социального
Средства Фонда социального
страхования РФ образуются за счет
единого социального налога (взноса),
доходов от инвестирования части
временно свободных средств Фонда
социального страхования в
Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.
Фонды обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с законом РСФСР от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 года.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для Российской Федерации. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования. В России созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Деятельность Федерального
фонда направлена на обеспечение
реализации Закона «О медицинском страховании
граждан в РСФСР», достижение социальной
справедливости и равенства всех
граждан в системе
Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет уплат единого социального налога предприятиями и организациями, бюджетных ассигнований, кредитов банков и иных кредиторов, прочих поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит).
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне Федеральная налоговая служба РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
До введения единого
социального налога был не совсем
ясен статус отчислений в государственные
социальные внебюджетные фонды. Формально
не являясь налогами, поскольку не
входили в установленную
После принятия части
второй Налогового кодекса РФ и Федерального
закона «О введении в действие части
второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений
в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах»
с 1 января 2001 года вступил в силу
новый порядок исчисления и уплаты
взносов в государственные
Главой 24 части второй
Налогового кодекса РФ был введен
единый социальный налог (ЕСН). Принципиальное
значение имеет также и то обстоятельство,
что с введением единого
Единый социальный налог
является одним из наиболее значимых
как в формировании доходов государства,
так и для финансового
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы, ставки налоговый и отчетный периоды, и т.д. Сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как процентная доля налоговой базы.
1.2 Исследование нормативной базы расчетов по ЕСН
Определение налогоплательщиков Единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от их категорий. Представим круг налогоплательщиков ЕСН в виде следующей схемы.1 Согласно ст. 235 НК РФ все налогоплательщики ЕСН делятся на две категории:
1. Лица, производящие
выплаты физическим лицам (в
старой редакции они
2. Лица, не производящие
выплат физическим лицам. Это,
как правило, индивидуальные
На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к нескольким категориям налогоплательщиков. В этом случае он является отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Одновременно с этим
организации и индивидуальные предприниматели,
переведенные в соответствии с действующим
законодательством на уплату налога
на вмененный доход для
Организация является налогоплательщиком
ЕСН независимо от того, является ли
она коммерческой или некоммерческой,
а также независимо от своей организационно-правовой
формы. С момента государственной
регистрации родовые, семейные общины
приобретают статус юридического лица
и, таким образом, также становятся
налогоплательщиками единого
К организациям, обязанным
уплачивать ЕСН, относят также крестьянские
(фермерские) хозяйства, созданные до
вступления в силу части первой Гражданского
кодекса РФ (1 февраля 1995 г.) в качестве
«самостоятельного
В то же время фермерские хозяйства и другие организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, на основании п. 4 ст. 346 НК РФ не являются налогоплательщиками ЕСН.
К субъектам, освобожденным от уплаты ЕСН, относятся и организации, применяющие такие специальные налоговые режимы, как упрощенная система налогообложения (п.2 ст. 346 НК РФ) и уплата единого вмененного дохода (ЕНДВ). В случае, когда последние наряду со своей предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНДВ, осуществляют иную предпринимательскую деятельность, они обязаны уплачивать ЕСН с выплат, производимых физическим лицам на общих основаниях.
Наряду с организациями, освобожденными от уплаты ЕСН ввиду применения ими специальных налоговых режимов, данный налог не уплачивают и индивидуальные предприниматели, применяющие те же режимы. При этом обязательным как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей является уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Адвокатская деятельность, как и нотариальная, не является предпринимательской, но в отличии от нотариусов, адвокаты не приравнены в целях налогообложения к индивидуальным предпринимателям и составляют самостоятельную категорию налогоплательщиков.2
В соответствии со ст. 236 НК РФ, принятой федеральным законом от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса рф, объектом налогообложения ЕСН признаются для:
1. Работодателей, кроме
работодателей – физических
– вознаграждения, за исключением
вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям, по договорам гражданско-
– выплаты в виде материальной
помощи и иные безвозмездные выплаты
в пользу физических лиц, не связанных
с налогоплательщиком трудовым договором,
либо договором гражданско-
Полный перечень видов выплат и вознаграждений, включаемых в фонд заработной платы, дан в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат специального характера при заполнении форм Федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной приказом Госкомстата РФ от 24 ноября 2000 г. No 116.
При этом выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц;
2. Физических лиц –
работодателей – выплаты и
иные вознаграждения, включая вознаграждения
по договорам гражданско-
Выплаты, осуществляемые
налогоплательщиками-
3. Налогоплательщиков, осуществляющих
самостоятельную частную