Расчеты с внебюджетными фондами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических и практических вопросов по исчислению и уплате Единого социального налога, как основного источника формирования доходной части внебюджетных фондов.
Для реализации данной цели автором был определен круг задач:
– рассмотреть общие вопросы, связанные с системой социальной защиты населения Российской Федерации, затронув проблемы финансирования социальных правительственных программ как нашего государства, так и зарубежных стран;
– дать характеристику социальных внебюджетных фондов, раскрыть их сущность и необходимость создания, показав при этом механизм формирования их доходной части

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации отчислений Единого социального налога
1.1 Единый социальный налог, его сущность
1.2 Исследование нормативной базы расчетов по ЕСН
1.3 Особенности деятельности предприятия и его учетная политика
Глава 2. Действующая практика организации учета расчетов с внебюджетными фондами
2.1 Порядок организации отчислений во внебюджетные фонды
2.2 Организация использования средств внебюджетных фондов
2.3 Аналитический и синтетический учет отчислений и использования средств ЕСН

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Расчеты с внебюджетными фондами.docx

— 71.29 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального  страхования РФ;

Фонды обязательного  медицинского страхования (федеральный и территориальные).

Пенсионный фонд –  это централизованный фонд пенсионного  обеспечения населения. Пенсия –  это гарантированная денежная ежемесячная  выплата для обеспечения граждан  по достижении ими определенного  законом возраста, а также в  случае потери трудоспособности, потери кормильца. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионные отношения  в Российской Федерации регулируются Федеральным Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря  2001 года в редакции последних изменений, принятых другим законом № 55-ФЗ от 30 апреля 2008 года.

Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  и осуществляет следующие основные функции: выплату назначенных пенсий всем пенсионерам; межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к его  компетенции.

Денежные средства Пенсионного  фонда РФ формируются за счет единого  социального налога, дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических  лиц.

Кроме ЕСН, поступающего от организаций и физических лиц, в ПФР перечисляются бюджетные  средства на выплату государственных  пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей  в возрасте старше полутора лет, пособий  гражданам, пострадавшим от чернобыльской  катастрофы.

Фонд социального  страхования РФ. Социальное страхование  – один из видов государственного материального обеспечения населения  при нетрудоспособности по болезни  и в иных, предусмотренных законом  случаях (например, санаторно-курортное  лечение, организация пособий и  прочее). Социальное обеспечение населения  во всех государствах – одна из важнейших  задач правительства и парламентов.

В нашей стране способствовать материальному обеспечению лиц, не принимающих участие в трудовом процессе по ряду причин, призван государственный  фонд социального страхования, действующий  в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года и с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 1994 года. Фонд социального  страхования РФ (ФСС) управляет средствами государственного страхования РФ.

Средства Фонда социального  страхования РФ образуются за счет единого социального налога (взноса), доходов от инвестирования части  временно свободных средств Фонда  социального страхования в ликвидные  государственные ценные бумаги и  банковские вклады, добровольных взносов  граждан и юридических лиц, поступлений  иных финансовых средств, не запрещенных  законодательством, ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектов гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других, установленных законом случаях, прочих доходов.

Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Фонды обязательного  медицинского страхования. Медицинское  страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Медицинское  страхование в Российской Федерации  введено в соответствии с законом  РСФСР от 28 июня 1991 года «О медицинском  страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 года.

Обязательное медицинское  страхование является всеобщим для  Российской Федерации. Условием осуществления  медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного  медицинского страхования. В России созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Деятельность Федерального фонда направлена на обеспечение  реализации Закона «О медицинском страховании  граждан в РСФСР», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного  медицинского страхования, финансирование целевых программ. Основная функция  фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных  фондов по финансированию программ обязательного  медицинского страхования.

Фонды обязательного  медицинского страхования формируются  за счет уплат единого социального  налога предприятиями и организациями, бюджетных ассигнований, кредитов банков и иных кредиторов, прочих поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит).

Идея введения единого  социального налога, т.е. объединения  всех страховых взносов, возникла еще  в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне Федеральная налоговая служба РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

До введения единого  социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные  социальные внебюджетные фонды. Формально  не являясь налогами, поскольку не входили в установленную Законом  «Об основах налоговой системы  Российской Федерации» налоговую систему  России, они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной их форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования  тем самым скрытых форм оплаты труда.

После принятия части  второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие части  второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН). Принципиальное значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального  налога для всех налогоплательщиков — работодателей установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно, облегчило исчисление налога не только чисто технически, но и  с позиций предотвращения ошибок в расчетах.

Единый социальный налог  является одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения  налогоплательщиков. Единый социальный налог (взнос) - это налог, зачисляемый  в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - далее фонды) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую  базу, суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы, ставки налоговый  и отчетный периоды, и т.д. Сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как процентная доля налоговой базы.

 

1.2 Исследование нормативной базы расчетов по ЕСН

 

Определение налогоплательщиков Единого социального налога имеет  особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от их категорий. Представим круг налогоплательщиков ЕСН в виде следующей схемы.1 Согласно ст. 235 НК РФ все налогоплательщики ЕСН делятся на две категории:

1. Лица, производящие  выплаты физическим лицам (в  старой редакции они именовались  как «работодатели»). К ним относятся:2 организации; индивидуальные предприниматели;  физические лица, не признаваемые  индивидуальными предпринимателями,  но осуществляющие выплаты другим  физическим лицам по трудовым  или гражданско-правовым договорам,  предметом которых является выполнение  работ или услуг.

2. Лица, не производящие  выплат физическим лицам. Это,  как правило, индивидуальные предприниматели  и адвокаты.

На практике нередки  случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к  нескольким категориям налогоплательщиков. В этом случае он является отдельным  налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Одновременно с этим организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с действующим  законодательством на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками  единого социального налога в  части доходов, которые они получают от осуществления этих видов деятельности.1 Для правильного понимания норм ст. 235 НК РФ необходимо учитывать содержание терминов и понятий, используемых в главе 24 НК РФ «Единый социальный налог». Так, по «организациями» в ст. 11 НК РФ понимаются не только юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, но и иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью

Организация является налогоплательщиком ЕСН независимо от того, является ли она коммерческой или некоммерческой, а также независимо от своей организационно-правовой формы. С момента государственной  регистрации родовые, семейные общины приобретают статус юридического лица и, таким образом, также становятся налогоплательщиками единого социального  налога.

К организациям, обязанным  уплачивать ЕСН, относят также крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до вступления в силу части первой Гражданского кодекса РФ (1 февраля 1995 г.) в качестве «самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица».1

В то же время фермерские хозяйства и другие организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного  налога, на основании п. 4 ст. 346 НК РФ не являются налогоплательщиками ЕСН.

К субъектам, освобожденным  от уплаты ЕСН, относятся и организации, применяющие такие специальные  налоговые режимы, как упрощенная система налогообложения (п.2 ст. 346 НК РФ) и уплата единого вмененного дохода (ЕНДВ). В случае, когда последние  наряду со своей предпринимательской  деятельностью, подлежащей налогообложению  ЕНДВ, осуществляют иную предпринимательскую  деятельность, они обязаны уплачивать ЕСН с выплат, производимых физическим лицам на общих основаниях.

Наряду с организациями, освобожденными от уплаты ЕСН ввиду  применения ими специальных налоговых  режимов, данный налог не уплачивают и индивидуальные предприниматели, применяющие те же режимы. При этом обязательным как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей является уплата страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование.

Адвокатская деятельность, как и нотариальная, не является предпринимательской, но в отличии от нотариусов, адвокаты не приравнены в целях налогообложения к индивидуальным предпринимателям и составляют самостоятельную категорию налогоплательщиков.2

В соответствии со ст. 236 НК РФ, принятой федеральным законом  от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть  вторую Налогового кодекса рф, объектом налогообложения ЕСН признаются для:

1. Работодателей, кроме  работодателей – физических лиц,  – выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в  пользу работников по всем  основаниям, в том числе:

– вознаграждения, за исключением  вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, по договорам гражданско-правового  характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а  также по авторским и лицензионным договорам;

– выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты  в пользу физических лиц, не связанных  с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового  характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

Полный перечень видов  выплат и вознаграждений, включаемых в фонд заработной платы, дан в  Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат специального характера  при заполнении форм Федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной приказом Госкомстата РФ от 24 ноября 2000 г. No 116.

При этом выплаты в  натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения  в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника  за календарный месяц;

2. Физических лиц –  работодателей – выплаты и  иные вознаграждения, включая вознаграждения  по договорам гражданско-правового  характера, выплачиваемые в пользу  работников по всем Основаниям.

Выплаты, осуществляемые налогоплательщиками-работодателями, не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации  после Уплаты налога на прибыль организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя  либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц:

3. Налогоплательщиков, осуществляющих  самостоятельную частную деятельность, – доходы от предпринимательской  либо, иной профессиональной деятельности  за вычетом расходов, связанных  с их извлечением. Если указанные  налогоплательщики применяют упрошенную  систему налогообложения, объектом  налогообложения является доход,  определяемый исходя из стоимости  патента. При этом доходом признается  экономическая выгода в денежной  или натуральной форме, учитываемая  в случае возможности ее оценки  и в той мере, в которой такую  выгоду можно оценить.

Информация о работе Расчеты с внебюджетными фондами