Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:39, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических и практических вопросов по исчислению и уплате Единого социального налога, как основного источника формирования доходной части внебюджетных фондов.
Для реализации данной цели автором был определен круг задач:
– рассмотреть общие вопросы, связанные с системой социальной защиты населения Российской Федерации, затронув проблемы финансирования социальных правительственных программ как нашего государства, так и зарубежных стран;
– дать характеристику социальных внебюджетных фондов, раскрыть их сущность и необходимость создания, показав при этом механизм формирования их доходной части
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации отчислений Единого социального налога
1.1 Единый социальный налог, его сущность
1.2 Исследование нормативной базы расчетов по ЕСН
1.3 Особенности деятельности предприятия и его учетная политика
Глава 2. Действующая практика организации учета расчетов с внебюджетными фондами
2.1 Порядок организации отчислений во внебюджетные фонды
2.2 Организация использования средств внебюджетных фондов
2.3 Аналитический и синтетический учет отчислений и использования средств ЕСН
Заключение
Список использованных источников
В каждом конкретном случае доход или экономическая выгода определяется согласно нормам соответствующих глав Налогового кодекса РФ о конкретном виде налога. Объектом налогообложения для данной группы плательщиков являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.1
Перечень расходов, связанных
с извлечением доходов от предпринимательской
или иной профессиональной деятельности
устанавливается главой 23 НК РФ «Налог
на доходы физических лиц». Так, в ст.
221 Налогового Кодекса РФ установлен
порядок исчисления и применения
профессиональных налоговых вычетов.
Отдельную категорию
В соответствии со ст. 237
НК РФ налоговая база налогоплательщиков–
При определении налоговой базы указанными налогоплательщиками учитываются любые выплаты и вознаграждения, за исключением сумм, не подлежащих налогообложению, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
При осуществлении выплат
в виде материальной помощи или иных
безвозмездных выплат в пользу физических
лиц, не связанным с ними трудовым
договором либо договором гражданско-
Налоговая база налогоплательщиков – физических лиц–работодателей определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных п. 2 ст. 236 НК РФ, выплаченных за налоговый период в пользу работников.
Налоговая база налогоплательщиков, осуществляющих самостоятельную частную деятельность, определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При расчете налоговой
базы выплаты и иные вознаграждения,
полученные в натуральной форме
в виде товаров (работ, услуг), учитываются
как стоимость этих товаров (работ,
услуг) на день их получении, исчисленная
исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных
с учетом положений ст. 40 НК РФ, а
при государственном
Согласно статье 238 НК РФ не облагаются единым социальным налогом:
1) государственные пособия,
в том числе пособия по
2) все виды законодательно
установленных компенсационных
выплат (в пределах норм, установленных
в соответствии с
• возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
• бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
• оплатой стоимости
и (или) выдачей полагающегося
• оплатой стоимости
питания, спортивного снаряжения, оборудования,
спортивной и парадной формы, получаемых
спортсменами и работниками физкультурно-
• увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
• возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
• трудоустройством работников,
уволенных в связи с
• выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса) дополнительно подчеркивают законодательно установленный характер компенсационных выплат и указывают перечни нормативных актов, в соответствии с которыми такие выплаты должны производиться. В противном случае они подлежат налогообложению в общем порядке.
При освещении вопроса о ставках по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование необходимо учесть последние изменения в НК РФ, касающиеся их размера, вступившие в силу с 1 января 2005 года.1 А именно с начала 2005 года исчисление единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для всех категорий налогоплательщиков следует производить с учетом дополнений и изменений, предусмотренных Федеральным законом от 20.07.2004 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".2
Данным документом внесены изменения в ст.241 Налогового кодекса РФ в части применения ставок налога по ЕСН. Также в новой редакции изложены ст.22 и ст.33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Динамика изменения общей суммы ЕСН на сегодняшний день такова.
Во-первых, для всех категорий налогоплательщиков снижен размер базовых налоговых ставок:1
для «обычных» организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, - с 35,5 % до 26 %;
для выступающих в
качестве работодателей
для индивидуальных предпринимателей - с 13,2 % до 10 %;
для адвокатов - с 10,6 % до 8 %.
Во-вторых, изменена шкала
регрессии. В частности, для «обычных»
организаций, осуществляющих выплаты
физическим лицам, устанавливается
следующая шкала налоговых
при величине выплат до 280 тыс. руб. в год – 26 %;
при величине выплат от 280 001до 600 тыс. руб. в год – 72 800 руб. + 10 % с суммы, превышающей 280 тыс. руб.;
при величине выплат свыше 600 000 руб. в год – 104800 + 2 % с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
В-третьих, налогоплательщикам теперь не требуется, как это предусмотрено действующим порядком, подтверждать расчетом право на применение регрессивной шкалы.
Пониженные ставки налогоплательщики смогут применять в безусловном порядке, независимо от размера налоговой базы в среднем на одного работника и численности работников. При этом уменьшается и количество интервалов доходов для применения регрессивных ставок.2 Рассмотрим новые ставки по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, приведенные в таблице 2.1.
Таблица 1.1 – Установленные законодательством ставки по ЕСН
Налоговая база (руб) Федеральный бюджет ФСС РФ ФФОМС ТФОМС Итого
До 280 000 20% 3,2% 0,8% 2% 26%
От 280 001 до
600 000
56 000 руб. + 7,9% от суммы, превышающей
280 000 руб.
8 960 руб. + 1,1% от сумм, превышающей
280 000 руб.
2 240 руб. + 0,5% от суммы, превышающей
280 000 руб.
5 600 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 280 000 руб. 72 800 руб. + 10% от суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше
600 001
81 280 руб. + 2% от суммы, превышающей
600 000 руб.
12 480 руб. 3 840 руб. 7 200 руб. 104 800 руб. + 2% от суммы, превышающей 600 000 руб.
Существенно изменяется порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование.1 Во-первых, в отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года все застрахованные лица подразделяются не на три, как было ранее, а на две возрастные категории независимо от пола: лица 1966 года рождения и старше; лица 1967 года рождения и моложе. Во-вторых, для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для этой категории застрахованных лиц взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Для лиц 1967 года рождения и моложе сохранен действующий порядок: взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии. При этом следует учитывать, что на период 2005-2007 годы действуют переходные положения: взносы в «обычных» организациях начисляются исходя из базового тарифа 10 % и 4 % на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии соответственно. Таким образом, действие переходных положений продлено (в действующей редакции переходные положения действовали по 2005 год включительно).
В-третьих, по аналогии с ЕСН изменены интервалы базы шкалы регрессии: до 280000 руб., от 280001 руб. до 600000 руб. и свыше 600000 руб., а также установлены новые тарифы для базы, превышающей 280000 руб. Заметим, что в отличие от существующего порядка, в общем случае сумма взносов на обязательное пенсионное страхование теперь будет превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), начисленную в федеральный бюджет.
Действующим порядком (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ) предусмотрено, что при исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование регрессивная шкала применяется на тех же условиях, что и при исчислении ЕСН. Таким образом, с 1 января 2005 года страхователям не требуется, как ранее подтверждать расчетом право на применение пониженных тарифов, если база для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб., независимо от размера базы в среднем на одного работника и численности работников.
В четвертых, законодатель уточнил, что к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации как постоянно, так и временно.
Таким образом, с 1 января
2005 года на выплаты указанным лицам
по трудовым договорам или гражданско-
Продлены на два года и переходные положения статьи 33 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Этой статьёй устанавливаются тарифы страховых взносов на 2005 год. Их величины приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхования, применяемые в 2005 году 1
Налоговая база Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1966 года рождения и моложе
на финансирование страховой части на финансирование
страховой части накопительной части
До 280 000 руб. 14% 10% 4%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 39 200 руб. + 5,5% от суммы превышающей 280 000 руб. 28 000 руб. + 3,9% от суммы превышающей 280 000 руб. 11 200 руб. + 1,6% от суммы превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 001 руб. 56 800 руб. 40 480 руб. 16 320 руб.
Рассмотрим размеры ставок страховых пенсионных взносов в зависимости от категорий налогоплательщиков для лиц 1966 года рождения и старше. В 2005 году в соответствии со ст.22 данного Закона плательщики – работодатели (кроме работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, и крестьянских (фермерских) хозяйств) уплачивают страховые взносы по ставкам, представленным в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхования
База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года
Для лиц 1966 года рождения и
старше
на финансирование страховой части трудовой пенсии
До 280 000 руб. 14,0 %
От 280 001 руб. До 600 000 руб. 39 200 руб. + 5,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы за работников 1966 года рождения и старше по ставкам, представленным в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхования1
База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Для лиц 1966 года рождения и старше
на финансирование страховой части трудовой пенсии
До 280 000 руб. 10,3 %
От 280 001 руб. До 600 000 руб. 28 840 руб. + 5,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 46 440 руб.
В 2005 – 2007 годах в соответствии со ст.33 «Переходные положения» Закона плательщики–работодатели (кроме работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, и крестьянских (фермерских) хозяйств) уплачивают страховые взносы за работников 1967 года рождения и моложе по ставкам, представленным в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхования
База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года 2005 – 2007 годы
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 280 000 руб. 10,0 % 4,0 %
От 280 001руб. до 600 000 руб. 28 000 руб. + 3,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 11 200 руб. + 1,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 40 480 руб. 16 320 руб.