Совершенствование системы информационно - аналитического обеспечения деятельности органов местного самойправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 04:58, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Информатизация территориального управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение важным и первостепенным задачам разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления, эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить, что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов – залог успешного решения проблемы в целом при рациональном их использовании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………....
1.1 Информационное обеспечение, его состав и роль в управлении………...
1.2 Современные взгляды на проблему создания и совершенствования
информационных систем организаций………………………….…………
2 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ………………………………………………………
2.1 Современное состояние нормативно-правовой базы информационных технологий в Российской Федерации…………..…………..……………..
2.2 Государственная информационная политика – создание Единого
информационного пространства……………………………….…………..
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»
3.1 Общая характеристика администрации муниципального образования «Хабаровский район» ………………………………………………………
3.2 Анализ системы информационного обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»…………………………..
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»..
4.1 Концепция совершенствования системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район» ………………………………………
4.2 Мероприятия по совершенствованию системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район»……………………………………...
4.3 Оценка эффективности от внедрения концепции и мероприятий по
совершенствованию системы информационного обеспечения
деятельности администрации муниципального образования
«Хабаровский район»……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный проект - концепция.doc

— 610.50 Кб (Скачать файл)

- АИС экологии  и природопользования. Система функционирует как один из узлов ТИС муниципального (районного, городского) уровня.

Система позволяет автоматизировать начисление экологических платежей для предприятий и контролировать их поступления, выявлять должников и неплательщиков. Позволяет систематизировать и упорядочивать данные всех экологических проверок, формировать бюджет органа охраны окружающей среды и контролировать его исполнение, включая автоматизацию перерасчета поступающих платежей в муниципальный бюджет и в бюджет вышестоящего комитета. Система также позволяет автоматизировать подготовку всех документов, необходимых для оформления результатов экологических проверок, для начисления текущих платежей предприятий для оформления “экологического паспорта” предприятия, анализировать экологическую обстановку на территории муниципального образования, используя все массивы данных о загрязнителях.

 

4.2 Мероприятия по совершенствованию системы

     информационного обеспечения деятельности администрации

     муниципального образования «Хабаровский район»

 

Успех от использования  информационных систем для поддержки  деятельности органов государственной власти и управления зависит не только от рациональности решений, реализованных в программно-техническом комплексе, но в большей степени от порядка организации работ по внедрению проекта и от взаимодействия органов на уровне местного самоуправления. На  территории муниципального образования «Хабаровский район» уже имеется опыт использования отдельных АРМ-ов. Имеются базы данных. Имеются реализованные решения в области создания среды передачи данных. При этом на территории уровень информатизации сильно неоднороден. Недостает специалистов по обслуживанию техники и систем. Когда на территории уже пройден начальный этап информатизации, всегда остро встает задача интеграции данных и реализации принципов корпоративной ТИС для всех органов  власти и управления. 

Эта задача может решиться следующим способом. Это постепенное замещение используемых АРМ-ов на системы из состава пакета "Комплекс-МО" при полном сохранении ранее введенных баз данных. При этом интеграция данных и реализация всех требований к ТИС со стороны органов власти и управления будет обеспечена естественным образом в силу свойств этого пакета и используемых технологий.

Стоимость внедрения  проекта определяется как совокупные затраты всех участников проекта  по всем формам расходов и существенно  зависит от выбранной схемы внедрения и результатов, ожидаемых потребителем. Чем больший круг функциональных подсистем охватывается первой очередью внедрения проекта, тем ниже его эквивалентная стоимость. Факторами снижения относительной стоимости выступают оптовая поставка программно–технических средств, снижение расходов на организационное обеспечение и обучение, возможность тиражирования единого общепринятого решения по организации системы, использование единой тиражируемой документации, возможности централизованного обучения.

Стоимость проекта складывается из стоимости входящих частей, которыми являются компоненты программного обеспечения, работы и услуги:

- из стоимости программного  обеспечения (ПО), включающего стоимость ПО базиса, стоимость вспомогательного ПО, и, возможно, стоимость инструментария;

- из стоимости функциональных  подсистем (АИС-ов);

- из стоимости работ  по обследованию, адаптации базовых  функциональных подсистем; 

- из стоимости работ  по инсталляции ПО;

- из стоимости услуг  по обучению пользователей; 

- из стоимости  услуг  по сопровождению системы. 

При расчете стоимостей по отдельным частям проекта следует  исходить из ряда параметров, по которым разработчик определяет цену проекта.

Стоимость ПО (ПО базиса, вспомогательное ПО, ПО инструментария) рассчитывается исходя из числа рабочих мест, где устанавливаются соответствующие программы.  При этом, например, для обеспечения работы узла ТИС в виде локальной сети ПО базиса нужно установить на всех рабочих местах, а ПО для обменов достаточно установить на одном рабочем месте, к которому будет подсоединен модем и который будет выполнять роль почтового сервера. ПО инструментария можно закупать для тех рабочих мест, где будет работать администратор ТИС, но стоимость этих модулей ПО существенно выше, чем стоимость массовых стандартных модулей базиса и модулей обменов данными.

Стоимость второй компоненты проекта – базовых функциональных модулей (АИС-ов) рассчитывается относительно одного узла ТИС. В качестве узла ТИС может выступать или автономный компьютер с модемным каналом связи, или локальная вычислительная сеть, объединяющая несколько рабочих мест (рабочих групп). Для локальной сети оплачивается стоимость только одной единицы ПО функционального модуля (АИС-а), стоимость которой изменяется в зависимости от числа рабочих мест в локальной сети. При этом соответственно, чем больше число рабочих мест, тем ниже эквивалентная стоимость функционального ПО относительно одного рабочего места. Стоимости базовых вариантов функциональных модулей базовых АИС-ов лежат в диапазоне 70 – 600 у.е.(в зависимости от типа системы и числа рабочих мест в сети).

В случае, если при внедрении  возникает необходимость доработок  базовых решений функциональных модулей (например, адаптация под конкретный алгоритм расчета коммунальных платежей с учетом льгот, расчет арендных платежей, пени, дополнение системы новыми формами документов, выводимых на печать, и т.д.), то при внедрении разработчики производят доработку базового функционального модуля. Эти работы оплачиваются единожды для всего закупаемого количества инсталляций. Поэтому чем больше объем разовой закупки АИС тем меньше затраты на их доработку в пересчете на стоимость одного рабочего места.

Стоимость работ по инсталляции, рассчитывается относительно числа  рабочих мест. Стоимость обучения определяется исходя из числа обучаемых. При расчетах учитываются все реальные расходы разработчиков, включая командировочные расходы.

При внедрении системы  на уровне района  нужно учесть расходы  на обеспечение нормативно-проектных  работ: обследование административных органов, оценка состояния вычислительной техники, согласование состава и объема ТИС и этапности внедрения систем, определение объемов доработки функциональных модулей, перенос имеющихся баз данных в формат ТИС (конвертацию).

Таким образом, для расчета  эквивалентной стоимости одного рабочего места необходимо учесть стоимость  всех составляющих проекта: базис, вспомогательное  ПО (если устанавливается), число функциональных АИС-ов, в составе узла ТИС, стоимость инсталляции ПО, стоимость начального обучения. Также нужно учесть работы по конвертации данных и затраты на доработки АИС-ов и произвести соответствующий пересчет на число рабочих мест.

Для уменьшения затрат на внедрение типовых компонентов  ТИС целесообразно, чтобы муниципальное образование Хабаровский район» взяло на себя функции базового муниципального образования по внедрению типовых компонентов ТИС в Хабаровском крае с последующим тиражированием типовых компонентов в других муниципальных образованиях края.

Целесообразно согласовать вышеназванные рекомендации со специалистами, обеспечивающими в настоящее время функционирование ТИС органов власти Хабаровского края.

 

 

 

 

4.3 Оценка эффективности  от внедрения концепции и 

      мероприятий по совершенствованию системы

     информационного обеспечения деятельности администрации

     муниципального образования «Хабаровский район»

 

Информационное обеспечение  деятельности органов местного самоуправления  должно быть направлено на реализацию генеральной цели: “Обеспечить устойчивое комплексное развитие муниципального образования и достойную жизнь его жителям”. Для реализации этой цели и управления социально-экономическим развитием муниципального образования органам местного самоуправления необходима соответствующая информация – муниципальные информационные ресурсы.

В современных условиях управление социально-экономическим  развитием муниципальных образований должно осуществляться на основе учета всей совокупности факторов, влияющих на общество, опираться на точные расчеты, глубокий анализ возможностей районов и городов, достоверную оценку результатов деятельности различных предприятий и организаций. Поэтому высокая эффективность управления таким сложным объектом, как муниципальное образование, может быть достигнута только на основе использования новых информационных технологий, позволяющих формировать необходимые муниципальной администрации информационные ресурсы.

С внедрением в муниципальном образовании  типовой территориальной информационной системы муниципального образования (ТИС-МО) решаются две основные группы задач:

- Первая – автоматизация  первичных административных операций  при работе с населением или  юридическими лицами - регистрация,  лицензирование, начисление, оформление, прием заявлений, контроль исполнения поручений и т.д. В результате повышается производительность работы низовых органов власти и управления, повышается корректность и достоверность вносимых данных. При этом параллельно с автоматизацией работы сотрудников аппарата управления, осуществляющих первичные операции, формируются компьютерные базы данных по всем информационным ресурсам (ИР) территории.

- Вторая – информационная  поддержка принятия решений руководителем и обеспечение всех аспектов социально-экономического управления и устойчивого развития территории на основе анализа и обработки всех первичных информационных ресурсов.

Для решения второй группы задач важно, чтобы ТИС административного управления предоставляла бы возможность использования всех компонентов информационных ресурсов вне зависимости от ведомственной подчиненности органов, производящих их первичное накопление. В этом случае информационные ресурсы (ИР) территории являются основой поддержки принятия и контроля исполнения решений по управлению территорией, включая формирование достоверной налогооблагаемой базы и реально сбалансированных бюджетов, планирование и контроль за расходами, реализация обоснованной адресной социальной помощи и т.д. Интегрированные ИР территории могут быть основой для разработки программ социально-экономического развития территории, для формирования инвестиционных проектов или для создания верифицированной государственными органами электронной биржи недвижимости, товаров, услуг, инвестиций и проектов.

Важно отметить, что именно полная автоматизация первичных  административных операций создает мотивацию и делает целесообразным формирование и ведение единой системы информационных ресурсов, используемых для поддержки принятия решений в области комплексного социально-экономического управления территорией.

Система основана на интегрированном использовании нескольких информационных технологий, реализованных в соответствующих программных продуктах, которые входят в пакет ТИС-МО.

Предлагаемые решения  позволяют:

- создавать автоматизированные  рабочие места для АИС административных органов и формировать корпоративно используемые информационные ресурсы территории в форме территориально распределенных и сопряженных между собой баз данных семантической информации на основе функционально-методических разработок ВНИИПВТИ, реализованных на специализированных программных модулях ООО« АРСИНТ»;

- формировать и использовать  базы данных пространственной  информации на основе ГИС-технологий, реализуемых с использованием серийных программных продуктов;

- обеспечивать информационное  взаимодействие между узлами территориальной информационной системы, используя среду передачи данных "Дионис" НПП Фактор;

-обеспечивать защиту  информации от несанкционированного  доступа на основе программно-аппаратного  комплекса защиты информации "АККОРД-АМДЗ" ОКБ САПР.

Экономический эффект от  внедрения в муниципальном образовании «Хабаровский район» типовой территориальной информационной системы муниципального образования (ТИС-МО) будет получен в будущем при полном использовании  ТИС-МО.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного в дипломном проекте исследования можно сделать следующие выводы:

а) Использование передовых  информационных технологий в работе государственных органов власти и муниципальных образований в процессе подготовки и принятия управленческих решений является сегодня одним из приоритетных направлений повышения эффективности оперативной работы. Это подтверждается ёще и тем фактом, что в 2001г. Президентом и Правительством РФ одобрены основные направления программы перехода документооборота структур управления всех уровней на цифровые носители – "Электронное Правительство". Новые технологии позволят расширить объем информации о деятельности органов власти и муниципальных образований, что будет обеспечивать информационную прозрачность и открытость государства, органов местного самоуправления для общества, делать предприятия более конкурентоспособными, повышает инвестиционную привлекательность региона. Это в полной мере относится и к нормотворческой деятельности, бюджетному процессу, проведению закупок для государственных нужд, процессу управления государственной собственностью.

При исследовании темы применялись  методы: описательный, сравнительный, юридический, анализ документов.

Объектом исследования являлась администрация муниципального образования «Хабаровский район», предметом исследования – информационно-аналитическое обеспечение ее деятельности.

Практическая значимость работы заключается  в том, что выводы и рекомендации, содержащиеся в предлагаемой работе, могут быть использованы в процессе создания единого информационного поля  в работе администрации муниципального образования «Хабаровский район».

б) Информационно-технологические  нововведения в государственном  и муниципальном управлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности.

Информация о работе Совершенствование системы информационно - аналитического обеспечения деятельности органов местного самойправления