Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа
Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);
Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра финансов и финансового менеджмента
Специальность финансы и кредит
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
_________Г.Е. Кобринский
«__»___________2010 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)
Студент ФФБД, 5 курс, ДФМ |
Т.О. Лесневская | |
Руководитель доцент |
В.И. Якубович | |
Нормоконтролер |
Т. Е. Бондарь |
Минск 2010
РЕФЕРАТ
Дипломная работа: 94 с., 11 рис.,11 табл., 51 источник, 7 прил.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ, УПРАВЛЕНИЕ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ
Объект исследования – расходы бюджета на социальную сферу.
Предмет исследования – процесс управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу.
Цель работы: исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Методы исследования: общенаучные, аналитические, сравнительные, группировок, табличный.
Исследования и разработки: изучены теоретические основы управления социальной сферой, уточнено понятие социальной сферы, исследованы особенности организации процесса управления расходами бюджета на социальную сферу в г. Минске, проведен анализ динамики состава и структуры расходов бюджета г. Минска на социальную сферу, рассмотрены проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь и предложены основные направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь.
Элементы научной новизны: разработаны рекомендации по совершенствованию методики планирования расходов бюджета на социальную сферу.
Область возможного практического применения: деятельность отдела финансов непроизводственной сферы и социальной защиты населения финансового управления Мингорисполкома и районных финансовых органов.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 | |
1 Теоретические аспекты |
7 | |
1.1 Понятие управления социальной
сферой, его принципы, методы, виды,
формы…………………...……………………………………… |
7 | |
1.2 Организация управления |
15 | |
1.3 Расходы бюджета на социальную
сферу как важнейший объект
управления экономикой……………………… |
22 | |
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………... |
29 | |
2.1 Организация управления |
29 | |
2.2 Анализ динамики состава и
структуры расходов бюджета на
социальную сферу………………………………………………………………. |
41 | |
3 Совершенствование управления
расходами на социальную сферу
в современных условиях…………………… |
56 | |
3.1 Проблемы управления расходами
на социальную сферу в |
56 | |
3.2 Направления совершенствования
управления расходами на |
62 | |
Заключение…………………………………………………… |
74 | |
Список использованных источников…………………………………………… |
78 | |
Приложение А. |
Схемы управления отраслями социальной сферы в Республике Беларусь………………………………………….. |
82 |
Приложение Б. |
Анализ обеспеченности учреждений образования г. Минска финансовыми ресурсами за 2009 г………………................... |
84 |
Приложение В. |
Состав расходов бюджета г. Минска в 2006 - 2010 гг……..... |
85 |
Приложение Г. |
Состав расходов бюджета г. Минска на отрасли социальной сферы в 2006 - 2010 гг………………………………………... |
88 |
Приложение Д. |
Финансирование программ в сфере образования из бюджета г. Минска в 2010 г…………………………………... |
91 |
Приложение Е. |
Расчет экономии бюджетных средств по отдельным учреждениям образования г. Минска и статьям расходов бюджета за счет совершенствования методики планирования расходов бюджета на социальную сферу ….. |
93 |
Приложение Ж. |
Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам УО «Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии» на 2010г………………... |
94 |
ВВЕДЕНИЕ
Экономические системы получают статус социально ориентированных в тех случаях, когда государством проводится политика перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.
Роль и значимость социальной сферы растут вместе с развитием социально-экономических систем. Но в современных условиях, когда утверждается научно-информационная экономика и основным ее фактором становится интеллект, интеллектуальный капитал, развитость социальной сферы становится весьма значимой, а возможно, и определяющей.
Управление социально-культурным комплексом строится на основе принципа совокупности отраслей и направлений, призванных решать поставленные цели социального развития. Главной из них является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения.
Политика совершенствования системы общественных отношений в любом государстве должна формироваться с учетом имеющихся и прогнозируемых финансовых ресурсов, необходимых для социально-экономического развития страны. При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реальными возможностями государственного бюджета эффективная реализация социальной политики невозможна. На решение этой задачи направлено управление финансами. Поскольку финансирование социальной сферы в Республике Беларусь осуществляется преимущественно из государственного бюджета, важной задачей государственного управления экономикой является управление расходами бюджета на социальную сферу.
Особенное значение управление расходами бюджета на социальную сферу приобрело после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. В условиях недостатка финансовых ресурсов возникла крайняя необходимость в оптимизации расходов и выявлении резервов привлечения дополнительных ресурсов, в том числе высвобождающихся при эффективном управлении расходами бюджета на социальную сферу.
Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования являются расходы бюджета на социальную сферу.
Предметом исследования является процесс управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска).
Анализ расходов бюджета г. Минска на социальную сферу за 2006-2010 гг. проведен на основании данных, предоставленных финансовым управлением, которое является самостоятельным структурным подразделением Минского городского исполнительного комитета.
Финансовое управление Минского городского исполнительного комитета является юридическим лицом и содержится за счет средств республиканского бюджета.
Для написания дипломной работы по данной теме использовались материалы периодических изданий таких как «Финансы, учет, аудит», «Финансы и кредит», «Экономический анализ: теория и практика», данные финансового управления Минского городского исполнительного комитета о расходах бюджета г. Минска, акты законодательства, а именно законы «О республиканском бюджете» на 2006-2010 гг., «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Бюджетный и Налоговый кодексы, Решения Минского городского Совета депутатов «О бюджете г. Минска» на 2006-2010 гг., Статистический ежегодник Республики Беларусь, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, таких как Поляк Г.Б., Антонова Н.Б., Соколовский Н.К., Сорокина Т.В. И др.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе недостаточно широко освещены вопросы управления расходами бюджета на социальную сферу. Основная масса изданий освещает вопрос управления социальной сферой с точки зрения социальной политики, не затрагивая при этом вопросы финансирования отраслей социальной сферы. Последние приводятся в отдельных изданиях Российской Федерации, однако и здесь они освещены не в полной мере.
Кроме того, в литературе отсутствует единый подход к определению понятия «социальная сфера».
При выполнении работы использованы общенаучные, аналитические, сравнительные, табличные методы, а также метод группировок для обработки и систематизации фактического материала.
1 Теоретические аспекты управления расходами бюджета на социальную сферу
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы
Социальная направленность государственной деятельности является сущностной характеристикой государства с социально ориентированной моделью рыночной экономики.
Значимость отдельных направлений социального развития отражена в важнейших государственных документах Республики Беларусь – Конституции Республики Беларусь, Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года и других.
В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам гарантируются следующие права:
- право на охрану здоровья, включая
бесплатное лечение в
- право на социальное
- право на образование. Гарантируются
доступность и бесплатность
- право на участие в культурной
жизни. Это право обеспечивается
общедоступностью ценностей
Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития до 2020 года закреплены стратегические цели в области образования, в области улучшения здоровья, в области здравоохранения, в области культуры, в области физической культуры и спорта.