Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа
Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);
Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………
Существуют различные методы, формы и виды управления социальной сферой, базирующиеся на основных принципах управления социальной сферой. Основными видами управления социальной сферой являются: организация управления, социально-экономический анализ, прогнозирование, планирование, экономическое программирование, учет, контроль, реализация мер ответственности.
2. Управление социальной сферой
в Республике Беларусь
3. Финансирование является одним из основных регуляторов развития сфер экономики. В Республике Беларусь социальная сфера финансируется в основном из государственного бюджета. Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов бюджета имеют достаточно большой удельный вес (около трети всех расходов), однако в последние годы происходит некоторое снижение этого показателя. Бюджетные средства распределяются в основном по каналам местных бюджетов. Особенно это характерно для таких отраслей социальной сферы, как образование и здравоохранение.
4. Основными видами управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу являются: бюджетное планирование, бюджетное финансирование, анализ расходов бюджета на социальную сферу, контроль за эффективным использованием бюджетных средств с применением мер ответственности в случае выявления нарушений.
Все они совершенствуются, претерпевают изменения с целью повышения эффективности использования бюджетных средств. Так, например, разрабатываются новые методики планирования расходов и совершенствуются существующие. В частности, положительным изменением было введение дифференцированного по регионам норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение. В части внедрения и совершенствования программно-целевого метода финансирования была разработана форма паспорта бюджетной программы. Для осуществления контроля за эффективным использованием средств бюджета г. Минска был создан отдел анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств. Совершенствуется и программный продукт, способствующий эффективному управлению расходами бюджета на социальную сферу – Комплекс бюджетных задач.
5. Около половины всей расходной части бюджета г. Минска занимают расходы на развитие отраслей непроизводственной сферы, что еще раз подтверждает социально-ориентированный характер бюджета города. В их числе наибольший удельный вес приходится на образование – 19,5 % за период 2006-2009 гг., здравоохранение – 18,5 %, социальную политику – 4,0 %, физическую культуру, спорт, культуру и СМИ – 4,4 %. Это означает, что большая часть бюджетных средств направляется на повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья и прочие нужды социального характера.
Кроме того, поскольку расходы бюджета г. Минска на образование и здравоохранение имеют значительный удельный вес в общей сумме расходов бюджета в целом и в сумме расходов бюджета на социальную сферу в частности, они являются наиболее значимыми объектами управления и требуют наибольшего внимания и должны быть подвергнуты преобразованиям.
К основным недостаткам существующей методики планирования можно отнести: отсутствие взаимосвязи величины расходов с оперативно-сетевыми показателями по отдельным статьям расходов; наличие в планах учреждений неэффективных расходов и отсутствие обоснований по отдельным статьям и т. д.
Основной проблемой финансирования являются проблема привлечения внебюджетных источников, нарушение пропорций по экономической классификации.
Существуют проблемы и в сфере анализа. Финансовыми органами проводится анализ только по отдельным статьям расходов (например, ежегодно проводится анализ питания учащихся и детей дошкольного возраста). По многим статьям анализ не проводится, что приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств.
В сфере контроля главная проблема заключается в том, что выявленный вред возмещается не полностью. Так, выявленный контрольно-ревизионными службами ведомственного контроля в 2009 г. вред возмещен только на 65,7 %.
7. Совершенствование управления расходами бюджета на социальную сферу предполагает реализацию ряда мероприятий:
По нашему мнению, это позволит создать качественную систему управления бюджетными средствами, направленную на повышение эффективности их использования и определение приоритетов расходования бюджетных ресурсов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Административное право
2 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Н.Б. Антонова. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.
3 Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник /А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.
4 Бюджет столичного города / В.А. Бобков, А.И. Лученок, О.Л. Шулейко [и др.]. - Минск: МНИИСЭПП, 2003. - 294 с.
5 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 23.07.2008 №2/1509.
6 Гукова, А.В., Тараканов, В.В. Методика оценки результативности расходования бюджетных средств / А.В. Гукова, В.В. Тараканов / Финансы и кредит. - 2009. № 17(353). - с. 2-8.
7 Ефимова, С.Б. Оптимизация расходной
бюджетной политики
8 Заяц, А., Шарак, Т. Паспорт бюджетной программы - путь к повышению эффективности государственных расходов / А. Заяц, Т. Шарак / Финансы. Учет. Аудит. - 2007. № 11. с. 3-13.
9 Конституция Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. №2875-XII / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 04.01.1999 №1/0.
10 Костенко, И.В. Оценка эффективности бюджетных расходов на общее образование / И.В. Костенко / Финансы и кредит. - 2008. № 22(310). с. 70-76.
11 Курс экономики: Учебник / Б.А. Райзберг [и др.]; под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 720 с.
12 Кухтинова, Л.Г. Экономический механизм
государственного
13 Молокович А.Д. Государственные финансы: Курс лекций для студентов / А.Д. Молокович. - Минск: БНТУ, 2002. - 212 с.
14 Национальная стратегия
15 Национальная экономика
16 О бюджете города Минска на 2006 год: Решение Минского городского Совета депутатов от 31 декабря 2005 г. № 207 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 07.02.2006 № 9/4893.
17 О бюджете города Минска на 2007 год: Решение Минского городского Совета депутатов от 30 декабря 2006 г. № 278 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.01.2007 № 9/6284.
18 О бюджете города Минска на 2008 год: Решение Минского городского Совета депутатов от 28 декабря 2007 г. № 102 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 28.01.2008 № 9/13163.
19 О бюджете города Минска на 2009 год: Решение Минского городского Совета депутатов от 19 ноября 2008 г. № 181 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 23.12.2008 № 9/20456.
20 О бюджете города Минска на 2010 год: Решение Минского городского Совета депутатов от 16 декабря 2009 г. № 257 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 22.01.2010 № 9/28903.
21 О бюджете Республики Беларусь на 2006 год: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. №81-3/ Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 03.01.2006 №2/1178.
22 О бюджете Республики Беларусь на 2007 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006г. №191-3/ Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 29.12.2006 №2/1288.
23 О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007г. №303-3/ Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 27.12.2007 №2/1400.
24 О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2009 г. № 8 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 19.02.2009 № 8/20522.
25 О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008г. №450-3/ Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 14.11.2008 №2/1546.
26 О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009г. №73-3/ Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2009 №2/1625.
27 О совершенствовании
28 Об утверждении Инструкции
о порядке заполнения формы
паспорта бюджетной программы
и иных вопросах, связанных с
постановлением Совета
29 Об утверждении Инструкции
о порядке планирования
30 Об утверждении Инструкции по составлению сметы расходов больничной, амбулаторно-поликлинической организации, организации скорой медицинской помощи, финансируемых за счет средств бюджета: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 сентября 2008 г. № 153 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 10.10.2008 №8/19602.
31 Об утверждении Основных
32 Об утверждении Положения о
паспорте бюджетной программы: Постановление
Совета министров Республики
Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668 / Нац. реестр
правовых актов Республики
33 Об утверждении Положения о порядке исчисления норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 сентября 2000 г. № 40/101, Министерства финансов Республики Беларусь от 29 сентября 2000 г. № 40/101 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 23.10.2000 №8/4305.
34 Об утверждении Программы
35 Осмоловская, Л. Расходы на сферу
культуры нуждаются в
36 Отчет об исполнении сметы расходов Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета за 2009 г.
37 Отчеты финансового управления
Минского городского
38 Паспорт бюджетной программы «Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2007 №424
39 Райзберг, Б.А. Экономика и финансы: учебник / Б.А. Райзберг. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 462 с.
40 Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой. - Спб.: Питер, 2005. - 336 с.