Шпаргалка по дисциплине "Бюджетная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по по дисциплине "Бюджетная система".

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система ответы.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

Централизация средств  имеет важное экономическое и  политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Основными функциями  бюджета являютс: (расп и контрол)

перераспределение национального  дохода и ВВП;

государственное регулирование  и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение  социальной политики;

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Методы обеспечения вертикальной  и горизонтальной сбалансированности уровней бюджетной системы РФ.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные  поступления, бюджет в принципе не исполним. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором  объем расходов, включая затраты  на обслуживание и погашение государственного долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета  достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

- лимитирование бюджетных  расходов с учетом экономических  возможностей общества и объема  централизуемых доходов;

- совершенствование механизма  распределения доходов между  бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

- выявление и мобилизация  резервов роста бюджетных доходов;

- построение эффективной  системы бюджетного регулирования  и оказания финансовой помощи  в сфере межбюджетных отношений;

- планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;

- сокращение масштабов  государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

- жесткая экономия  расходов путем исключения из  их состава лишних затрат, не  обусловленная крайней необходимостью;

- использование наиболее  эффективных форм бюджетных заимствований,  способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета  сбалансированность достигается с  помощью:

- введения процедуры  санкционирования бюджетных расходов;

- строгого соблюдения  установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

- определения оптимальных  сроков осуществления расходов;

- использования механизма  сокращения и блокировки расходов  бюджета;

- совершенствования системы  бюджетного финансирования на  основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

- мобилизации дополнительных  резервов роста бюджетных, доходов;

- последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

- оказания финансовой  помощи, в разных ее формах  другими бюджетами; использования  бюджетных резервов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Цели и задачи планирования  бюджетного процесса РФ.

Бюджетное планирование - это процесс формирования размеров бюджетных средств, которые можно  мобилизовать в качестве доходов, финансирования расходов, привлечения и погашения  заимствований.

Потребности в бюджетном планировании обусловлены:

- необходимостью определения  финансовых возможностей регионов  и муниципальных образований  как на текущий год, так и  на ближайшие годы (т.е. обеспечения  сбалансированности и устойчивости  бюджета как в краткосрочный период, так и в перспективе);

- необходимостью нахождения  для каждого охваченного планом  года потенциально доступных  несвязанных свободных средств;

- задачами реализации  отраслевых или комплексных программ, определяющих перспективы развития  общественной инфраструктуры;

- задачами приведения  уровня задолженности в соответствие  с финансовыми возможностями  регионов и муниципальных образований  при одновременном стремлении  к минимизации издержек при  использовании заемных средств;

- усилением значения  ориентации реализуемой бюджетной политики на стратегические цели социально-экономического развития территории.

Система бюджетного планирования строится на следующих принципах:

- прозрачности и предсказуемости  финансовой политики, проводимой  субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), обеспечиваемых путем максимальной формализации действий исполнительных органов власти;

- расширения доступности  соответствующей информации для  заинтересованных лиц;

- реалистичности экономических  прогнозов, лежащих в основе бюджетного планирования, обеспечиваемой расширением круга используемых данных и регулярным анализом причин нарушения прогноза по результатам отчетного периода;

- учета циклических  факторов экономического развития, обеспечиваемого за счет использования прогнозных моделей, с целью обеспечения стабильности бюджетной политики в условиях дефицита или избыточности финансовых ресурсов;

- обязательного резервирования  средств под непредвиденное снижение  доходных источников путем обособления  части финансовых ресурсов в периоды благоприятной экономической конъюнктуры, которые могут быть использованы в периоды ухудшения финансового положения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- вариантности прогнозирования  и планирования.

Процесс бюджетного планирования включает четыре этапа:

- составление проектов  бюджетов финансовыми органами  разных уровней;

- рассмотрение проектов  бюджетов в исполнительных органах  власти;

- рассмотрение проектов  бюджетов и утверждение бюджетов  в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления;

- поквартальное распределение  финансовыми органами федеральных,  региональных, и муниципальных уровней  доходов и расходов, а также  составление сводных бюджетных  росписей.

Цель бюджетного планирования составляение проекта бюджета.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований  и отраслей экономики, а также  подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

проект бюджета разрабатывается  Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

Перед бюджетным планированием  выдвигаются следующие основные задачи:     

-установление общего  объема финансовых ресурсов и  их распределение по

отдельным направлениям, национально-государственным и административным

образованиям РФ, выявление  размеров направ¬ления собственных  ресурсов

хозяйства;

-организация работы  по мобилизации денежных накоплений  и других

финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению  развития экономики,

науки и социальной сферы;

- осуществление финансового  контроля за ходом выполнения  бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Источники финансирования расходов  на науку.

Рассмотрение финансового  аспекта обеспечения научной, научно-технической  и инновационной деятельности обусловливает  необходимость классификации источников ее финансирования. При этом многозвенность цикла “наука – производство”, охватывающего фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, проектирование, капитальное строительство, технологическую подготовку производства и др. разнообразие видов финансирования инновационной деятельности. Среди них необходимо выделить следующие:

1) Ассигнования из  государственного бюджета, в первую  очередь на важнейшие перспективные  теоретические исследования в  области общественных, естественных  и технических наук, на работы  по межотраслевым научно-техническим проблемам, имеющим общегосударственное значение и на создание принципиально новой техники и технологии, революционизирующих общественное производство.

2) Централизованные средства  на уровне концернов, ассоциаций  и других добровольных объединений предприятий и организаций, внебюджетные централизованные фонды и т.д.

3) Собственные средства  промышленных предприятий и объединений.  Они образуются за счет, определяемых  ими самостоятельно отчислений  от части прибыли, остающейся  распоряжении предприятий и, а также амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных доходов. В качестве дополнительных источников используется выручка от реализации неиспользуемого оборудования и другие поступления. За счет этих средств осуществляются:

а) затраты на проведение НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, оборудования, прибор и других товарно-материальных ценностей;

б) затраты по содержанию новых и совершенствование применяемых  технологий, а также на повышение  качества продукции, связанное с проведением НИОКР, созданием новых видов сырья, материалов, переоснащением производства;

в) затраты на работы по подготовке и освоению производства новых видов продукции и технологических  процессов;

г) затраты по модернизации оборудования;

д) затраты на финансирования строительства новых объектов, расширение, техническое перевооружение, реконструкцию  действующего производства, приобретение оборудования и других средств производства и др.

 

4) Собственные средства  научных организаций – фонды научно-технического и социального развития (ФНТСР). Они образуются за счет тех же источников и используются на те же цели, что и в предыдущем случае. При этом их использование на нужды НИОКР возможно несколькими способами: во -первых, на основе финансирования создания научно-технической продукции на договорной основе со сторонними научными организациями (включая академические и вузовские); во – вторых, путем использования на финансирование собственных поисковых исследований, работ по созданию научного раздела и других инициативных работ. Впоследствии их результаты можно либо продавать напрямую по договорам заинтересовавшимся покупателям, либо использовать в интересах заказчиков по договорам на создание научно-технической продукции. Очевидно, приступая к разработке новшества за свой счет и рассчитывая его высокую продажную цену, научная организация подвергает себя риску. О риске здесь можно говорить в двояком смысле. Во- первых, имея в виду классическое понимание научного, риска связанное с возможностью недостижения заранее запланированных результатов. Во-вторых, рискованным является само проведение инициативной разработки, поскольку она не имеет заказчика и может остаться невостребованной. Однако в рыночных условиях в науке, где велика неопределенность конечного результата, если он обещает быть новаторскими, риск должен иметь место, причем как в первом, так и во втором его понимании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Состав и назначение федеральных  трансфертов.

Рассмотрение финансового аспекта обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности обусловливает необходимость классификации источников ее финансирования. При этом многозвенность цикла “наука – производство”, охватывающего фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, проектирование, капитальное строительство, технологическую подготовку производства и др. разнообразие видов финансирования инновационной деятельности. Среди них необходимо выделить следующие:

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Бюджетная система"