Народная ветеринария Древней Руси до 17 века - египет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:25, реферат

Краткое описание

В египетской медицине мы встречаем смесь самых диких, суеверных, доисторических воззрений со здравыми, строго проверенными наблюдениями и выводами. Всякому врачу предписано было следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в медицине приписываются богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, богине Бупастис и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов — пастофоров; они принимали больных в храмах.

Вложенные файлы: 1 файл

НАРОДНАЯ ВЕТЕРИНАРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 17.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

НАРОДНАЯ  ВЕТЕРИНАРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 17-ГО ВЕКА (ЕГИПЕТ) 

В египетской медицине мы встречаем смесь самых диких, суеверных, доисторических воззрений со здравыми, строго проверенными наблюдениями и выводами. Всякому врачу предписано было следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в медицине приписываются богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, богине Бупастис и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов — пастофоров; они принимали больных в храмах.

Преподавание медицины производилось в особых школах. Гигиена в Египте играла видную роль; были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (до другим -3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела; в определенные промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счетчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов царей возводились особые, курганы в виде пирамид. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в 3 видах, сообразно общественному положению умершего.

Как анатомия, так  и физиология почти совершенно отсутствуют в египетской медицине. Телом управляют 4 духа (деканы). До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота, а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть. Египтянам были известны свойства 700 средств, которые добывались из всех 3 царств природы. Были известны опий и гашиш. По сравнению с современной М., внутренних средств было не особенно много; лекарства давались всегда свежие и притом подогретые; также средства замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство дитяти, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу. Средства, не вводившиеся через рот, были весьма разнообразны: клизмы, тампоны, затычки, впрыскивания, втирания, окуривания, мази, припарки. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий.

 

Из свежих крупных  ученых следует указать Публия Рената (450-510 гг.), который написал труд в  бытность продолжение четырех частях: «Veterinarie, s. mulo-medicinae libri quatuori». Им, при продолжение частности, описаны симптомология  воспаления неба, паротит, засорение желудка, разного рода «колики», гиперемия кишечника, «несварение» кишечника, брюшные водянки, завороты, скручивания и завал кишок, энтерит, болезни печени и селезенки, а в течение собственную очередь органов дыхания: ангина, бронхиты, пневмония, эмфизема, бронхиальная астма и др.; из болезней мочевого аппарата - гематурия, задержание мочи, мочевые колики и пр., болезни нервной системы - тетанус, параплегия, менингоэнцефалит, сотрясение мозга; болезни кожи. 
В течение случае в случае если прежде всего лечением, в течение общем (и людей и животных), занимались отдельные лица (все еще в течение.средние века в продолжение бытность Европе животных лечили, гл. обр., пастухи и кузнецы) без каких-либо научных познаний (кроме опыта, ими самовластно или их предками приобретенного), то постепенно врачевание переходило в течение продолжение руки особых каст, жрецов (в настоящее время во время чего наст, время шаманство не изжито у необеспеченных квалифицированной мед. помощью народов). Во время чего этом при течение большей пункте древних стран, в течение Китае, Персии, Греции, лечением людей и животных занимались одни и те же лица; правда в течение течение древней Индии, Египте, Риме чересчур рано наметилась дифференциация; а как раз, в бытность течение римских войсках к приходу хр. эры уже существовали особые ветеринарные лазареты. Впрочем эта дифференциация происходила только лишь во время чего силу внешних практических условий, во время чего научном отношении Во время чего. и медицина развивались нераздельно. Великие древние ученые Гиппократ, Аристотель, Гален, Цельз черпали свои знания столь же (в течение случае в случае если даже не больше) из изучения природы животных, сколько и человека.

 

 

 

Египетские  врачи достигли в лечении глазных  болезней замечательного искусства; назначались  лекарства и производились операции. Египетское малокровие составляет своеобразную болезнь, происхождение которой от паразитов объяснено лишь недавно; эта причина, однако, указана весьма точно ещё в папирусах. Болезни кожи и особенно проказа встречались часто; проказа считалась заразительной, почему больные уединялись. Хирургия египтян значительно уступала индийской, но перевязка ран производилась вполне удовлетворительно; при переломах менялись повязки; язвы присыпались порошками или лечились мазями. Акушерство было довольно разработано; множество приемов для ведения неправильных родов, также для лечения женских болезней и бесплодия были заимствованы у египтян греками и описаны греческими врачами.

 

 

Современные славянские народы начали складываться в VI-IX вв. н. э. К VIII-IX вв. относится возникновение  у восточных славян многих городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели значение племенных центров. Такими были Киев у полян, Искоростень у древлян, Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк у кривичей, Чернигов у северян и др.

В VII-IX вв. большинство  племенных объединений восточных славян представляло собой полупатриархально- феодальное политическое объединение или племенные княжения. Первые государственные образования возникли в VI в. в среде быстроразвивающихся восточнославянских племен.

В дофеодальный период на Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло скотоводство. Охота и рыбные промыслы являлись подсобными занятиями. Историки отмечают, что у славянских племен имелось большое количества скота, кроме того они занимались выращиванием проса и пшеницы. В VIII--IX вв. у славян уже были крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы -- «забои» -- окружались плетнем. Хлев делился на секции -- «стайки» -- для содержания животных разного вида. При раскопках городищ и селений найдено значительное количество костей домашних животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей всегда обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий коня стали широко использовать в качестве тягловой силы и потребление конины в пищу прекратилось.

До принятия христианства на Руси было язычество. Людьми, имевшими, по мнению древних  славян, непосредственное общение с  богами и обладавшими способностью исцелять болезни, являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и животных. О лечении больных животных путем борьбы с духами, демонами и бесами свидетельствуют дошедшие до нас названия болезней: «лихоманка», «огненный пострел». Волхвы собирали, сушили травы, готовили снадобья и лечили больных людей и животных. Для лечения применялись различные заклинания и медикаменты в виде всевозможных трав. Постепенно происходило накопление знаний народного врачевания, которое сначала носило стихийный характер. Путь прогресса прокладывался бессознательно, на ощупь. Многолетние наблюдения, опыт своего народа и опыт ассимилированных народов содействовали постепенному отбору наиболее эффективных способов и средств лечения. От волхвов пошли знахари и коновалы.

Знахари лечили больных животных народными средствами (травами), заговорами и заклинаниями. Заговоры -- чудом уцелевшие формы древних магических заклинаний -- сохраняются в народном целительстве до настоящего времени.

О развитии ветеринарии (скотолечения) у славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных. В 1895 г. археолог Н.Е. Брандербург при раскопках одного из курганов южного Приладожья обнаружил набор металлических коновальных инструментов VII--IX вв., а в 1954 г. при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ археологических находок свидетельствует о том, что на Руси в VII--IX вв. уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, быков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным.

История Древней  Руси VIII--IX вв. характеризуется тем, что в это время происходит распад первобытного родоплеменного строя и развитие феодального общества, а в IX-XIV столетиях на территории России происходит объединение восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. В IX в. образуется Киевская Русь, затем -- Великий Новгород (XII в.), Ростово-Суздальское княжество (XII в.), Северо-Восточная Русь (XII в.), Московское княжество (XIII в.) и др. Возникают города, развиваются ремесла и торговля. Согласно древним русским летописям, на Руси в IX в. было 89 городов, а в XII в. число их возросло уже до 350. В сельской местности было несколько тысяч населенных пунктов. При выборе территории для строительства городов, мест общественного поселения и постройки животноводческих объектов древние строители начинают руководствоваться не только хозяйственно-бытовыми и стратегическими соображениями, но и требованиями санитарного, гигиенического и зоогигиенического характера. Животноводческие строения ставили на сухой, хорошо проветриваемой, возвышенной местности, вблизи источника чистой воды.

В IX в. восточные  славяне объединились в могучее  феодальное государство -- Киевскую Русь, имевшее выдающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени. Феодальный общинный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и развивались города -- ремесленные и торговые центры, выделялась организованная в дружины верхушка -- князья и прочие «нарочитые люди».

В IX-XI вв. в Киевской Руси при формировании феодального  общества происходит превращение свободных  крестьян-общинников, ранее плативших  дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей- феодалов.

Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой  и самобытной культуры, свободной, благодаря  разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности. В отличие от стран Западной Европы культура Киевской Руси не знала мертвящего влияния схоластики. Русская культура и государственность Киевской Руси являлись результатом внутреннего развития славянских племен Восточной Европы.

Скот, как и  земля, являлся одним из источников богатства и знатности их владельца. Даже кованые железом деревянные сундуки, в которых хранились золотые и серебряные украшения, богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, назывались скотницами. Скотница, в широком смысле, означала княжескую казну, скот -- деньги.

На Руси в IX-XII вв. «скотоводство у славян находилось на высоком уровне по сравнению с другими народами. Это подтверждается наличием специализации скота по его использованию и породному составу» (М. Е. Лобашев, 1954). Феодалы заботились о развитии «молочного и мясного скотоводства, коневодства, овцеводства и птицеводства». Для получения шерсти и шкур разводили овец. При раскопках древних городищ нередко обнаруживали ножницы для стрижки овец. В княжеских и боярских хозяйствах скот с весны до осени находился на пастбище, а зимой -- в теплых помещениях (хлевах, кошарах и т. д.). В русских летописях упоминаются профессии животноводов -- конюхи («коневеки»), пастухи, чабаны («овчухи») и др.

Лошадей («кони») и крупный  рогатый скот («говядо»), принадлежавших князьям, боярам и другим скотовладельцам, метили тавром («пятнили»).

В стране уделялось большое  внимание развитию отечественного коневодства. Лошадь, как тягловая сила, широко применялась  в сельском хозяйстве, строительстве, при перевозке грузов и в военном  деле. При исследовании памятников XII и XIII вв. кости лошадей в пищевых отбросах обнаруживали очень редко, потребление конины в пищу прекратилось. Показатели костных остатков свидетельствуют, что первое место занимали кости свиней (42%), далее кости крупного (26%) и мелкого (12%) рогатого скота. Соотношение этих костных остатков примерно соответствует соотношению видов животных в стаде.

В эту эпоху заготавливали  сено для кормления скота в  стойловый период. В раскопках  поселений IX-XII вв. были обнаружены железные косы, которые представляли собой промежуточное орудие между современной косой и серпом. Кража животного из хлева расценивалась как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Это говорит о тех трудностях, которые в то время были связаны с содержанием животных в зимний период и с необходимостью заготавливать корма.

В Древней Руси крупный рогатый скот использовался  для получения молока и молочных продуктов, которые употреблялись  в пищу довольно широко. Употребляли  в пищу мясо говядины, баранину, свинину, жиры («волога»), мясо домашней птицы, различные мясные продукты (вяленое мясо, ветчина) и рыбу. Было известно, что свежее мясо молодняка (телята, поросята и цыплята) по питательной ценности лучше, чем мясо взрослых животных, поэтому его рекомендовали в пищу детям и больным людям.

Скот на мясо убивали прямо во дворе или  на городском рынке, что нередко приводило к массовому распространению заразных болезней («моровых поветрий») среди людей.

В древних русских  летописях (IX--XII вв.), «Русской правде» (IX в.) содержатся сведения о сельскохозяйственных животных различных видов, их стоимости, о продуктах и сырье животного происхождения и торговле ими, а также о специализации в животноводстве: стоимость коня определялась в две гривны «коне княжа» -- в три гривны, рабочего вола -- в одну гривну. Лучшими лошадьми в эту эпоху считались венгерские скакуны и кони, привозимые с востока. В период Киевского государства начало складываться коннозаводство.

В Древней Руси существовали поборы скотом, лошадьми, которых забирали для комплектования дружин. Как известно, русские дружины  прошли от Камы до Малой Азии, воевали с печенегами, предпринимали неоднократные походы на Византию, во всех походах участвовали конные воины. В летописях говорится о походе князя Игоря в 944 г.

В 988 г. при Владимире  Святославовиче (980-1015) было принято  христианство, объявленное официальной религией государства и всего народа. Отказ от язычества и принятие в качестве государственной религии христианства укрепило экономические и культурные связи Киевской Руси с Византией.

Принятие христианства способствовало распространению грамотности, особенно широко это проявилось во времена правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. Русь приобщилась к византийской культуре, это был факт крупнейшего прогрессивного значения. Культурное наследие античного мира стало известно на Руси раньше, чем во многих странах Западной Европы. Экономические и культурные отношения с Византией, Ираном, Средней Азией и другими странами способствовали распространению на Руси медицинских знаний. Развивалась переписка книг. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих, книг, появились различные рукописные оригинальные сочинения на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи.

В Киевской Руси развиваются различные ремесла, в X в. их было 42, а в XVI в. -- уже 210. В связи с развитием ремесел в Киевской Руси X-XIII вв. среди ремесленников были «врачеватели», лечившие людей, кузнецы, «коневые лекари», «кровопуски». Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла.

В IX-XIV вв. лечением больных животных, кроме «коневых лекарей» (коновлов), занимались волхвы и знахари. В древних рукописных сочинениях волхвы описываются как  «кудесники», или «зелейники» (зелье -- лекарственные травы). Народ считал их премудрыми людьми с большим жизненным опытом, они умели читать и писать, знали приемы медицины и ветеринарии.

Информация о работе Народная ветеринария Древней Руси до 17 века - египет