Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:06, дипломная работа
Данный факт и определил актуальность выбранного направления исследования. Целью дипломной работы является на основе анализа имеющейся на сегодняшний день нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разбора действий органов местного самоуправления города Крымска по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, а также расчетов сил и средств, разработать алгоритм действий органов местного самоуправления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (на примере наводнения в городе Крымске Краснодарского края).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......
I ГЛАВА. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ……….........................................................
1.1 Понятие и классификация наводнений…………………………….
1.2 Анализ наводнений в Российской Федерации…………………….
1.3 Анализ нормативных правовых документов по деятельности органов местного самоуправления по ликвидации последствий стихийных бедствий …………………………………………………......
II ГЛАВА. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАВОДНЕНИЯ В ГОРОДЕ КРЫМСКЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ…………………………………………………………………………
2.1 Причины катастрофического наводнения в городе Крымске Краснодарского края…………………………………………………….
2.1.1 Синоптические условия………………………………………..
2.1.2 Осадки…………………………………………………………..
2.1.3 Уровни воды……………………………………………………
2.2 Действия органов местного самоуправления по предупреждению
и ликвидации последствий наводнения в городе Крымске Краснодарского края…………………………………………………….
2.3 Расчет сил и средств для выполнения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ при наводнении в городе Крымске Краснодарского края………………………............................
III ГЛАВА. РЕКОМЕНДАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ……………………….............................................................
3.1 Направления работы органов местного самоуправления по организации и проведению мероприятий по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций (на примере наводнения в городе Крымске Краснодарского края)…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
В таблице 1.1.1 представлена классификация наводнений по масштабу.
Классификация наводнений по масштабу.
Таблица 1.1.1
Классы |
Масштабы распространения |
Повторяемость |
1 |
2 |
3 |
Низкие (малые) |
Наносят сравнительно незначительный ущерб. Охватывают небольшие прибрежные территории. Затопляется менее 10% сельскохозяйственных угодий. Почти не нарушают ритма жизни населения. |
5-10 лет |
Высокие |
Наносят ощутимый материальный и моральный ущерб, охватывают сравнительно большие земельные участки речных долин, затапливают примерно 10-15% сельскохозяйственных угодий. Существенно нарушают хозяйственный и бытовой уклад населения. Приводят к частичной эвакуации людей. |
20-25 лет |
Выдающиеся |
Наносят большой материальный ущерб, охватывая целые речные бассейны. Затапливают примерно 50-70% сельскохозяйственных угодий, некоторые населенные пункты. Парализуют хозяйственную деятельности и резко нарушают бытовой уклад населения. Приводят к необходимости массовой эвакуации населения и материальных ценностей из зоны затопления и защиты наиболее важных хозяйственных объектов |
50-100 лет |
Катастрофические |
Наносят огромный материальный
ущерб и приводят к гибели людей,
охватывая громадные территории
в пределах одной или нескольких
речных систем. Затапливается более
70% сельскохозяйственных угодий, множество
населенных пунктов, промышленных предприятий
и инженерных коммуникаций. Полностью
парализуется хозяйственная и |
100-200 лет |
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
а) локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
б) муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
1.2 Анализ наводнений в Российской Федерации
В России площадь паводкоопасных территорий составляет 400 тыс. км2. Ежегодно подвергается затоплению около 50 тыс. км2 территорий. Наводнениям с катастрофическими последствиями подвержена территория в 150 тыс. км2, где расположены 300 городов, десятки тысяч населенных пунктов, большое количество хозяйственных объектов, более 7 млн. га сельхозугодий [7].
Среднемноголетний ущерб от наводнений оценивается в 41,6 млрд. рублей в год. Сейчас в наиболее «урожайные» годы наводнения на земном шаре происходят с интервалом в два три дня, поэтому сообщения о них по радио и телевидению можно слышать постоянно.
В таблице 1.2.1 показана статистика наводнений за последние пять лет в Российской Федерации.
Статистика наводнений в Российской Федерации.
Таблица 1.2.1
№ п/п |
Город (поселение), субъект РФ |
Название реки |
Дата |
Последствия чрезвычайной ситуации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2008 год | ||||
Якутия |
реки Сартанг и Адыча |
конец июля |
Подтоплены три населенных пунктах Верхоянского района: поселок Бетенкес, в котором было подтоплено 187 домов и эвакуировано около 200 человек, села Юнкюр и Барылас, из которых эвакуировали около 350 человек | |
Московская область |
река Сходня |
19 июля 2008 года |
Подтоплены почти все дома в деревне Усково Сходненского микрорайона в Московской области. Подтоплению подверглись также дачные поселки, которые находятся на берегах реки Сходня недалеко от Усково. | |
Якутия, село Кальвица |
река Халтыс |
24 мая 2008 года |
Подтоплено 68 жилых домов, в которых проживает 182 человека, в том числе 56 детей. | |
Якутия, село Куокуй |
Подтоплено восемь домов, в которых проживает 32 человека, в том числе 16 детей. | |||
Якутия, село Чимнай |
река Амга |
20 мая 2008 года |
Полностью затоплены все жилые дома, объекты соцкультбыта, административные здания оказались под водой | |
Якутия, село Харбалах |
Затоплено на 95%, подтоплено около 130 жилых домов, 145 хозяйственных построек и около 40 объектов социальной сферы. | |||
Якутия, село Дая-Амгата |
Частично подтоплено | |||
Якутия, село Ытык-Кюель |
река Татта |
Май 2008 год |
Под водой оказались 45 усадеб, 24 жилых дома, в которых проживают 80 человек, в том числе 33 ребенка. | |
Якутия, поселок Марха |
река Мархинка |
12 мая 2008 года |
Подтоплены 43 жилых дома с 225 жителями. В Горном районе вода добралась до 17 домов, в Мегино-Кангаласском – еще до двух, талые воды размыли автодороги: Якутск – Вилюйск и Якутск – Ленск. Размыты автодороги республиканского значения "Амга" и Бетюн – Сулгаччи. | |
Якутия, город Покровск |
Разрушен мост внутри города, затруднив сообщение между центром и одним из микрорайонов. Всего паводок смыл, по меньшей мере, три моста. Размывание мостов и дорог нарушили транспортное сообщение как минимум с полутора десятками сел. | |||
2009 год | ||||
город Хабаровск |
река Амур |
конец июля |
Подтоплены более 15 тысяч огородов и дачных участков на островах и левом берегу реки. | |
Сахалин |
река Владимировка |
середина июля |
Подтопила 50 приусадебных участков. В зоне бедствия оказались 130 человек, в том числе 26 детей. | |
Сахалин |
река Сусуя |
22-23 июня |
Подтоплены 130 домов, в которых проживало 333 человека. В гостиницы областного центра были переселены 58 человек (из них 15 детей). | |
Краснодарский край |
реки Аргош, Мокрянка, Сухая и Кува |
июнь |
Подтоплены 140 частных домов в станицах Передовая и Удобная Отрадненского района края. В станицах подмыты два железобетонных автомобильных моста, один из которых полностью разрушен, смыты три самодельных пешеходных моста, подтоплены участки дороги Отрадная – Удобная. | |
Приморье |
горные реки и ручьи Тернейского района |
11 июня |
Подтоплена часть улиц и домов в портовых поселках Пластун и Терней, повреждены многие участки дорог, подмыты три опоры линии электропередачи. Всего в зоне подтопления оказались 120 частных домов, в которых проживает 270 человек, в том числе 66 детей. | |
Сахалин |
выход рек из пойм |
начало мая |
Самая сложная ситуация сложилась в Томаринском районе на участке автотрассы Ильинск – Арсентьевка, которая является частью автотрассы Южно-Сахалинск – Углегорск. | |
Красноярский край |
река Чулым |
середина апреля |
Подтопленными три поселка: Секретарка, Сучково и Симоново. | |
Алтайский край |
река Бия |
начало апреля |
Подтоплены два населенных пункта, было эвакуировано около 80 жителей. В Сосновке было подтоплено 50 приусадебных участков, в Сайдыпе подтопленными оказались 34 жилых дома. | |
Красноярский край |
река Ужурки |
6 апреля |
Подтоплено 26 жилых домов в городе Ужур. Спасатели эвакуировали 40 жителей города. | |
2010 год | ||||
Хасынский и Тенькинский районы Магаданской области |
выход рек из берегов |
22 августа |
В нескольких местах была повреждена федеральная автострада «Колыма» – на 305-м километре участка Атка (Хасынский район) – Оротукан (Ягоднинский район) произошло частичное разрушение дорожного полотна. Блокированными оказались несколько населенных пунктов и 40 автомобилей, следовавших по трассе. | |
Новосибирская область |
река Обь |
1-6 июля. |
Подтопила около 2,2 тысячи дачных участков | |
Забайкальский край |
река Чара |
30 июня. |
Подтоплено 43 дома, в которых проживают 103 человека, в том числе 31 ребенок. Все они были вынуждены покинуть свои дома. | |
Алтайский край, Барнаул |
река Обь |
22 июня. |
Подтоплено 260 домов, а также произошел размыв дороги, ведущей из центра города к микрорайону Затон, расположенному на другом берегу Оби. Максимальный уровень воды в районе Затона составил 643 сантиметра при критических 520 сантиметрах. Река Обь подтопила 52 приусадебных участка в селе Усть-Чарыш Усть-Пристанского района, микрорайон «Зеленый клин» города Бийска и приусадебные участки в населенном пункте Полеводка Бийского района. | |
Республика Северная Осетия – Алания |
река Ардон |
6-7 июня |
Стихия повредила посевы,
около десятка мостов, дорожное покрытие,
берегоукрепительные | |
республика Горный Алтай |
река Чулышман |
1 июня. |
Отрезано от внешнего мира село Балыкча Улаганского района с населением 960 человек. Пострадали также другие районы республики | |
Краснодарский край |
река Кызыр |
31 мая. |
Два участка автодорог на Курагино-Черемшанка и Минусинск-Курагино-Артемовск оказались размыты | |
Республика Тува, Кызыл |
река Енисей |
29 мая – 2 июня |
Подтоплен двухкилометровый участок республиканской дороги Кызыл – Сарыг-Сеп. В шести муниципальных образованиях, включая Кызыл, частично подтоплен жилой сектор. Эвакуированы 139 жителей арбана Оттук-Даш, 112 жителей поселка Каа-Хем в Кызылском кожууне, где объявлена чрезвычайная ситуация. | |
Село Заветное, Ростовской области |
в результате сильного дождя и слабой пропускной способности ливневых каналов |
20 мая |
Подтоплены более 150 частных домов | |
Сахалинская область |
река Ильинка |
15 мая. |
Подтопление 24-го километра автодороги Арсентьевка – Ильинское | |
село Амитхаш в Забайкальском крае |
река Ага |
14 мая. |
в район подтопления попали 18 жилых домов, из которых эвакуировано 53 человека, в том числе 18 детей | |
город Дальнереченск. |
река Большая Уссурка |
Подтопленными оказались огороды и хозяйственные постройки при 37 домах, в которых проживало 95 человек. | ||
Поселок Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района, Иркутской области |
река Большая Чая |
13 мая. |
Подтопило 4 жилых дома | |
Дербентский район Дагестана |
река Дарвагчай |
4 мая |
Подтоплено 210 домов в населенных пунктах Михайловское и Заречный | |
Чунский район, Иркутской области |
река Чуна |
2 мая |
Подтопленными оказались 24 дома, в которых проживают 98 человек, из них 24 ребенка. Все жители эвакуированы | |
Томская область |
реки Томь и Обь |
29 апреля. |
Всего в Томской области от наводнения пострадали 477 домов, в которых проживает 1,738 тысяч человек. Практически полностью был затоплен поселок Черная речка. | |
Архангельск |
река Северная Двина |
28 апреля. |
Подтопление жилых домов, в зоне бедствия оказались около 3,5 тысячи человек. В Соломбальском округе города, в поселке Кемский, подтоплены придомовые территории 125 частных одноэтажных домов, в которых проживает 1,44 тысячи человек. | |
Тальменский район, Алтайского края |
река Чумыш |
24 апреля. |
Подтоплено 68 приусадебных участков частных жилых домов. Спасатели эвакуировали из зоны затопления 67 жителей, из них 29 детей. | |
2011 год | ||||
Амурская область |
Зейское водохранилище |
июнь – июль |
Подтоплению в Зейском районе 79 домов в городе Зея, селе Овсянка, поселках Заречная Слобода и Бомнак. Из пострадавших от паводка домов были эвакуированы к родственникам и в пункты временного размещения 472 человека, из них 104 ребенка. Около 80 семей лишились жилья. Ущерб от наводнения в Зейском районе Амурской области составил 630 млн. рублей. | |
поселок Ытык-Кюель Республики Саха (Якутия) |
река Татта |
май |
Подтоплено 867 домов, в которых проживает 2991 человек. Из зоны чрезвычайной ситуации эвакуировано 2615 человек, в том числе 1120 детей | |
Санкт-Петербург |
Река Нева |
10 января |
Подтоплены здания, в частности, в Адмиралтейском районе на набережной реки Фонтанки вода достигла цокольного этажа Северо-Западного окружного медицинского центра. В результате наводнения оказались подтоплены подвалы церкви Иконы Божьей матери "Всех скорбящих радости" подворья Свято- Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Произошло подтопление стрелки Васильевского острова, Английской набережной, набережных Мойки, Фонтанки, Карповки. Движение по некоторым из них было закрыто. В петербургском пригороде Горская подтоплены около 10 частных жилых домов. | |
2012 год | ||||
поселок Новомихайловский Туапсинского района Краснодарского края |
река Нечепсухо |
В ночь на 22 августа |
Подтоплены шесть улиц | |
территория Долинского, Холмского, Анивского, Невельского, Корсаковского районов Сахалинской области |
река Лопатинка |
21 августа |
Подтоплены несколько жилых домов села Горнозаводск. Спасатели эвакуировали 24 человек, оказавшихся в зоне подтопления. | |
Карелия |
Река Лососинка |
В ночь на 8 августа |
Подтоплено несколько дорог и мост в городе Лахденпохья. В городе Беломорске 56 жителей были эвакуированы из 14 домов, которые оказались подтоплены. В Кемском районе было подтоплено более 60 домов, но эвакуация населения не понадобилась. | |
Геленджик, Крымск и Новороссийск |
река Адагум |
В ночь на 7 июля |
Погибло около 170 человек, двое пропали без вести. Самые большие жертвы и разрушения пришлись на Крымск. | |
Кижингинский район Бурятии |
река Кодун |
24 мая |
Отрезанными от районного центра оказались 930 жителей села Хуртей, где был введен режим ЧС. В ночь на 23 мая около 170 дворов оказались подтопленными в результате сильных ливней в двух районах Краснодарского края: станица Вознесенская и три хутора Первая Синюха, Северный и Сладкий в Лабинском районе, а также станица Новоалексеевская в Курганинском районе. В зону подтопления попали 97 подворий и 10 домов, где в общей сложности проживает 298 человек, из них 78 детей. | |
Якутия |
река Яна |
21 мая |
Произошло подтопление восьми жилых домов в поселке Усть-Янск, река подтопила в якутском городе Среднеколымск 107 жилых домов, в которых проживают 669 человек | |
Сахалин |
река Тымь |
27 апреля |
Затоплены 38 домов в селе Чир-Унвд, месте традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, 177 человек были эвакуированы. | |
поселок Кадом Рязанской области |
река Мокша |
21 апреля |
Более 500 домов подтопило, на следующий день количество подтопленных из-за паводка домов в поселке Кадом Рязанской области увеличилось до 1,148 тысячи, было эвакуировано 313 человек. | |
поселок Ува |
река Ува |
18 апреля |
Около 40 жилых домов были подтоплены | |
Белевский, Одоевский, Ефремовский, Суворовский и Щекинский районы Тульской области |
реки Ока, Упа и Красивая Меча |
10 апреля |
Шесть низководных мостов оказались затоплены | |
Бавлинский район Татарстана |
река Тумбарлинка |
Около 50 частных жилых домов, в которых проживают почти 120 человек, оказались подтоплены | ||
Ермекеевский район Башкирии |
река Ря |
Более 100 жителей оказались в зоне подтопления из-за разлива. Под водой оказались более 70 жилых домов по улице Набережная в селе Ермекеево. | ||
Кумылженский район Волгоградской области |
река Кумылга |
2 апреля |
Подтопило более 250 подворий и 72 дома. |
Анализ статистики данных показывает, что за последние пять лет на территории Российской Федерации произошло большое количество наводнений, паводков и т.д., которые нанесли существенный урон экономической и материальной базе районов, в которых они произошли.
Наибольший ущерб получили:
В Зейском районе Амурской области было подтоплено 79 домов в городе Зея, селе Овсянка, поселках Заречная Слобода и Бомнак. Из пострадавших от паводка домов были эвакуированы к родственникам и в пункты временного размещения 472 человека, из них 104 ребенка. Около 80 семей лишились жилья. Ущерб от наводнения в Зейском районе Амурской области составил 630 млн. рублей, жертв небяло.
В Краснодарском крае городах Геленджик, Новороссийск и Крымск. В районе бедствия стихией был причинён ущерб 7 200 жилым домам, были выведены из строя системы газо-, энерго- и водоснабжения, было прекращено железнодорожное и автомобильное движение, погибло около 170 человек, двое пропали без вести. Самые большие жертвы и разрушения пришлись на Крымск.
1.3 Анализ нормативных правовых документов по деятельности органов местного самоуправления по ликвидации последствий стихийных бедствий
Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня - необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не из-за различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.
Угрозы катастроф, обусловленных наличием глобальных проблем, естественно, существуют и в России, но для того что бы свести все риски до минимума в Российской Федерации разработан большой спектр нормативной правовой базы направленный на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. На сегодняшний день можно сказать, что нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сформирована и существует целый ряд Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, приказов МЧС России, определяющих задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Рассмотрим и проанализируем документы, которые непосредственно определяют работу органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Основным документом на сегодняшний день является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно статьи 3 настоящего закона, его целями являются:
Особое внимание нужно уделить на последний пункт целей данного Федерально закона, достаточно обширное пояснение этого пункта дается в главе II статье 11:
Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;