Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:42, реферат
Пространственные представления древних китайцев также не ограничивались пределами своей страны. Их географическая культура находилась на достаточно высоком для того времени уровне. Китайцы составили множество географических описаний рек, морей и гор, которые вошли в книгу по географии древнего Китая «Юкинг». Совершались и дальние путешествия. Известны три путешествия Сыма Цяня по обширной территории Китая (125 г. до н. э.). Сым Цянь оставил подробные описания тех мест, которые ему удалось посетить. Путешествия китайского посла Чжана Цяня (138-126 гг. до н. з.) имели важное практическое применение - по его маршрутам на рубеже II и I вв. до н. э. проходил Великий шелковый путь.
ВВЕДЕНИЕ
ФИНИКИЙЦЫ; ОТКРЫТИЕ ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ И ПОБЕРЕЖЬЯ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
ПЛАВАНИЯ ФИНИКИЙЦЕВ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ И ВОКРУГ АФРИКИ
КАРФАГЕНЯНЕ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ И АТЛАНТИЧЕСКОМ ОКЕАНЕ
КАРФАГЕНЯНЕ У БЕРЕГОВ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА
СКИФИЯ ПО ГЕРОДОТУ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К.Д. УШИНСКОГО
ЕСТЕСТВЕННО- ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
(КАФЕДРА ГЕОГРАФИИ )
Курицын Илья Русланович
кафедра географии
(студент 311 группы)
Географические открытия в древнем мире.
Рецензент (или руководитель):
Беляев Владимир Александрович.
Ярославль, 2011
Содержание
Введение
Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран существовали еще в древнем мире. Например, еще в Древнем Египте при фараонах XI династии, более чем за две тысячи лет до н. э. неоднократно снаряжались экспедиции и совершались путешествия в другие страны.
Пространственные представления древних китайцев также не ограничивались пределами своей страны. Их географическая культура находилась на достаточно высоком для того времени уровне. Китайцы составили множество географических описаний рек, морей и гор, которые вошли в книгу по географии древнего Китая «Юкинг». Совершались и дальние путешествия. Известны три путешествия Сыма Цяня по обширной территории Китая (125 г. до н. э.). Сым Цянь оставил подробные описания тех мест, которые ему удалось посетить. Путешествия китайского посла Чжана Цяня (138-126 гг. до н. з.) имели важное практическое применение - по его маршрутам на рубеже II и I вв. до н. э. проходил Великий шелковый путь.
Если в первобытном обществе человек имел лишь некоторые географические представления о территориях, то в период рабовладения уже существовала определенная систематизация географических открытий. Наиболее рискованные и технически оснащенные путешествия в античные времена совершались финикийцами. На больших, прочных торговых кораблях они прокладывали пути в неведомые земли. Маршруты путешествий пролегали в Средиземноморском бассейне вдоль берегов Европы и Африки. Потомки древних финикийцев, карфагеняне, также смело осваивали незнакомые территории.
Одним из карфагенских путешественников был некий Ганон, посланный в 505 г. до н. э. для открытия и колонизации новых территорий на западном берегу Африки. Несомненно, путешествия древних цивилизаций носили первоначально не познавательный, а сугубо утилитарный характер. Тем не менее исторические источники свидетельствуют о том, что уже в VI в. до н. э. древние греки и древние римляне совершали поездки в Египет, куда их привлекали история, культура, необычная природа, великолепные архитектурные сооружения. Египет считался также лечебным курортом. Одним из таких путешественников был знаменитый древнегреческий историк Геродот, описавший свои путешествия в девяти книгах.
Начиная с 330 г. до н. э. одной
из главных целей походов
В период расцвета греческих городов-государств формировались центры, регулярно посещаемые путешественниками, например Олимпия во время Олимпийских игр. Участники игр прибывали заранее, поэтому для них предусматривалось определенное обслуживание: сооружались места для тренировок, предоставлялись бытовые услуги (бани, питание, отправление культовых обрядов). Для размещения участников игр и болельщиков строились специальные жилые сооружения.
В Римской империи
к I в. до н. э. сформировался определенный
слой людей из числа патрициев, имевших
материальные возможности путешествовать
с познавательно-
Римские гостиницы представляли собой комплексы, состоящие из каменных жилых помещений, конюшен, колодцев и лавок с провизией. Там же путешественникам предоставлялись перекладные лошади. Дороги простирались вплоть до Малой Азии и Галлии. Протяженность государственных дорог 1-й категории составляла приблизительно 90 тыс. км, 2-й категории (за которые отвечали магистраты) - 200 тыс. км. Путешественники имели возможность пользоваться специальными картами-путеводителями. Известны наиболее популярные курорты Древнего Рима, например Байи, где находились виллы Юлия Цезаря и Нерона. Также распространены были путешествия римлян в Грецию для получения углубленного образования, так как там находились ведущие философские и риторические школы.
Таким образом, в античные времена основными мотивами путешествий были торговля, познание мира, оздоровление, образование. Уже в I в. до н. э. появились элементы организованного обслуживания путешественников (временное проживание, питание, транспорт, проводники, переводчики), ставшие впоследствии основой современного туристского обслуживания.
Финикийцы; открытие Южной Европы и побережья Северной Африки
Финикия — узкая полоса восточного побережья Средиземного моря, ограниченная на востоке Ливанским хребтом. Населена она была народом, говорившим на финикийском языке: он относится к ханаанской группе северных семитских языков; в ту же группу входит и древнееврейский язык (Ханаан — древнее название Палестины и Финикии). Занимая срединное положение между Египтом и Вавилонией, Финикия политически подчинялась то той, то другой державе, а экономически была тесно связана с обеими и играла роль торгового посредника между ними. Финикийцы в древнейших текстах упоминаются как земледельческий народ. Вино и оливковое масло с незапамятных времен (как и ливанский кедр) вывозились из Финикии.
Для Египта и Вавилонии требовалось золото, цветные металлы, особенно медь и олово (для бронзовых изделий), и масса рабов. Добывая металлы, охотясь за рабами, финикийские полукупцы-полупираты уходили все дальше от родных портов. Подобно всем мореплавателям древности они никогда по собственному желанию не отдалялись от берега за пределы его видимости, никогда не плавали зимой и по ночам. Переняв от других народов новинки судостроения, они строили большие гребные суда со шпангоутами, килем и сплошной палубой, которые могли при попутном ветре ходить под парусами (финикийцы шили их из плотной пурпурной ткани). Гребцами были рабы; рабский труд применялся финикийцами в портах, в лесном хозяйстве, в морских рудниках. Финикийское общество стало рабовладельческим и все больше нуждалось в притоке новых рабов, а это еще больше усиливало стремление плавать в заморские страны. Особенно важную роль в морской торговле в период упадка крито-ми-кенской культуры играли финикийские города-государства Сидок и Тир, оттеснившие тогда Библ.
Несмотря на выдающуюся роль финикийцев в древней морской торговле, несмотря на то, что «созданное ими буквенно-звуковое письмо вследствие его простоты и доступности вначале получило распространение у соседей финикийцев, а затем послужило исходной основой для всех последующих буквенно-звуковых систем», сами они оставили мало письменных известий. При раскопках в европейских странах, посещавшихся финикийцами, найдено очень мало изделий или других следов их пребывания. Однако многие античные авторы, начиная с Гомера и Гесиода, отмечали преобладающую роль финикийцев в цепи тех исторических событий, которую можно определить как ход открытия берегов и островов Европы и побережья Северо-Западной Африки.
Один из финикоманов, француз М. Берар, считает, что именно финикийцы начали и завершили исследование Средиземного моря. Противники финикоманов выдвинули ряд возражений, из коих убедительно звучит лишь одно, археологическое: исключительно редки европейские находки вещевого материала безусловно финикийского происхождения, который можно отнести хотя бы к концу II тысячелетия до н. э. в отличие от минойского (крито-микенского). Финикофобы утверждают, что многие открытия II тысячелетия до н. э. в Центральном Средиземноморье, приписываемые финикийцам, совершены минойцами.
В XII в. до н. э. северные древнегреческие племена дорийцев, завоевавшие ахейские области, Крит и другие острова Эгейского моря, сожгли и разрушили все основные центры крито-микенской культуры. Наступил длительный, почти трехвековой период упадка Греции. Тогда у финикийцев уже не было торговых конкурентов в Восточном бассейне Средиземного моря, и никто не мог помешать их продвижению на запад. Правда, там их соперниками, как предполагают некоторые историки, возможно, были некие «морские народы», грабившие Восточное Средиземноморье в XII—X вв. до н. э.: то ли предки карийцев, коренного догреческого населения юго-западного побережья Малой Азии, то ли предки этрусков, переселившиеся затем на Апеннинский п-ов. Но сторонники таких предположений пока не могут привести в их пользу выдерживающих критику доказательств.
Важнейшие финикийские и древнегреческие колонии в Европе и Северной Африке
Приоритет финикийцев в деле открытия и исследования Западного Средиземноморья с упадком Крита и Микен (начало I тысячелетия до н. э.) почти не оспаривается. Мы подчеркиваем «почти», так как существуют еще этрускоманы, особенно среди итальянских историков. Они приписывают этрускам не только открытие берегов Тирренского и Лигурийского морей и Лионского залива, что вполне допустимо, но и всего восточного и южного побережья Испании, т.е. первый выход в Атлантический океан.
Итак, не позднее чем за 15 веков до н. э. финикийцы начали посещать Крит. Продвигаясь оттуда на запад, они положили начало исторически доказанному открытию Центрального бассейна Средиземного моря. От островов Эгейского моря финикийцы перешли к южным берегам Балканского п-ова, пересекли пролив Отранто, соединяющий Ионическое море с Верхним морем (Адриатическим)., и обогнули Апулию и Калабрию. Одновременно с критянами или несколько позже они открыли гористый о. Сицилия, а к югу от нее, в самом центре Средиземного моря, обнаружили и в XIII в. до н. э. колонизовали Мелиту (Мальту). Она, вероятно, стала опорным пунктом для дальнейшего проникновения финикийцев в Западное Средиземноморье. Переправившись через широкий Тунисский пролив, они двинулись на запад и проследили почти 2000 км береговой линии Северо-Западной Африки, открыв со стороны моря горную страну Атлас до Столбов Мелькарта (верховного бога города Тира) — Гибралтарского пролива; позднее греки называли его Столбами Геракла, римляне — Столбами Геркулеса, а средневековые арабы — Джебель-Тарик (искажено в Гибралтар). Выйдя к проливу, финикийцы впервые получили правильное представление о протяженности (3700 км) Великого моря заката.
Двигаясь вдоль
Вероятно, одновременно с проникновением на запад финикийцы начали обследовать и наиболее изрезанную часть африканского берега в восточном направлении, открыв крупные заливы Хаммамет, Габес (Малый Сирт) с островами Керкенна и Джерба и Сидра (Большой Сирт). На их берегах на протяжении 1500 км в IX—VII вв. до н. э. они основали 10 колоний. В их числе Гадрумет (ныне Сус), ставший позже важным центром Карфагена, Сабрата (Зуара), Уйат (позднее Эа, современный Триполи), где линия скал и мелей образует удобную якорную стоянку, и Лпки (Лептис-Магна, ныне Хомс); вероятно, финикийцы заложили и Сирт, расположенный в 300 км к востоку от Хомса. По сообщениям древнегреческих авторов, финикийцы первые вышли в Атлантический океан и на африканском побережье на рубеже XII—XI вв. до н. э. основали две колонии: Тингис (Танжер) и Лике, у устья р. Луков, ныне г. Лараш. На открытых ими берегах Африки от залива Сидра до Ликса (более 3000 км) жили племена ливийцев, в основном охотников и скотоводов. Финикийская колонизация, способствовавшая зарождению в этих районах рабовладельческих отношений, имела главным образом экономические корни — закрепление на важнейших торговых путях и их охрана. Были, однако, и социальные причины, сформулированные римским историком I в. до н.э. Гаем Саллюстием: «...финикийцы, одни ради уменьшения населения на родине, а другие из жажды власти, возбудив плебс [простой народ] и прочих, жадных до новшеств, основали колонии на морском побережье...» Они возникали на широких береговых равнинах Ливии и Восточного Туниса, в низовьях атласских рек, на низменных равнинах Атлантического побережья Марокко. И всюду финикийцы начали выращивать привезенные с родины оливы, виноград и другие азиатские растения. Их труды не пропали даром: «новоселы» хорошо прижились и культивируются до сих пор.
Со стороны Африки финикийцы открыли Пиренейский п-ов (видимо, вторично, после критян). На его южном берегу в XI—VIII вв. до н. э. они создали три опорных пункта: Гадир («Крепость» или «Укрепление») — современный Кадис, в 30 км к югу от устья р. Гвадалквивир; колонию в вершине Кадисского залива — современная Уэльва; Малаку (Малагу), у восточного входа в Гибралтарский пролив, существующую и ныне. Вероятно, еще один пункт был основан у западного входного мыса Кадисского залива, близ современного порта Фару. Далее к западу следы финикийской колонизации обнаружены при раскопках по берегам исторической области Алгарви (у 37° с. ш., Южная Португалия), вдоль Атлантического побережья страны до 40° с. ш. и в бассейне Тежу. За 40° с. ш. вещественных доказательств пребывания финикийцев пока не найдено.
Такое раннее основание Гадира не подтверждается археологией: древнейшие находки в этом районе относятся к VII в. до н. э. Но традиция хорошо увязывается с ходом финикийской колонизации побережья Северо-Западной Африки. И вполне правдоподобно, что южный берег Пиренейского п-ова был колонизован гораздо раньше, чем африканский южнее Ликса: в Южной Испании финикийцы искали и находили важнейшие для них товары — драгоценные и цветные металлы, а Северо-Западная Африка тогда могла дать им только сельскохозяйственные продукты. Здесь, на Пиренейском п-ове, на краю известного древним света, финикийцы завязали торговые контакты с государством Таршиш (Тартесс), временами превращается в их противника в борьбе за господство на морских торговых путях.