Народные промыслы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Народные промыслы России …………………………………………….…...6
1.1 Виды народных промыслов России. Их характеристика………………………..6
1.2. Художественные образы. Орнамент ………………………………………….….24
Глава 2. Народные промыслы Тульской области……………………………….…..28
2.1. Филимоновская игрушка …………………………………………………………28
2.2. Тульская глиняная игрушка…………………………………..…………………..30
2.3. Плетение кружев…………………………………………………...........................32
2.4. Тульские самовары………………………………………………………….....…..33
Глава 3. Использование музеев народных промыслов в туристской деятельности………………………………………………………………....................35
Заключение……………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………….…...38
Приложение…………………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.34 Кб (Скачать файл)

Уже в XVII в. гжельские мастера  славились гончарными изделиями, а  глины, которые они употребляли, отличались высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские  мастера начали выпускать изделия  в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины  они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изображались цветы, деревья, архитектура, целые  сюжетные сцены.

Сосуды украшались также  скульптурой: условно переданными  человеческими фигурками, птицами, животными Скульптура выполнялась  отдельно.

Впоследствии, когда русским  ученым Д.И. Виноградовым в середине XVIII века был открыт секрет состава  фарфоровой массы, гжельские мастера  начинают создавать изделия из фарфора. Это, прежде всего, разнообразная посуда: масленки, чашки, молочники, кружки, украшенные яркой, свободной кистевой росписью.

Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей  подглазурной росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производственном объединении  «Гжель».

Орнамент, украшающий гжельские  изделия — растительный. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, колосья  переработаны в декоративные. Ручная роспись характеризуется свежестью  и непосредственностью рисунка, свободно и легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка  зависит от движения руки. Мастерицы  гжельского промысла, наносящие роспись  вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Повторяя, казалось бы, одни и  те же виды росписи при тиражировании  изделий, они всегда вносят что-то новое.

В этом бесконечном богатстве  вариаций заключается одна из привлекательных  сторон ручной росписи гжельских  мастеров.

Скопинская керамика. Город Скопин Рязанской области - известный центр народного гончарства. В середине XIX века в Скопине насчитывалось свыше 50 мастерских. Но известность Скопину создали выполняемые местными гончарами сосуды сложных причудливых форм, подсвечники в виде фигур фантастических зверей, птиц. Сосуды обильно украшались скульптурными изображениями фантастических зверей, львов, драконов. Эти образы были нередко заимствованы с лубочных картинок - рисунков с близкими простому народу темами и сюжетами, продававшихся обычно на ярмарках.

Сложные, богато разработанные  формы мастера выполняли вручную, на гончарном круге. В этом сказывалось  виртуозное владение материалом и техникой. Разнообразие форм вещей и скульптурных сказочных образов свидетельствует  о неистощимой фантазии мастеров. Скопинские изделия обычно покрыты  зелеными и желто-коричневыми потечными  глазурями. Интенсивный цвет, обилие скульптурных украшений и причудливость  форм сообщают искусству Скопина  выразительность и яркое своеобразие.

Мастерство и фантазия скопинских мастеров проявляются при  создании сосудов, кувшинов, бочонков для солений, ваз для фруктов  и др. В наши дни этот промысел развивается, основываясь на выработанных традициях, но формы сосудов стали  менее сложными и причудливыми.

Дымковская игрушка. Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ г.Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению.

Лепились игрушки из местной  красной глины, обжигались, затем  покрывались меловым грунтом, разведенным  на молоке. По белому фону игрушка расписывалась  анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей силой, праздничностью. Яркая  малиновая, желтая, синяя роспись  на белом фоне обогащается орнаментами  в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание  нескольких цветов в одном изделии  требует от мастерицы особого  умения. Иногда узор покрывался кусочками  сусального золота, придававшими изделиям еще большую нарядность.

Образы дымковских игрушек  отражают городской быт. Дамы и кавалеры, кормилицы, няньки, модницы, удалые всадники отличаются яркостью красок, особой выразительностью, яркой праздничностью и юмором. Форма  изделий, так же, как и роспись, условна.

Со временем дымковская игрушка  находит широкое применение в  быту как декоративное украшение. В  связи с этим значительно укрупняется  и размер изделий дымковских мастериц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гулянья, праздники.

Дымковская игрушка близка народу метким изображением характеров, остроумием, чувством радости жизни. В этом се непреходящая ценность и  уникальность.

Кружевоплетение.

Русские кружева ручного  плетения известны в истории наших  народных художественных промыслов  с конца XVIII века. Ручное кружевоплетение  возникло и сформировалось сразу  как народный промысел, не проходя  стадии домашнего ремесла. Западноевропейское кружево стало проникать в  Россию во второй половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки  многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению  Ранние кружева, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись  из золотых и серебряных ниток  с добавлением жемчуга.

Кружева ручного плетения выполняются при помощи коклюшек-бобинок, выточенных из дерева. Перед кружевницей  находится плотно набитый валик - подушка. На подушке закрепляется рисунок будущего кружева, нанесенного  на плотную бумагу. На рисунке-сколке точками обозначаются места пересечения  и переплетения нитей. В руках  у кружевницы от 6 до 12 пар коклюшек с льняной хлопчатобумажной или  шелковой нитью.

По способу плетения кружева  делятся на парные и сцепные. Парные кружева выплетаются несколькими  парами коклюшек. Сцепными кружевами  называются кружева, отдельные части  которых соединяются при помощи вязального крючка. Парные кружева - это  обычно мерные, т.е. такие, которые можно  отмерять в нужном количестве и пришивать  к одежде, белью.

Кружево обычно состоит из «полотнянки», с помощью, которой  обозначаются, как бы рисуются, основные формы узора и решетки - ажурного линейного построения из переплетенных  нитей, узор которого действительно  напоминает решетку. Основными районами производства кружев являются Вологодская  область, Елецкий район Липецкой области, Михайловский район Рязанской  области.

Вологодское кружево. Своей плотностью, белизной и узорчатостью они очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий морозный день.

Основу вологодского кружева  составляет плотная «лента-полотнянка», которую за то, что она так прихотливо вьется, обрисовывая разнообразные  формы кружевного орнамента, называют еще «вилюшкой». Для вологодского кружева типичен растительный орнамент. Мотив симметрично развернутого пышного куста с широкими лапчатыми  листьями и фронтальными шести, восьми — и более лепестковыми цветами-розетками образует широкую узорную кайму кружевного изделия. Решетки имеют стройный, ритмически совершенный характер, производят впечатление прочности, надежности. Ассортимент вологодских кружев очень разнообразен, он включает в себя круглые салфетки, дорожки, скатерти, декорированные настенные панно, оконные занавески, портьеры.

Помимо крупных монументальных интерьерных изделий в объединении  «Снежинка» выпускаются в большом  количестве отделки для женской  одежды - воротнички, манжеты, шарфы, косынки.

Елецкое кружево. Елецкое кружево в отличие от вологодского нежнее и воздушнее. Оно выплетается преимущественно из тонких катушечных ниток. Растительный узор с включением птиц и других изобразительных мотивов, как и в Вологде, выкладывается узкой полотнянкой - вилюжкой. Однако в отличие от вологодских, елецкие мастерицы делают эту полотнянку то плотной, то ажурной, придавая орнаменту еще большую невесомость.

Большое место в елецком  кружеве занимают геометрические мотивы - «гречишка», «паучки», «бабочка», «снежинка». Наряду со снежно-белыми или чуть кремовыми  изготавливают кружево из серых, серебристых нитей с примесью современных синтетических волокон  и элегантное черное кружево, изготовлявшееся  в России еще в XIX в.

Михайловское  кружево. Большой интерес представляет кружево, производимое в г. Михайлове Рязанской губернии. Здесь исполняли кружево плотное, из толстых нитей, не только белое, но и разноцветное, яркое. Оно хорошо подходило к красочным нарядам русских крестьян. Носили его на своих рубахах не только женщины, но и мужчины. Им обшивали женские передники, полотенца, простыни. Оно имело несложный вид заостренных зубцов - «мысов», веерообразных фигур, так называемых бубенцов. В кружевах применялись нити всего трех цветов: белого, красного и синего, но они так умело сочетались, что каждый кусок кружева казался красочным по-новому.

В 1950-х годах происходят заметные изменения в облике Михайловского  кружева. Укрепляются узоры, вводятся новые цвета. Эти изменения в  большой мере связаны с именем талантливой художницы - кружевницы. Д.А.Смирновой. В ее работах впервые  появляются изображения человеческих фигур. Д.А.Смирнова с мастерицами  промысла стремится сохранить красоту  цветных узоров как уникальное явление  русского народного искусства.

Вышивка.

Вышивка — один из наиболее распространенных видов народного  искусства.

Орнаментация народной вышивки  уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились  следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.

В процессе исторического  развития у каждого народа складывался  определенный характер вышитого узора, своеобразные приемы технического выполнения, неповторимые колористические решения.

Вышивка не требовала сложного оборудования — игла, нитки, холст  — вот и все, что нужно для  того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для  украшения жилища. Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского населения. Многие виды вышивки активно использовали для украшения одежды и предметов  быта зажиточной части населения.

Особую ценность представляет крестьянская вышивка, где она была связана с творчеством жителей  сельской местности. Именно в этой вышивке  сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и  в наши дни.

Вышивка народов нашей  страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру  использования в быту. В любой  союзной и автономной республике, крае, области, районе встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Процесс формирования современных  строчевышивальных промыслов неоднозначный. В каждой местности он связан с укладом жизни, развитием общей культурной традиции, степенью взаимовлияния культур соседних народов. В настоящее время вышивка получила особенно широкое развитие на предприятиях художественных промыслов в России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдове, Узбекистане и Таджикистане.

Российская народная вышивка.

Вышивка, продолжая исторически  сложившиеся виды традиционного  мастерства, развивается в русских  и национальных регионах России. Своеобразна  вышивка Нижегородской (Горьковской), Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного  Кавказа. В русской народной вышивке, как старинной, так и современной, можно выделить счетные и свободные  виды шитья, с которыми связаны своеобразные орнаментальные решения и колорит.

Счетную вышивку выполняют  по хлопчатобумажной или льняной  ткани полотняного переплетения (в прошлом — по холсту, вытканному самой же мастерицей из конопли или  льна). Для счетной вышивки ткань  служила фоном, а поэтому она  почти всегда была белого или серого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узора.

В счетной вышивке Русского Севера — в Архангельской, Вологодской, Костромской и других областях —  получили распространение такие  швы, как роспись, счетная гладь, набор, а позже — крест. Этими швами выполняли, как правило, геометрические мотивы вышивки, рядом с которыми нередко можно встретить условное изображение барса, птицы, человеческой фигуры, древа жизни. Вышивки помещали в виде широкой полосы на подзорах, концах полотенец, столешницах, женской и мужской одежде. Особенностью северных счетных вышивок является четкое ритмическое построение узора в виде бордюра или разнообразных по ширине полос. В узоре вышивки всегда выделяются более крупные мотивы орнамента, вокруг которых группируются в определенном порядке мелкие мотивы и просветы фона.

Веками отрабатывались композиционные приемы построения узора, сочетания  в одной вещи сложных орнаментальных мотивов и простых узорных  полос. Для украшения одежды использовали помимо вышивки тканые и нашитые  цветные полосы, за счет чего создавалось  богатое по фактуре декоративное убранство общего ансамбля женского и мужского костюма. По колориту северные счетные вышивки были сдержанными  и мягкими, несмотря на то, что в  них преобладал красный цвет. Это  достигалось за счет тонкости рисунка, особого равновесия узора и фона. Исключение составляют каргопольские  вышивки, где в технике набора и счетной глади выполняли  яркие многоцветные узоры. На оплечьях женской рубахи здесь очень часто  можно встретить широкие фризовые композиции с изображением птиц, коней, сложных геометрических фигур.

Информация о работе Народные промыслы России