Народные промыслы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Народные промыслы России …………………………………………….…...6
1.1 Виды народных промыслов России. Их характеристика………………………..6
1.2. Художественные образы. Орнамент ………………………………………….….24
Глава 2. Народные промыслы Тульской области……………………………….…..28
2.1. Филимоновская игрушка …………………………………………………………28
2.2. Тульская глиняная игрушка…………………………………..…………………..30
2.3. Плетение кружев…………………………………………………...........................32
2.4. Тульские самовары………………………………………………………….....…..33
Глава 3. Использование музеев народных промыслов в туристской деятельности………………………………………………………………....................35
Заключение……………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………….…...38
Приложение…………………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.34 Кб (Скачать файл)

Живописцы Мстеры стремятся  заполнить красками всю поверхность  изделия. В связи с этим произведениям  лаковой живописи присущи ковровая красочность, живописность поля, Окаймляются  миниатюры золотой полоской ажурного орнамента.

Тематика миниатюр самая  разная. Здесь и сказки, и песни, и исторические события, жанровые мотивы, лирические сценки, героические батальные композиции.

Мастера-живописцы Мстеры часто изображают пейзаж, в котором  поэтично рассказывают о своей родной природе, причем сам пейзаж несет  здесь активную нагрузку. Кроме того, если палехские миниатюры отличаются графичностью, контрастными цветами, то характерной особенностью миниатюрной  живописи Мстеры является разнообразие и утонченность колористических  оттенков с единством общего тона композиции. Колорит их произведений выдержан в нежной тональной гамме. Цветовая гамма мстерских художественных изделий состоит из теплых тонов с преобладанием золотисто-охристого, красного, розового, светло-коричневого цветов с разбеленными, блеклыми красками, голубоватыми, бирюзовыми, изумрудными тонами, перламутровыми оттенками. В росписи Мстеры почти не используют черный цвет, орнаментальные мотивы очень разнообразны, здесь сочетаются растительные и геометрические мотивы. Иногда мастера расписывают изделия одним орнаментом, который заполняет всю плоскость шкатулки.

Мастерство, передаваемое из поколения в поколение, явилось  той благодатной почвой, на которой  выросло замечательное искусство  мастеров лаковой миниатюры.

Художественная обработка  металла.

Разнообразное по своим художественно-техническим  приемам искусство обработки  металла имеет древние традиции.

Неизвестные мастера России - ювелиры Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля Х-ХII вв. умели создавать  тонкую скань, знали чернение по серебру, перегородчатую эмаль.

Образование промыслов по художественной обработке металла  относится к XVII в. Многие из них, сохранившие  присущее им своеобразие, существуют и  в настоящее время, творчески  развивая древние традиции. Это фабрика  «Северная чернь» в Великом Устюге Вологодской области, фабрика «Ростовская  финифть» в Ростове Ярославской  области, юве-1 лирные промыслы в.районе села Красное Костромской области, в поселке Мстера Владимирской области.

Возникновение в том или  ином районе центров художественной обработки металла было обусловлено  рядом исторических, географических, экономических причин.

Великоустюжное  черневое серебро. Самый древний художественный промысел по обработке металла сформировался на Русском Севере в Великом Устюге близ Вологды. Уже во второй половине XVI в. этот город стал вторым после Вологды торговым центром Северо-Восточной Руси. Его расположение на торговом пути между Москвой 'и Архангельском - единственным тогда морским портом России на севере - способствовало развитию различных видов ремесел, среди которых особенно выделялась обработка металла: меди, железа, серебра. Для развития, промысла по художественной обработке металла в Великом Устюге большое значение имела связь с Сольвычегодском - крупным центром художественного ремесла.

Ранние черневые изделия  Великого Устюга относятся к середине XVIII в. Но есть документы, свидетельствующие, что искусство черни по серебру  существовало в этом городе значительно  раньше. В 1761 г. в Великом Устюге была открыта фабрика купцов Поповых, куда созывались мастера серебряного  дела. К этому времени уже сложились основные черты искусства великоустюжских мастеров, заключавшееся в сюжетной черневой гравюре, расположенной на золотом, декоративно разработанном фоне. Изделия, выполненные мастерами Великого Устюга, — табакерки, коробочки, миниатюрные флакончики для духов - отличались изяществом форм, красотой и изысканностью силуэта.

Обычно основное изображение  выполнялось в черни и четко  смотрелось на фоне серебра или золота. Позолоченный фон был излюбленным. Чтобы яркий по своему цвету и  блеску позолоченный фон не затмевал тонкий черневой рисунок, мастера находили интересные приемы, слегка «приглушая»  фон. Они покрывали его мелкими  точками чеканки или тонкой сеткой гравировки. Чтобы черневое изображение  еще более контрастно выделялось, контур его подрезали, таким образом  фон углублялся, а изображение  как бы приподнималось, становилось  рельефным. Прихотливо изогнутые стебли и цветы, строго геометрический узор в сочетании с сюжетными изображениями  подчеркивали форму вещи.

Являясь одним из видов  русского ювелирного искусства, черневые изделия Великого Устюга отражали общие  характерные черты стиля эпохи.

Мстерские изделия  из металла. Видное место среди сокровищ русского ювелирного искусства филиграни занимают мастерские ювелирные изделия. Филигрань или скань -это способ изготовления художественных изделий из крученой или гладкой проволоки. Элементы сканного узора соединяются при помощи пайки.

Кропотливая техника филиграни  сохранилась и развивается в  наши дни на мастерском заводе художественных изделий «Ювелир» во Владимирской области.

Вначале изготавливают каркас, на который накладывается бумага с нанесенным на нее рисунком будущего изделия. По специальным шаблонам мастера  выгибают из витой проволоки детали рисунка - петельки, жучки, колечки, дужки  и т.д. Эти маленькие детали приклеивают  на бумажную основу по контуру заданного  узора. Ажурный каркас покрывается  припоем - порошком, состоящим из серебра  и поташа, и помещается в муфельную  печь. Из нее спаянный корпус изделия  поступает на 2-3 мин. в другую печь, где сгорает бумага. Заканчивается  изготовление филигранных изделий  отделкой, серебрением, золочением, полировкой, травлением.

Мстерские мастера используют как ажурную, так и накладную  филигрань - когда филигранный узор наслаивается на поверхность гладких  серебряных и позолоченных изделий. В ряде изделий ажурное филигранное  обрамление сочетается с вкладышами из цветного стекла, которое поставляет мастерам Гусевский хрустальный  завод. Работы последних лет говорят  о том, что у ювелиров выработался  свой характер филиграни, заключающийся  в переходах от плотного ажура  к разреженному. 

Жостовские подносы. Традиционная роспись подносов существует в подмосковном селе Жостово и в уральском городе Нижний Тагил. Тагильские подносы являются родоначальниками этого своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, но особенного развития оно достигло в Подмосковье.

Жостовские изделия принадлежат  к семье «русских лаков». Возникновение  их производства связано с зарождением  в конце XVIII в. в подмосковном селе Данилково близ Федоскино и деревнях Осташкове и Жостово лаковой  миниатюрной живописи по папье-маше.

Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живописца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком.

Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нанесения разбеленной  краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохшийзамалевоклессировочными (прозрачными) красками накладываются  тени. Этот прием «тенежки» погружает  букет в глубину фона. Далее  следует «плотное корпусное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бликовка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завершает лепку  форм. Далее «чертежка» размещает  детали, очерчивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» — тонкие травки и усики.

Расширяя выразительные  средства, живописцы Жостова разрабатывают  новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность  подноса наносился узор, напоминающий рисунок панциря черепахи.

Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам. На поверхность  подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают  особую яркость, а подносу придают  вид дорогого предмета.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали  декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к  земледелию, обрело статус уникального  вида русского народного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Художественные образы. Орнамент

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино  в своей художественной структуре  и необычайно разнообразно по своим  национальным особенностям, которое  проявляется во всем, начиная с  выбора материала и кончая орнаментом и художественными образами. Рожденное  в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связанно с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.

Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти  материалы находят органичное использование  в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Это умение использовать естественные качества материала  воплотилось в художественно-технические  приемы, позволяющие наиболее рационально  конструировать и украшать изделия  орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы  со смелой фантазией творца.

Народное декоративно-прикладное творчество зародилось в глубокой древности  и, подобно другим видам искусства  по началу во все не осознавалось как  искусство. Просто люди делали необходимые  им в быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую  утварь, орудия труда и боевое оружие. Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем свой общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представления о счастье  и красоте, неповторимый национальный характер. Почти все в работе мастера  продиктовано многовековой традицией: выбор материала и приемы его  обработки, характер и содержание декоративного  убранства.

Ведь за каждой вещью –  будь то резная прялка или вышитое  полотенце, расписная ложка или  тканая скатерть – талант, труд и  единодушие многих людей в идеале – целого народа! И красота –  тоже из этого источника. И конечно  от родной природы, у которой мастер учится неустанно. И краски у нее  берет, и ритмы, и формы – вспомнить  хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы. Подобно природе, народное искусство  отбирает только лучшее и шлифует  его столетиями, создавая по истине совершенные технологии, формы, орнамент, колорит. Со временем, все это приобретает  характер традиции: раз достигнутое  прекрасное должно сохраниться –  таково требование народа. Вот почему и говорят о произведениях  народного искусства как о  памятниках истории и культуры.

«Золотую» хохломскую чашу мы сегодня покупаем не потому, что  она нужна в хозяйстве. Она  очаровывает нас благородством  формы, изяществом росписи. За эту красоту  мы как бы освобождаем вещь от исполнения прямой ее функции и ставим на полку  как украшение интерьера. Сегодня  декоративная сторона начинает все  больше преобладать в произведениях  народного искусства. Изготовляя какую-либо необходимую в хозяйстве вещь, условным языком орнаментом мастер воспроизводил  картину мира, как он его представлял. Один из крупнейших исследователей народного  искусства – В.М.Василенко недавно  «прочитал» символику деревянного  ковша-черпака из района г.Козьмодемьянска. Вглядевшись в черпачок, вы без  труда увидите голову лебедя. Выше украшенные радиальными насечками круг и ромб. Это очень древние мотивы, чаще всего обозначавшие солнце. А венчает все изделие фигурка коня. Он стоит торжественно, как на пьедестале. Без сомнения, это не обычная крестьянская лошадка, а самый настоящий «конь-огонь»! Чтобы символика вещи стала понятной, напомним, что на протяжении веков в народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило в возке тянут кони, а ночью оно пересаживается в ладью, которую влекут по подземному океану лебеди или утицы.

Этот, часто непонятный нам  теперь смысл делал вполне обычную  вещь неотъемлемой частью не только повседневного  быта, но и мировоззрения народа, связанного с особенностями его  мировосприятия и этическими идеалами.

Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским поэтому  в нем отчетливо отразился  взгляд земледельца на окружающий мир. Какие понятия занимают в таком  миросозерцании центральное место? Солнце, земля, вода. Ну и, конечно, все, что на земле произрастает. Отсюда и главные «персонажи» народного  искусства: солнце, которое чаще всего  изображалось в виде креста, ромба  или розетки; кони и птицы; прочно связанные с водной стихией русалки; мифическое Древо Жизни, символизировавшее  нескончаемое произрастание плодов земных; наконец Мать Сыра – Земля, образ которой ученые узнают в  вышитых на полотенцах женщинах с  воздетыми к небу руками, словно просящих у него дождя и благодатных  солнечных лучей, и в глиняных игрушках из самых разных областей России – баба с младенцем у  груди, а по подолу – яркие «солнышки».

Вышивка – одно из распространенных в мире искусств. В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар-птицы, раскидистые  древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми  к небу руками украшали рубахи и  сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Постели в  избах убирали нарядными настилальниками с богато расшитой каймой. Самые красивые полотенца, порой в сплошь покрытые узорами, служили нарядным убранством жилища. Узоры и цветовой строй вышивки были неразрывно связаны с трудовой деятельностью людей и хранили их древние представления. Так, например, вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующем тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченись, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, Образ Матери Сырой Земли.

Вышивали и узоры, похожие  на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка  ее завилась петельками и колечками. В свое время служили эти необычные  узоры календарем. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше  всего родилась на северной земле, где  и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть  ростков между ними означали двенадцать месяцев года.

Информация о работе Народные промыслы России