Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:00, курсовая работа
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Введение………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Народные промыслы России …………………………………………….…...6
1.1 Виды народных промыслов России. Их характеристика………………………..6
1.2. Художественные образы. Орнамент ………………………………………….….24
Глава 2. Народные промыслы Тульской области……………………………….…..28
2.1. Филимоновская игрушка …………………………………………………………28
2.2. Тульская глиняная игрушка…………………………………..…………………..30
2.3. Плетение кружев…………………………………………………...........................32
2.4. Тульские самовары………………………………………………………….....…..33
Глава 3. Использование музеев народных промыслов в туристской деятельности………………………………………………………………....................35
Заключение……………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………….…...38
Приложение…………………………………………………………………………….39
В далекие времена символика и орнамент имели еще и обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. На ритуальной чаше древний земледелец горизонтальной волнистой линией обозначал небесную воду, вертикальными – дождь, точками и галочками – семена и всходы растений. Так он выразил свою надежду на урожай, на дождь.
Существуют несколько видов орнамента. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд. Он украшает резные прялки, трепала и рубели для обработки льна, детали деревенского ткацкого станка. Из мира живой природы взял человек элементы растительного и звериного орнамента. Гирлянды ветвей и листьев, цветов и плодов украшают произведения ювелирного искусства, входят в рисунок кружева, деревянной резьбы, керамики. Изобразительные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур (конских голов, оленьих рогов) образуют зооморфный или зверообразный орнамент, известный в народном ткачестве и вязании. Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских и мужских фигур или полуфигур. Он чаще всего встречается в русской вышивке.
Искусное соединение букв в текстах превращает строку в нарядный орнамент. Такие стилизованные надписи украшают, например, среднеазиатские средневековые мечети, встречаются в заглавиях рукописных и старопечатных книг, древних грамотах, надписях на иконах, на ювелирных изделиях. Это так называемая вязь или шрифтовых орнамент.
Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.
Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен на поверхности предмета рельефно, выпукло, или, наоборот, заглублен. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно было определить и время, и страну, где была создана та или иная вещь. Так на критских сосудах встречаются мотивы морских звезд и угрей. Для древнеегипетского орнамента обязательны цветы лотоса, папирус. Ассирийское декоративное искусство переняло у египтян изображения лотоса и ввело пальметту и розетку, которые чередуются с остроконечными формами цветов и плодов лотоса. В древнегреческом искусстве одним из основных элементов орнамента был меандр (ломанные под прямым углом линии), а позже – элементы растительного и животного мира. Переплетение, или вязь – любимый прием древнерусского орнамента. В его кружевную сетку искусно вплетены фигурки людей, силуэты животных и птиц.
Орнамент широко распространен в творчестве народов мира. Он во многом определяет народные традиции в отделке одежды, резьбе по дереву, металлу, кости, в других видах народного творчества. Современные художники создают новые формы орнамента, включая в него как древние элементы, так и современную символику.
Глава 2. Народные промыслы Тульской области
Тула славится как город мастеровых людей – оружейников, самоварщиков, гармонных и прочих мастеров. На территории Тульского края известно много промыслов, ремесел и производств, необходимых для жизнедеятельности человека.
2.1. Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди - солдаты, барыни 2)животные - олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
На сегодняшний день
в Одоеве лепят филимоновскую
игрушку несколько семей,
В Одоевской детской школе искусств на протяжении двадцати лет обучает детей работе на гончарном круге Кехаиди Константин, а супруга Елена (член союза художников России народный мастер) преподает лепку из глины игрушек.
Филимоновскими мастерами в течение многих лет проводится детский фестиваль народного творчества «Поляна» ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют вмастер - классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Своеобразный город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. Все детские работы, изготовленные намастер - классах, экспонируются на выставке, так же в программе конкурс и ярмарка декоративно - прикладных изделий.
В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, изделия из глины других промыслов, а так же купить игрушку.
2.2. Тульская глиняная игрушка.
Первое упоминание о них
датируется 1912 годом. Тогда в начале XX
века в знаменитой статье Александра
Николаевича Бенуа «Игрушки» в журнале
«Аполлон» были приведены эскизы четырех
фигурок: гуляющей пары, кормилицы с ребенком
под зонтиком, монаха и няни с мальчиком.
Не которые сведения о тульской игрушке:
офицерах и дамах, лошадках-свистульках
— есть и в книге «Нравы Растеряевой улицы»
уроженца Тулы писателя Г.И. Успенского.
Но распространены игрушки
здесь были задолго до начала XX века, о
чем свидетельствуют последние находки
археологов. Так, раскопки'1993 г., проведённые
в центре Тулы, дали в пластах XVII в. уникальную
на ходку — фигурку барыни без головы,
по характеру исполнения очень близкую
работам конца XIX—начала XX вв., которые
встречаются в музейных собраниях России.
Промысел, возникший в слободе Большие
Гончары, просуществовал до революции.
Гончарная артель же существовала вплоть
до 1930-х гг. Затем игрушка была забыта…Тульская
городская игрушка не отличается многообразием
сюжетов: это барышни с зонтиками, гуляющие
и танцующие пары, амазонки и наездники,
доярка с коровой, пеленальщица. У больших по размерам кукол
способ изготовления лиц напоминает приём,
применявшийся китайцами в XV—XVII вв. —
оттиск готовой маски. К другому типу относятся
круглые лица с выразительными глазами-колесиками
и маленькими носиками.
Фигурки отличаются своеобразной пластикой.
Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие
головки, широкие и высокие юбки-колоколы.
Эти пропорции придают куклам изящество
и легкость. Игрушки, по всей видимости,
лепились из разных частей. Мастера отдельно
изготавливали юбку с туловищем, затем
формовали головку с шеей и вставляли
ее в приготовленное в верхней части туловища
отверстие, замазывая место стыковки,
потом примазывая заранее приготовленные
руки. Затем костюмы фигурок украшались
оборками и рюшками. Существует гипотеза,
что фигуры делали несколько мастеров
— возможно, юбки лепили мужские руки,
а мелкие детали и сборку выполняли женщины.
Так же отдельно лепился зонтик и при цеплялся
к фигурке при помощи проволоки, которая
прокалывала верхнюю часть туловища. Создавалось
впечатление, что барыня держит зонтик
рукой, согнутой в локте.
Роспись исполнялась темперной краской,
имеела матовую, непрозрачную поверхность.
Интересно, что у игрушек, практически
нет орнамента — изящные линии как бы
служат продолжением детали наряда.
Произведения, дошедшие до наших дней,
дают наглядное представление о на рядах
1880-х годов. Условность в пластике и росписи
позволяет представить облик персонажей,
но не переходит в излишнюю натуралистичность.
Удивительная элегантность нарядов завораживает
своими фасонами и декором.
Наряду с богатыми дамами, как бы прогуливающимися
под зонтиками, встречается еще один персонаж
— кормилицы. Характер их одежды уже проще,
ближе к народному костюму. На них белые
кофты и юбки с передниками, на голове
—косы с лентами, спускающиеся по спине
ниже талии. По силуэту фигурки более скромные
и строгие, у них нет, например, налепленных
на юбках оборок. В руках кормилицы держат
или маленьких барынь в красивых нарядах,
или барчуков, тоже в модных костюмах.
Своеобразна пластика кавалеров, сопровождающих
дам. Они имеют такие тонкие ножки, что
вынуждены как бы прилепиться к пышным
оборкам своей подруги. У них военная выправка,
гордая, затянутая в мундир фигура и небольшая
головка с пышными кудрями. Изображаются
эти пары или на прогулке, или в танце.
Уникальны по выразительности
образа сюжеты с монахом и монахиней. Их
широкие у основания юбки-колокола с высокой
талией переходят в туловища с маленькими
головками и головными уборами. В руках-ладошках,
выглядывающих из широких рукавов, монах
или монахиня держит рас крытую книжку.
Различие между ними в головном уборе
и бороде, налепленной на лицо монаха.
Другой вид тульских игрушек — жанровый.
Ком позиция «Всадница в прогулочном наряде
на коне» отличается большой целостностью.
Две фигурки словно слиты воедино, дополняя
и обогащая друг друга и в пластике, и в
росписи.
Прошло почти столетие. Но интерес
к данному промыслу не угас. Современные
художники стараются возродить утерянные
традиции.
2.3. Плетение кружев
Центрами промысла являлись города Белёв и Одоев. Кружевоплетением занимались крестьяне, мещане и обедневшее купечество. Плели кружево с 8 лет и до старости. Для плетения использовали коробку из лубка, подушку, набитую сеном, несколько десяток булавок и коклюшки, нитки № 60. Плетением занимались круглый год, исключая период сельскохозяйственных работ.
Особенность белёвского кружева заключалась в схожести с немецкими образцами.
Одоевских мастериц кружевоплетению
научили белёвские плетеи. В Одоеве
промысел процветал более 20 лет, занято
в нем было около 500 человек. Из Одоева
кружевоплетение было занесено в
деревню Кокурино, где плели всего
15 мастериц.
2.4. Тульские самовары
Где и когда появился первый самовар, неизвестно, но что самовар чисто русское изобретение - это не вызывает сомнения. Самовары делали на Урале, в Москве, Петербурге, Туле, Владимирской, Ярославской и Вятской губерниях. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 г. в Заречье Назаром Лисицыным. Вскоре последователей у Лисицына нашлось много. Непосредственная близость к Москве, наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр самоварного производства. Самое большое количество фабрик, а их было 50, приходилось на Заречье, где жили и работали оружейники. Именно они, помимо изготовления оружия, занимались и производством самоваров, которое было выгодно в небольших ремесленных заведениях с детальным разделением труда.
Среди известных оружейников - самоварщиков в нач. XIX в. были Василий Лялин, Николай Дементьевич Маликов с сыном Николаем, Андрей Медведев, Иван Баташев.
Самовары делались из красной и зелёной меди, мельхиора, томпака, иногда самовары золотили, серебрили. Но основной метал для самовара - латунь.
В течение столетий менялись
фасоны самоваров, а приёмы выработки
оставались прежними. Почти неизменными
в производстве были орудия труда: кобылины
для ковки самовара, гнедки для
разгранки самоваров, паяльники
для спайки кувшина с корпусом
самовара, ножницы для резки метала,
наковальня, штампеля для клеймения
самоваров. На форму самовара влияла
мода времени. К концу XIX века в Туле
выпускали более 150 фасонов самоваров.
Во второй половине XIX века Тула становится
центром самоварного
Основной частью самовара считалась стенка, которую делали из листовой меди. Круги, конфорка, заглушка и шейки чаще всего изготовляли литыми, а иногда делали и на давильных станках.
Во 2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты - "самоварные короли": Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров. За лучшую продукцию на выставках фабриканты получали награды, а оттиски с медалей шли на стенки самовара.
Стремление к удешевлению
производства привело к стандартизации
форм самоваров. Широкое распространение
получили так называемые самовары банкой,
рюмкой. Простотой в производстве,
а вместе с тем скромностью
отличались самовары, предназначенные
для массового потребителя. Такие
самовары можно увидеть в трактире,
в рабочей и крестьянской семье.
Самовар к началу XX века становится
непременным атрибутом каждого
русского дома. В конце XIX в. появляется
новый тип самовара - керосиновый.
Самовар имел резервуар для керосина
- с помощью этого топлива
На протяжении всего XIX в. в Туле выпускались дорожные самовары, как правило, они были многогранные, кубические, прямоугольные, а иногда и цилиндрические.
В начале XX в. паровая фабрика бр. Шахдат и К только в Туле выпускала самовар со съемным кувшином (самовар системы А. Парички). Вода согревалась углем, спиртом и другим топливом, самовары были безопасны в пожарном отношении и вода долго оставалась горячей.
Идут годы, а Тула, как и прежде, - центр самоварного производства. Наш город - единственный в стране, выпускающий жаровые самовары. В 1956 г. тульский завод "Штамп" освоил выпуск электрических самоваров, с 1964-1987 гг. - самовары-сувениры "Ясная Поляна". Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося в музее-усадьбе Л. Н. Толстого. С 1977 г. на заводе "Штамп" изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия как жарового, так и электрического самовара.
Завод "Штамп" выпускает более 20 видов самоваров, продукция его экспортируется во многие страны мира. Годовой выпуск самоваров - более 1,5 млн. шт.
Не стареет мастерство тульских умельцев. Ныне на заводе, помимо серийного выпуска, делают и подарочные самовары, которые выполнены с большим художественным вкусом. Безгранична выдумка тульских самоварщиков, и не зря же о туляках сложили пословицу: "Дай туляку кусок железа - он сотворит чудо".