Применение настольных игр на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Задача педагогов – как можно выше поднять планку уровня развития как логического, так и абстрактного мышления школьников. Каждый учитель стремится заинтересовать ученика, привить ему любовь к своему предмету, поэтому, используя весь свой опыт и эрудицию, он так старается преподносить изучаемый материал, чтобы в классе не осталось равнодушных ребят. Особенно большой интерес у школьников вызывают активные формы обучения: дидактические игры, урок-игра, семинары, дискуссии, пресс-конференции, практикумы, уроки-путешествия. Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогики. Актуальной она является и сегодня, поскольку мир увлечений современного школьника настолько широк и многогранен, что ему становятся не интересны обычные занятия, а значит, как следствие этого, снижается успеваемость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические основы применения настольных игр в преподавании начального курса географии………………………………………………………..6
1.1. Применение настольных игр на современной этапе………….…….………….6
1.2. Особенности применения игровых технологий …………………………..…….8
1.3.Методика применения настольных игр на уроках географии………………………………………………………………………….….10
2. Практическое применение настольных игр при изучении тем начального курса географии……………………………………………………………………….17
2.1.Экспериментальный урок с применением электронной игры №1: тема «Австралийский союз»…………………………………………………………..…...17
2.2.Экспериментальный урок с применением настольной игры №2: "Южная Америка…………………………………………………………………………….…24
2.3.Экспериментальный урок с применением электронной игры №3: тема “Атлантида”………………………………………….……………………………….32
Заключение………………………………………………………………….…38
Список использованной литературы…………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

Настольные игры мобилизуют резервы умственной деятельности, так как усиливают познавательно-оценочное восприятие информации и восполняют пробелы знаний за счет комплексного видения микропроблем, возникающих в процессе игры, что расширяет кругозор мышления. Настольные игры дополняют традиционные формы и способствуют активизации учебного процесса, успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества и делают его более интересным, а в сочетании с традиционным подходом, способствуют успешному усвоению знаний[11, c.102].

К каждой игре предварительно разрабатывается сценарий в соответствии с темой урока. По темам одной параллели – различные сценарии. Подготовка и проведение игр на уроках - работа не из легких. Особенно сложно при организации первой деловой игры. Но сегодня такие уроки проводить целесообразно, так как они расширяют рамки изучаемого материала. Все задания игры и ситуации заранее продумываются с учетом дифференцируемого подхода[4, c.115].

Цель педагога на уроке – активизировать мышление учащихся, расширить их кругозор, сформировать интерес к предмету, научит делать выводы.

Игры, являются важнейшей составляющей процесса обучения и воспитания, одной из форм совершенствования школьного географического образования. Опыт показал эффективность проведения деловых игр при формировании основных экономических понятий. Игры имеют положительное влияние на интенсификацию учебно-воспитательного процесса, формирование потребности в самостоятельном добывании знаний, и что важно, в ходе деловой игры ученики могут составить обоснование рационального отношения ко всем видам ресурсов и их рентабельному использованию. 

Настольные игры на уроках помогают учащимся глубже понимать изучаемую тему, следовательно, повышаются и качество знаний и уровень специальных навыков.

 

    1. Методика применения настольных игр на уроках географии

Педагогическую практику я проходила в Средней школе №20 города Бреста. Практика проходила в период с 10.02.14 по 22.03.14.  Уроки географии я проводила в 8-ом классе.

В играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования, а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание. 

В познавательной географической игре умение применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребенка в целом. Вот почему игра становится средством всестороннего развития школьника, его способностей[2, c.64].

Но при этом нельзя забывать, что игра всегда «свободна». Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Иначе результаты ее будут противоположны ожидаемым. В частности, нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более легких.

Играть в познавательные настольные игры нужно учить. Например, ребятам предлагается поиграть в географическое лото, для первого знакомства с игрой нужно иметь несколько карточек с наиболее употребляемыми условными знаками, и только после того, как ребята привыкли пользоваться ими и уяснили для себя правила игры, вводятся карточки, на которых есть малознакомые и незнакомые условные знаки. Тогда только возникает у школьников желание преодолеть незнание, найти и запомнить то, что еще неизвестно.

Если ученик не умеет совершать «путешествие» по карте и увидеть мимо каких островов он «плавает», ему еще рано играть в путешествия с описанием географических объектов и с привлечением дополнительной литературы. Описание реки и ее режима по карточке только с координатами устья реки надо начинать с «отгадывания» названия реки по месту ее впадения и истока. Пренебрегать дидактическим принципом «от простого - к сложному, через известного - к неизвестному» нельзя. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать ее[5, c.119].

На уроках географии следует часто использовать настольные игры, к ним относятся кроссворды, ребусы, чайнворды, игровые кубики, лото, домино… Особенностью настольных игр по географии является наличие игрового правила, в котором заключается игровая задача.

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. В настольных играх всегда имеется элемент соревновательности, в них закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения использовать справочную, научно-популярную литературу, географическую карту.

Так на обобщающем уроке в 7 классе можно провести игру «Почта». Из ткани изготовляются 6 карманов (почтовых ящиков) с надписями: северная Америка, Африка, Евразия… Участникам игры раздается равное количество карточек. Затем карточки с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов учащиеся должны положить в карман и не ошибиться адресом. В этой игре обобщаются знания по материкам.

Изучая «Природные зоны» можно провести игру «Правильно отбери», ученик получает несколько открыток, рисунков. Нужно правильно отобрать открытки и рисунки с представителями какой-либо одной природной зоны. За каждый правильный ответ ученик получает балл.

Настольная игра «Собери карту». Ученик получает разрезанную карту на кусочки в виде неправильных очертаний. Эти кусочки необходимо собрать, чтобы получилась карта и назвать территорию. Такого рода игры развивают память, воображение, способность запоминания географической номенклатуры и их географического положения.

Кроссворды и ребусы наиболее популярный вид настольной игры среди школьников. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают названия географических объектов, отыскивая их на карте. Как показывает опыт, кроссворды развивают интерес учащихся к географии. Особенно большой интерес к этому виду игр у учащихся 6-8 классов.

Уже начиная с 6 класса, можно предложить ученикам поиграть в игру «Геоцепочка», в которой один называет город, а другой должен назвать город на последнюю букву. Затем игра немного усложняется это игра «На реке… город…». Один из играющих называет реку, другой сообщает, какой город стоит на реке, называет следующую реку... при этом ребята лучше запоминают номенклатуру.

Цель географических настольных игр прежде всего – учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание еще больше познать[9, c.122].

Применение настольной игры на уроке географии очень разнообразно. Ее можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления ранее изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Иногда трудно разграничить, где кончается игра, а где начинается учебное задание.

Одной из сложнейших тем для объяснения является «Климат». Твердо усвоить особенности климата помогают многочисленные упражнения, которые удобно проводить в виде занимательных заданий-карточек. Например, задание «Где выпадает столько осадков?» - по среднегодовому количеству осадков и времени преимущественного их выпадения надо определить тип климата. «Где такая зима?» - кружочки с цифрами среднеянварской температуры надо укрепить на одно из нескольких мест на карте, указанных учителем. Причем ученики сначала проводят игру по климатической карте, потом по физической. Или такое задание: на классной доске напротив данных о летних и зимних температурах и годового количества осадков написать тип климата. Постепенно чтение климатограмм в учебнике 7 класса и описания климата в 8 классе ученики воспринимают уже с интересом.

Один и тот же набор для настольной игры можно использовать несколько раз: во время объяснения, на обобщающих уроках, при опросе и при запоминании нового материала.

Характерная черта настольной игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двухплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту необходимо обратить внимание. В процессе игры учитель может открыть по-новому ребенка для себя, так в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает. Конечный успех любой игры зависит от правильной организации и подготовки к ней.

Настольную игру провести значительно сложнее, чем урок, так как требуется значительная предваритeльная работа учителя и школьников. Участники игры должны ознакомиться с пpaвилами. Необходимым элементом проведения настольной игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности учащихся. С этой целью целесообразно в классе провести перестановку столов, включить музыкальные произведения, использовать технические средства обучения, оформить класс плакатами, схемами, картами.

В ходе настольной игры также должна разрешаться проблемная ситуация. Специфическими формами общения являются дискуссия и диалог, которые могут возникнуть в ходе решения проблемы[8, c.73].

Начинается игра со вступительного слова учителя, которое нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками.

При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развитие их самостоятельного творческого мышления – в вести участников игры в игровые ограничения, что способствует предотвращению нарушений в ходе игры.

При организации настольных игр следует как можно больше учащихся вовлечь в игру, при этом необходимо обращать внимание на увлечения школьников. Их деятельность в дальнейшем необходимо оценить. Необязательно ставить отметку, а можно присвоить, например, звание «Лучший стратег» «Лучший теоретик» и т.д.

Необходимым элементом в подготовке настольной игры является консультация. Консультации формируют у школьников положительное психологическое отношение к играм, позволяют вселить уверенность в свои возможности. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развития их самостоятельного творческого мышления. Подводя итоги необходимо отметить, что в игре удалось, а на что следует обратить внимание[10, c.112]. 

Эффективность проведения настольных игр по географии зависит от ряда условий: четко продумывать цель игры; осуществлять мотивацию игровой деятельности; четко организовывать подготовку, проведение итогов игры; сочетать самостоятельную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу в процессе игры; осуществлять постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, организовывать дискуссию; обеспечивать игры необходимыми средствами обучения; вовлекать в игру всех учащихся класса; формировать вывод и оценивать полученные результаты; управлять ходом игры.

Также следует заметить, что при формировании групп следует учитывать желание учащихся. С этой целью можно провести анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть руководителем группы? … Учитывается взаимоотношения между школьниками. Игра начинается с момента получения школьниками заданий (карточки-инструкции). Ребята с большим интересом работают на таких уроках. Они обозначают необходимые объекты на плане местности или карте, делают выводы.

Для того чтобы ребята лучше запомнили номенклатуру, можно провести игру «Узнай меня». Каждый ученик получает конверт с карточками разного цвета и разных букв: желтая А /Африка/, зеленая Б /Австралия/, красная В /Южная Америка/… Даются географические названия, ребята должны показать карточку того материка, где находится данный объект.

Внедрение разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом[14, c.85]. 

Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, организация настольных игр значительно повышает интерес учащихся к предмету.

Но следует отметить и то, что уроки с использованием игровых моментов дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность учеников в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, слабых и неуверенных в себе[19, c.56]. Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.

 

 

 

 

 

 

2. Практическое применение настольных игр при изучении тем начального курса географии

 

2.1.Экспериментальный урок с применением электронной игры №1: тема  «Австралийский союз»

Цели урока:

Образовательная: способствовать получению и углублению знаний учащихся о населении Австралии, его хозяйственной деятельности и Австралийском союзе.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с географическими картами, таблицами, схемами; активизировать мыслительную деятельность через игровые моменты.

Воспитывающая: осознать значимость особенностей населения материка, его хозяйственной деятельности; развивать дух партнерства и сотрудничества, самооценки и взаимооценки, воспитывать умения коллективной работы.

Информация о работе Применение настольных игр на уроках географии