Применение настольных игр на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Задача педагогов – как можно выше поднять планку уровня развития как логического, так и абстрактного мышления школьников. Каждый учитель стремится заинтересовать ученика, привить ему любовь к своему предмету, поэтому, используя весь свой опыт и эрудицию, он так старается преподносить изучаемый материал, чтобы в классе не осталось равнодушных ребят. Особенно большой интерес у школьников вызывают активные формы обучения: дидактические игры, урок-игра, семинары, дискуссии, пресс-конференции, практикумы, уроки-путешествия. Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогики. Актуальной она является и сегодня, поскольку мир увлечений современного школьника настолько широк и многогранен, что ему становятся не интересны обычные занятия, а значит, как следствие этого, снижается успеваемость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические основы применения настольных игр в преподавании начального курса географии………………………………………………………..6
1.1. Применение настольных игр на современной этапе………….…….………….6
1.2. Особенности применения игровых технологий …………………………..…….8
1.3.Методика применения настольных игр на уроках географии………………………………………………………………………….….10
2. Практическое применение настольных игр при изучении тем начального курса географии……………………………………………………………………….17
2.1.Экспериментальный урок с применением электронной игры №1: тема «Австралийский союз»…………………………………………………………..…...17
2.2.Экспериментальный урок с применением настольной игры №2: "Южная Америка…………………………………………………………………………….…24
2.3.Экспериментальный урок с применением электронной игры №3: тема “Атлантида”………………………………………….……………………………….32
Заключение………………………………………………………………….…38
Список использованной литературы…………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

 

Итоги игры

  1. Возвращение банку денежных купюр, взятых под проценты.
  2. Объявление победителей, выставление оценок.
  3. Общий итог подводит учитель.

Информирование учащихся о домашнем задании

Домашнее задание: пар.40, заполнить таблицу о путешественниках , приготовить сообщение об открытии материка.

 

Рефлексия урока

Подводим итог игре, подсчитывая баллы. Пока жюри работает, задаю учащимся вопрос: “Христофор Колумб, возможно, в конце своей жизни, догадывался о том, что он открыл новый материк. А вы для себя открыли Южную Америку? В чём это открытие?”

Учителем проводится анализ достижения целей урока, дается оценка успешности работы. Оценивается работа всего класса. Выставляются оценки за работу.

Молодцы ребята! Мы победили в честном бою. Наше путешествие закончилось. А теперь давайте посмотрим достигли ли мы, то что планировали в начале урока и подведем итоги нашей деятельности

– В заключение я бы хотела вас попросить оценить нашу работу путем выбора красного или желтого квадрата (красный квадрат – хорошо, желтый квадрат – удовлетворительно)

– Большое спасибо за сотрудничество!  Урок законче

2.3.Экспериментальный урок с применением электронной игры №3: тема  “Атлантида”.

Основная цель урока.

  1. Закрепить знания по материку Антарктида, обобщить изучаемый материал.
  2. Создать условия для развития теоретического творческого мышления.

Задачи урока.

  1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме, учить делать самостоятельные выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний.
  2. Воспитательные: создать условия для воспитания умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний.
  3. Развивающие: развивать чувство ответственности, взаимопомощи для развития творческого мышления; способствовать развитию коммуникативных способностей, навыков взаимодействия; способствовать расцветанию активности, инициативности.

Содержание урока.

  1. В данной теме интегрируются знания о географическом положении, истории открытия и исследования, о рельефе, климате, ледниковом покрове, растительном и животном мире материка.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор с экраном.

План урока.

  1. Организационный момент на уроке.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. 1 класс делится на 3 команды (принципы деления возможны любые). Выбираются капитаны и их помощники.
  4. Капитан первой команды вращает колесо с номерами вопросов. Называет получаемый номер и читает на экране вопрос.
  5. Таймер отсчитывает 1,5 минуты.
  6. Правильность ответа проверяется после нажатия "ответ".
  7. Такие же действия выполняют следующие команды.
  8. Игра идёт по круговой системе. Выигрывает команда с с наибольшим количеством баллов.
  9. Оценки в конце урока наиболее активным ученикам могут поставить учитель, капитан команды с помощниками, или члены каждой команды. Для этого обсуждается вклад каждого ученика в сумму баллов команды.

Вступительное слово. (Слайд 1)

Мы уже привыкли к тому, что на нашей планете есть место, принадлежащее всему человечеству. Это Антарктида. Там усердно работают тысячи учёных из десятков стран мира. Туда ездят туристы, которые фотографируются в обнимку с традициями по льду пингвинами. А подо льдами ждут своего часа несметные богатства.

Вот эти-то сокровища и могут стать причиной конца всей этой идиллии с учёными, туристами и пингвинами. И сегодня вы покажете, что вы знаете об этом самом загадочным, красивейшим и на данный момент самом интересующее учёных материка на нашей Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод результативности  применения игр при изучении тем начального курса географии

Для формирования и развития познавательных интересов школьников, для активизации деятельности в процессе обучения используют разнообразные формы обучения. Одна из них - это игра.

Перед проведением экспериментальных игр, мы поставили перед собой цель: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

Готовясь к нашим экспериментальным урокам, мы четко продумали цели обучения, разработали сценарий игры, обозначили методические приемы, постарались создать непринужденную атмосферу и положительный эмоциональный настрой, спланировали способы оценки результатов. Разноуровневый подход в составлении вопросов позволил справиться с заданиями ученикам, имеющим проблемы с успеваемостью

Географическая игра использовалась нами для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников и формирования их общеучебных умений, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получили знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказались при этом на лучшем усвоении изучаемого материала, и, надеюсь, повлияли на развитие личности ребёнка в целом.

В ходе проведения экспериментальных географических игр нами было замечено, что в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре соревновании, надо было много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

После проведения экспериментальных занятий мы также  сделали вывод, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например, создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников.

Уроки обобщающего повторения обычно бывают скучными и неинтересными. На таких уроках учащиеся часто испытывают нервозность и усталость. Поэтому интереснее всего такие уроки проводить в форме игры.

Использование игр на уроке географии развивает познавательный интерес к предмету, активизирует учебную деятельность учащихся на уроках, способствует становлению творческой личности ученика, так как многие из игр предполагает проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту.

О результативности применения настольных игр на уроках географии трудно судить в отрыв от преподавания предмета в целом, отношения к нему в школе, личных отношений учащихся к педагогу.

Использование настольных игр и компьютерных технологий в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Данные анкетирования свидетельствует, что ученики высоко оценивают подобные уроки и приемы.

Интерес учащихся к урокам географии

Диаграмма 1

 
 

По диаграмме видно, что интерес учащихся к урокам географии с применением игровых технологий выше, чем к традиционным урокам.

В ходе проводимого эксперимента были проведены сравнительные анализы усвоения материала в разных классах. Эксперимент показал, что экспериментальный класс лучше усвоил материал и показал лучшие результаты по сравнению с контрольным классом. 
Показатели успешности в обучении учеников 7-х классов: 

 
Классы 

 
Показатели (в %)

 
Экспериментальный 

 
75

 
Контрольный

 
52


 

Экспериментальное обучение показало эффективность разработанной методики проведения настольных  игр, имело положительное влияние на формирование потребности в самостоятельном добывании знаний.

 

 

Анкетирование учащихся показало, что для них игра - это  
 
способ получения оценки - 31%; 
 
Возможность проявить себя – 39%  
 
Узнать что-то новое – 16%; 
 
Самостоятельность действий – 14% 
 
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы: 
 
1. Введение настольных игр и игровых элементов повышает качество знаний и интерес учащихся. 
 
2. Способствует лучшему усвоению материала. 
 
3. Развивает познавательный интерес. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современный курс школьной географии Беларуси насыщен материалом, глубинный смысл которого отражает реальные условия и имитируя конкретные процессы, имеют ярко выраженный социально-психологический характер, выявляют современные экономические особенности деятельности людей, дают «рецепты» принятия решений в различных жизненных ситуациях. Являясь отражением реальных условий и имитируя конкретные процессы, настольные  игры имеют ярко выраженный социально-психологический аспект и включают следующие характерные черты: групповые, деятельные и игровые. Обладая повышенным положительным потенциалом, игровая деятельность порождает специфические социально-психологические обстоятельства, а именно сбои и проблемы, возникающие при их использовании.

Настольные  игры мобилизуют резервы умственной деятельности, так как усиливают познавательно-оценочное восприятие информации и восполняют пробелы знаний за счет комплексного видения микропроблем, возникающих в процессе игры, что расширяет кругозор мышления. Настольные игры дополняют традиционные формы и способствуют активизации учебного процесса, успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества и делают его более интересным, а в сочетании с традиционным подходом, способствуют успешному усвоению знаний.

Новизна опыта в данной курсовой работе заключается в том, что определено понятие игровой деятельности, применяемое в дидактической системе; выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, способствующих обеспечивающих формированию познавательного интереса у учащихся; разработаны и проведены экспериментальные уроки по применению настольных игр для повышения познавательного интереса на уроках географии.

Инновационная деятельность заключается в использовании настольных игр в обучении географии, развивающих познавательный интерес к предмету, активизирующих учебную деятельность учащихся на уроках, способствующих становлению творческой личности ученика. 

В ходе  проведения курсовой работы, наши цели и задачи были достигнуты, мы раскрыли понятие и дали характеристику игровых технологий; разработали и апробировали систему уроков с применением настольных игр; экспериментально проверили влияние настольных игр при изучении тем начального курса географии на развитие познавательного интереса учащихся и усвоение ими учебного материала;

После проведения экспериментальных занятий мы также  сделали вывод, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например, создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников.

Географическая игра использовалась нами для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников и формирования их общеучебных умений, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получили знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказались при этом на лучшем усвоении изучаемого материала, и, надеюсь, повлияли на развитие личности ребёнка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бабурин В. Л. «Деловые игры по Экономической и социальной географии» М. «Просвещение» АО «Учебная книга» 2005 – 258с.
  2. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося //Вестник Оренбургского ун-та.№ 2, 2007- 179с.
  3. Дудченко В. Деловая иновационная игра как метод исследования и развития организации.М.:2011.-156с.
  4. Жебровская. О. О «Игровой комплекс». География в школе 2006. № 6.-76с.
  5. Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося.// География в школе № 3,2011- 149с.
  6. Мартемьянов В. В. «Игры и игровые моменты на уроках географии» Пермь 2002.-152с.
  7. Мартемьянов В. В. «Игросистема в преподавании географии» География в школе 2011 №11-86с.
  8. Мельникова Т.М, Федорова Н.К. Интегрированный урок-конференция по географии и валеологии.//География в школе № 4,2010 -165с.
  9. Митрофанов И. В. «Тематические игры по географии» Творческий центр М. 2012 -135с.
  10. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогически технологии в обучении.М.:2010.-112с.
  11. «Настольная книга учителя географии» // Авт. – сост. Петрова Н. Н., Сиротин В. И.– М.: «АСТ Астрель», 2012 – 371с. 
  12. Новенко Д. В. «О новых технологиях в преподавании географии». //География в школе. – 2009. - №7. – 155с.
  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат - М.: «Академия», 2005 – 272с.
  14. Прутченков А.С. Школа деловой игры.//Школьные технологии № 1-2, 2009- 276с.
  15. Пряжников Н. С. «Игровой момент в профориентации».Пермь: ПГПИ 2003-179с.
  16. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование,2006 – 92с.
  17. Сластенин В.А., Мищенко А.И., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. «Педагогика» М., «Школа-Пресс», 2005 – 512 с.
  18. Современный урок географии. И. И. Баринова //География в школе. –2000. - №6. – 94с.
  19. Спичак С. П., С. В. Тесленко. «Игры на уроках географии». География в школе. 2006. № 2.
  20. Эльконин Д.Б.Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М:,1991 -163с.

Информация о работе Применение настольных игр на уроках географии