Применение настольных игр на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Задача педагогов – как можно выше поднять планку уровня развития как логического, так и абстрактного мышления школьников. Каждый учитель стремится заинтересовать ученика, привить ему любовь к своему предмету, поэтому, используя весь свой опыт и эрудицию, он так старается преподносить изучаемый материал, чтобы в классе не осталось равнодушных ребят. Особенно большой интерес у школьников вызывают активные формы обучения: дидактические игры, урок-игра, семинары, дискуссии, пресс-конференции, практикумы, уроки-путешествия. Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогики. Актуальной она является и сегодня, поскольку мир увлечений современного школьника настолько широк и многогранен, что ему становятся не интересны обычные занятия, а значит, как следствие этого, снижается успеваемость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические основы применения настольных игр в преподавании начального курса географии………………………………………………………..6
1.1. Применение настольных игр на современной этапе………….…….………….6
1.2. Особенности применения игровых технологий …………………………..…….8
1.3.Методика применения настольных игр на уроках географии………………………………………………………………………….….10
2. Практическое применение настольных игр при изучении тем начального курса географии……………………………………………………………………….17
2.1.Экспериментальный урок с применением электронной игры №1: тема «Австралийский союз»…………………………………………………………..…...17
2.2.Экспериментальный урок с применением настольной игры №2: "Южная Америка…………………………………………………………………………….…24
2.3.Экспериментальный урок с применением электронной игры №3: тема “Атлантида”………………………………………….……………………………….32
Заключение………………………………………………………………….…38
Список использованной литературы…………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: анализирующий, репродуктивный

Средства обучения: учебник В.А. Коринской “География материков и океанов” 7-й класс, рабочая тетрадь, физическая карта Австралии, атлас для 7-го класса, приложения, мультимедийная установка, презентация Power Point.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний (географическая разминка, индивидуальный опрос)
  3. Усвоение нового материала (работа с текстом учебника, мультимедийной презентацией)
  4. Формирование умений и навыков (работа с картой, в рабочих тетрадях)
  5. Повторение и закрепление изученного материала (игра “Потопи”)

Подведение итогов, обсуждение домашнего задания.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Примечание

I.Организационный

Определить готовность  учащихся к уроку, создать положительный настрой и рабочую атмосферу на уроке. Повернитесь  к  другу другу и улыбнитесь. Вы сегодня  молодцы и у вас все получится. Вы получите сегодня те оценки, о которых мечтали. А сейчас нарисуйте а таблице (Приложение №1) свое настроение, с которым вы пришли  на урок. Изобразите ту рожицу, которая  отвечает вашему настроению на начало урока.

Проверяют оформление рабочего места. В приложении № 1 рисуют свое настроение на начало урока

 Одна  минута

II.Контрольно - оценочный

  1. Географическая разминка, включающая в себя работу с географическими понятиями, именами путешественников, географическими объектами: “Что такое? Кто такой?”, “Четвертый лишний” (Приложение №2)
  2. Индивидуальный опрос по карточкам (Приложение № 3)

 

1. Ученики дают устные ответы  на данные задания, за каждый  правильный ответ получают “австралийку”.

Проверяют по дешифратору письменные ответы(Приложение №4)

 

6 минут

III.Целепологание и мотивация

(Слайды1-3)

  1. Давайте посмотрим на тему нашего урока, разобьем ее на части и попытаемся поставить цель, то есть ответим на  вопросы: Я знаю, Я умею,  Я хочу, Как я могу это узнать? Заполните таблицу Приложения №1
  2. Посмотрим на таблицу (слайд №2). Совпадает ли  она с вашими высказываниями?
  3. Поставим цели нашего урока (Слайд № 3)

1. Формируют цели урока, проговаривают  и обсуждают свои наброски  в парах, а затем представляют  наработанный материал

2. Анализируют таблицу, сравнивают, высказывают свою точку зрения

Три минуты

IV.Организационно- деятельностный

  1. Вступительное слово  учителя о населении Австралии и Австралийском союзе.

Современное население Австралии состоит из коренного меньшинства и переселенцев, составляющих на сегодня его основную часть. Коренное население-австралийцы-аборигены  относятся к негроидно-австралоидной расе, имеет темно-коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы, широкий нос. По мнению ученых, они попали сюда из Юго-Восточной Азии. До начала колонизации аборигены жили в основном на востоке и юго-востоке материка. Они не знали земледелия, скотоводства, не умели выделывать ткани, а занимались охотой, рыболовством и вели бродячий образ жизни.

К пришлому населению относятся потомки европейцев, почти исключительно англичане - англо-австралийцы, говорящие на английском языке, он у них считается официальным. Большинство населения исповедуют христианство.

После прихода на материк европейцев аборигенов стали оттеснять в засушливые районы материка. Численность их сократилась с 300 тысяч до 50 тысяч человек.

Прежде аборигены жили изолированно, ими интересовались в основном ученые-антропологи. Сегодня аборигены стали юридически равноправными гражданами своей страны. За племенами аборигенов признано право на землю, на которой они живут, право на неприкосновенность священных мест, где, по их верованиям, обитают духи-покровители племён. Увеличилось число школ, больше внимания стали уделять медицинскому обслуживанию. Многие аборигены работают в городах, учатся в университетах. Среди них есть известные в мире художники, писатели.

В последнее время появились смешанные браки. Численность коренного населения быстро растет. Сейчас аборигены вместе с метисами составляют уже четверть миллиона, но все равно эти данные не утешительные, так как коренного населения на материке менее 1% от общей численности. Сложившиеся в течение тысячелетий обычаи и традиции аборигенов очень живучи. До сих пор аборигены, работающие не только на отдаленных овцеводческих фермах, но и в городах, повинуясь какому-то неясному зову, отправляются вместе со своими семьями бродить по пустыни. При этом они отказываются от европейской пищи и одежды и какое-то время живут по законам праотцев. Им надо прикоснуться к родной земле, посетить “священные места”, пообщаться с духами предков. Обычно через 2-3 недели они возвращаются и вновь принимаются за работу.

В австралийских музеях жизни аборигенов посвящены специальные залы. Созданы научно-популярные  фильмы об их образе жизни в пустыне. Витрины магазинов в крупных городах заполнены сувенирами, изготовленными аборигенами.

Австралия слабо заселена. Среди других материков она выделяется низкой плотностью населения. Здесь живут около 19, 2 млн. человек (данные на 2002 год). По территории материка население размещено неравномерно. Почти всё оно сосредоточено на восточной, юго-восточной и отчасти юго-западной части материка. Внутренняя пустынная часть материка и весь север заселены редко. Здесь в основном живут аборигены. Большинство населения проживает в городах.  Австралия с конца XYIII века была колонией Великобритании, но за сравнительно короткий промежуток времени превратилась в высокоразвитую страну. Этому благоприятствовали и хорошие природные условия на значительной части материка. Великобритания была заинтересована в развитии хозяйства материка и вкладывала крупные средства на его освоение. Среди переселенцев преобладали предприимчивые квалифицированные рабочие и инженеры, хорошо знакомые с новейшей техникой того времени. В отличие от большинства стран мира в Австралии не было разрушительных войн.

Крупные города Австралии:

Канберра - 1 908 году территория современной Канберры была выбрана в качестве будущей столицы Австралийского Союза, что стало компромиссом между соперничавшими между собой за этот статус двумя крупнейшими городами страны, Сиднея и Мельбурна.

Сидней  – старый город Австралии, крупный авиационный и морской порт, железнодорожный узел. Столица олимпиады 2000 г. Население 4,3 миллиона человек

Мельбурн –  второй по величине город Австралии, столица штата Виктория, расположившаяся вокруг залива Порт-Филлип. Численность населения с пригородами составляет около 3,8 миллиона человек (по оценкам на 2007 год), между заливом Святого Винсента у подножия хребта Маунт Лофти.

Достопримечательность города домик Джеймса Кука.

Брисбен  -  административный центр штата Квинсленд. Был основан в 1824 году на берегах реки Брисбен. Население 1,8 млн. человек, третий по численности город Австралии.

Перт  - столица штата Западная Австралия. Четвёртый по численности населения город Австралии.

Аделаида - город и порт в Австралии, в заливе Сент-Винсент, административный центр штата Южная Австралия.  Основан в 1836 году состоятельными английскими поселенцами. Население города насчитывает более  1 млн человек.

Хобарт столица штата Тасмания. Один из самых древних городов Австралии. Он был основан в 1804 г.

 

Австралийский союз - всю территорию материка занимает одно государство Австралийский Союз ему принадлежит остров Тасмания, а так же ещё ряд небольших островов у берегов континента.  Наиболее важной отраслью, традиционно, является сельское хозяйство.

В Австралии выращивают: 
• зерновые культуры — пшеницу, ячмень, кукурузу; 
• тропические культуры — оливки, ананасы, сахарный тростник, хлопчатник; 
• виноград.

 

 

 2. Ребята! Я вчера готовилась к уроку, так случилось, что мне пришлось отлучиться, и когда я вернулась,  то обнаружила у себя на столе вот что (показывает конверт с черной меткой). Сама я побоялась открыть его, давайте вскроем его вместе и прочтем содержимое. (Вскрывает конверт и зачитывает письмо,).  Раздается  каждому на парту карта (Приложение №  5) и на доске     вывешивается пират и черная метка).


 

3. Ребята! Вы любите путешествовать? Я очень, тем более, что наше путешествие будет сказочным, в котором мы постараемся изучить нашу тему. Ну, что рискнем? И так закрыли глаза, наш сверхзвуковой лайнер перенесет нас на станцию “Ознакомительная”. И за все время нашего путешествия помните, что сегодня нас ждут испытания, старайтесь запомнить все, что увидели и все, что услышали. А сейчас, чтобы выдержать испытания черного пирата на станции “Испытательная” нужно немножко потренироваться. Вы уже многое слышали от меня о населении материка, поэтому посмотрите быстренько стр. 155-157 учебника и приготовьтесь работать с тестами

У вас на столах лежат карточки - тесты (Приложение № 6 или слайд № 18) о населении Австралии. В них дано 10 предложений о населении материка, но верными из них окажутся только пять. Желаю удачи.

Кто не сделал не одной ошибки? 

Кто допустил 1,2,3 ошибки

 

4.Теперь я уверена, что мы сможем отправиться на станцию “Экономическую”. Вы все сейчас сотрудники НИИ. Пользуясь текстом учебника стр. 157-159 и   картами атласа стр. 17 выполните задание 15 стр.45 в  рабочих тетрадях и в контурной карте отметьте  крупные города. 

1.Учащиеся внимательно слушают  и составляют схему “Население  Австралии” (слайд № 4-6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды  8-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 16-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Учащиеся слушают

Приложение № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Учащиеся работают с текстами. После работы обмениваются работами  и проверяют правильность ответов  своего товарища  по слайду № 19. Обсуждают результаты  своей работы. Оценки выставляют в лист рефлексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Учащиеся работают в тетрадях  и контурных картах

 Десять  минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна минута

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пять минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Три минуты

 

 

V. Рефлексивно - оценочный

для учеников

1. Авиалайнер переносит нас на  самую крупную реку Австралии. Какую? Чтобы мы могли полюбоваться ее водами и отдохнуть от жары, которая нас не отпускала все наше путешествие.

Но что это? Нас встречает Черный пират со своей эскадрой. Вернуться домой мы сможем только тогда, когда потопим все корабли корсара, то есть ответим на вопросы, которые он написал на обратной стороне кораблей. (Приложение № 7)

2. Молодцы ребята! Мы  победили в честном бою. Наше путешествие закончилось. А теперь давайте посмотрим достигли ли мы, то что планировали в начале урока и подведем итоги нашей деятельности, а так же закончим заполнять Приложение № 1, подсчитайте “австралийки”

и отметьте свое настроение в конце урока, нарисовав соответствующую рожицу.

1.Ребята с

удовольствие

вступают в игру

“Потопи”, каждому необходимо

потопить не менее

двух кораблей.

 

 

 

 

2.Работают с

Приложением № 1,

оценивают свою

деятельность и

деятельность

учителя, а также

отмечают свое настроение в конце урока

 

 Десять минут

VI. Домашнее задание

Повторить параграф 38, и задание на ваше творчество. Представьте себе, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне

письмо, в котором назовете мне не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию

Учащимся

раздается приложение №8 в котором   записано домашнее задание и выставляют оценки в

дневник. (Слайд №  20)

Одна минута


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Экспериментальный урок с применением настольной игры №2: "Южная Америка

Дидактическая цель: Создать условия для реальной самооценки учащихся, средствами информационно-коммуникативной технологии, в форме дидактической игры “Аукцион знаний”.

Образовательная цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; обобщить материал как систему знаний.

Развивающая цель: Развивать умения объяснять особенности природы материка; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

Воспитательная цель: Повышать интерес к изучаемому предмету; побуждать к поиску новых, дополнительных знаний об изученном материке; формировать мировоззрение, оценочное суждение.

Форма: индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийное оборудование. Физическая карта Ю. Америки и Африки. Игровое табло.

Цель экспериментального урока:

Обобщив материал по теме, “открыть” для себя новый материк.

Задачи экспериментального урока :

Повторить пройденный ранее материал; продолжать развивать самостоятельность, инициативу, стимулировать соревновательность.

Подготовка и материалы:

Предварительно учитель должен изготовить игровое поле “рис.1” (или в нашем случае – создать его на компьютере). Физическая карта Южной Америки. Телевизор и видеомагнитофон (мультфильмы “Ну, погоди!” 8-я и 17-ая серии). Два “волшебных” мешочка (или “чёрный ящик”, в которых находятся картофель и каучуковый мяч).

В форме игры материал воспринимается учащимися с большим интересом и усваивается прочнее, поэтому данный урок проводится в такой форме.

Ход игры:

Этап №1 – Проверка

Сформировать две команды, которые должны придумать название, связанное с материком. Объяснить правила игры.

Игровое поле разделено на сектора – вопросы из разных областей знаний. Каждый игрок по одному выходит к игровому полю и выбирает для себя вопрос той категории, в которой он, по его мнению, наиболее силён. Если ответ дан верно (при этом географические объекты указаны на карте), его команд получает то количество очков, в которое оценён вопрос. Если игрок затрудняется с ответом, то его команда может ему помочь, при этом на счёт команды записывается только половина очков. В ходе игры учитель предлагает каждой команде видеовопрос и “волшебный” мешочек.

Категории вопросов и их оценка в баллах:

“!” - вопрос, требующий дополнительных знаний по предмету;

“?” - вопрос на логику; 

“улыбочка” - юмористический вопрос;

“г” - вопрос из области географии;

“б” - вопрос из области биологии;

“и” - вопрос из области истории;

“с” - вопрос страноведческого характера;

“цветные” вопросы оцениваются в 10 баллов, простые в 5.

Если у команд есть болельщики, то конкурс можно провести и среди них:

  • Скороговорка (кто быстрее и правильнее скажет латиноамериканские названия): Аконкагуа – Поопо – Титикака – Пирорука
  • Конкурс ребусов: “рис.2”

 

гараж – ара)

(лимон – Лима)

(лампа – пампа)

(лампа – лама)

(Панама) 
(Аргентина) 

“!”

  1. Лучший футболист Бразилии (Пеле).
  2. Лучший футболист Аргентины (Марадона).
  3. Листья какого кустарника жуют индейцы (Кока).
  4. Почему иногда Южную Америку называют Латинской (т.к. открывали и осваивали испанцы и португальцы, т.е. народы латинской языковой группы).

 

 “?”

  1. Найти лишнее слово: Аргентина, Уругвай, Алжир, Боливия, Чили (т.к. африканская страна).
  2. Найти лишнее слово: Гевея, Картофель, Кебрачо, Баобаб, Виктория – Регия (произрастает в Африке).

 

 “улыбочка”

  1. Какой Южноамериканский плод “ест буржуй в свой последний день” (Ананас)?
  2. Кто из сыновей турецкоподданного мечтал попасть в Рио-де-Жанейро. (Остап Бендер.)

 

 “с”

  1. Столица Аргентины (Буэнос-Айрес).
  2. Столица Перу (Лима).

 

 “и”

  1. Назвать 3 корабля Колумба (Пинта, Нинья, Санта-Мария)
  2. Кто первым догадался об открытии Нового материка (Америго Виспуччи)?

“б”

  1. Птица, питающаяся нектаром, которая может летать хвостом назад (Колибри).
  2. Самая крупная птица в Андах (Кондор).
  3. Самый крупный удав (Анаконда).
  4. Нелетающая птица Южной Америки (Страус Нанду).
  5. Какая рыба в Амазонке самая опасная (Пиранья).
  6. Хищник амазонских лесов (Ягуар).
  7. Как переводится “кебрачо” (Сломай топор, т.к. у этого дерева очень прочная древесина).
  8. Гигантская кувшинка в Амазонке (Виктория – Регия) .

“г”

  1. Океан, более всего влияющий на климат Ю.А. (Атлантический).
  2. Самый широкий пролив в мире (Дрейка).
  3. Самая засушливая пустыня в мире (Атакама).
  4. Самый высокий водопад в Ю.А. (Анхель).
  5. Какие 2 страны не имеют выход в море (Боливия, Парагвай)?
  6. Канал на севере Ю.А. (Панамский).
  7. Что означает высота 6960м (Самая высокая вершина Аконкагуа)?
  8. Тёплое течение у берегов Ю.А. (Бразильское).
  9. Холодное течение у берегов Ю.А. (Перуанское).
  10. Как переводится слово “Анды”? (Медные).

“Волшебный мешочек”

  1. Этот предмет имеет отношение к следующему: “Впервые он попал в Европу с конкистадорами, а в Россию был завезён Петром 1. Первоначально его цветы использовали для украшения дамских шляп, а плоды скармливали свиньям”. Сейчас мы не представляем жизнь без этого продукта (Картофель).
  2. Этот предмет имеет отношение к следующему: “Европейцы, впервые прибывшие к берегам Южной Америки, были шокированы следующим зрелищем: индейцы, сделав надрез на дереве, подставляли свою обувь под стекающий с дерева сок”. Ещё несколько лет назад автомобилисты не могли представить себе жизнь, без этого изделия (сейчас используют искусственный аналог этого). Оно находится в “волшебном мешочке” в виде игрушки. (Каучуковый мячик).

“Видеовопрос”

  1. Включаем отрывок из м/ф. “Ну, погоди!”, где Заяц и Волк катаются на коньках под музыку танго. Вопрос: Угадать танец и назвать его родину (Танго, Аргентина). (8-я серия).
  2. Включаем отрывок из м/ф. “Ну, погоди!”, где Заяц танцует ламбаду Вопрос: Угадать танец и назвать его родину. (Ламбада, Бразилия). (17-ая серия)

Этап №2

Организация данного этапа – создание эскизов денежных купюр, выбор лучшего эскиза, размножение денег в нужном количестве; выбор банкиров, выбор ведущего – аукциониста. В роли эксперта может выступать учитель.

Ход данного этапа игры:

  • Получение ссуды в банке;
  • Объявление правил игры;
  • Проведение аукциона;
  • Подведение итогов.

Основные правила:

Перед началом игры необходимо получить в банке 1000 ГЕО под проценты (указываются банкирами, возможно 20%). Тот, кто сможет вернуть сумму с процентами, является победителем игры.

Если дается правильный ответ на купленный с торгов вопрос банкиры выплачивают вознаграждение, если ответ неверен – уплаченные за вопрос деньги пропадают.

В случае неверного ответа вопрос снова может быть поставлен на торг, но торг начинается с той цены, за которую был куплен вопрос.

Участники могут вести торг в одиночку или объединяться в группы с объединением капиталов. При этом доход будет делиться на число участников группы. За нарушение тишины аукционист может наложить штраф в размере от 100 до 300 ГЕО.

Название лота

Вопросы

Лента

времени

Откуда появились названия “Америка”, “Вест-Индия”, “Индейцы”?

Кто открыл Америку?

Почему А. Гумбольдта назвали “вторым Колумбом”?

Сколько плаваний совершил Колумб к берегам Ю. Америки?

Почему маршруты плаваний Х. Колумба от берегов Европы и возвращения к её берегам расходятся?

Пульс

Земли

Почему, Бразильское плоскогорье и Амазонская низменность, находясь в пределах Южно-Американской платформы, имеют неодинаковую высоту над уровнем моря и разный характер поверхности?

Почему Анды являются зоной активного вулканизма и землетрясения?

Что представляет собой Горный Запад и Равнинный Восток с точки зрения строения земной коры?

Назовите самую высокую точку гор Анд.

Почему Анды называют “Медные горы”?

Влажный континент

Почему Амазонка самая многоводная река в мире?

Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов?

Почему в различных частях западных склонов Анд, обращенных к Тихому океану, выпадает неодинаковое количество осадков?

Южную Америку называют самым “мокрым” материком. Почему?

Одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки. Объясните причину происхождения этих пустынь.

В дебрях сельвы

Каким зонам соответствуют следующие термины: “сельва”, “льянос”, “кампос”, “пампа”

Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающая в районе экватора, имеет густую длинную шерсть?

Перечислите культурные растения родом из Ю. Америки.

Назовите самую опасную рыбу, которая встречается в реках Ю. Америки.

В чем отличие смены природных зон на равнинах и в горах?

Страны и народы

Что означают термины “метисы”, мулаты”, “самбо”, “креолы”?

На каких языках говорит население Ю. Америки? Почему?

Почему наивысшая плотность населения наблюдается вдоль океанических побережий?

Назовите древние цивилизации Ю. Америки

Как называется аргентинский чай?

Информация о работе Применение настольных игр на уроках географии