Человек в цифрах и фактах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Человек - достаточно загадочное и уникальное создание. Многие органы, ткани и клетки своего собственного организма человек так и не сумел воспроизвести в технических приборах и устройствах. Факты и цифры из человеческой анатомии поражают воображение до сих пор - несмотря на современный уровень развития науки и техники. Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 % массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Возникает вопрос: как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в цифрах, фактах, задачах на уроках биологии………...3
1.1 Организм человека в цифрах и фактах…………………………………5
1.2 Человек в задачах……………………………………………………….12
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии…...15
Заключение………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………………………..33
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»………..34
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»………………………………………………………………………….40
Приложение 3 – Разработка урока при изучении темы «Кожа»………...45
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»…...53
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»…………………………………………………………………………..54
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»……………………………………………………………60

Вложенные файлы: 1 файл

Человек в цифрах и фактах.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

8. Могут ли куры съесть каменный дом? Оказывается, что могут. Вблизи птицефермы стоял полуразрушенный дом, и куры постоянно долбили его стены, покрытые штукатуркой. Чем объяснить такое поведение птиц?

9. Почему кости называют "складом" минеральных веществ?

10. Известно, что у гимнастов  очень гибкое тело, они без  особых усилий делают "мостик", изгибают дугой свой позвоночник. Руки же человека сгибаются только в плечах, локтях, кисти, а ноги – в бедре, колене, стопе. Объясните, почему руки и ноги не могут сгибаться дугой так же, как позвоночник.

11. Почему так важно  сохранять правильную осанку?

Мышцы

1. Почему мышцы назвали  мышцами?

2. Третьеклассники одинакового  роста измерили сантиметром толщину  своей вытянутой руки выше  локтя, в самом утолщенном месте.  Результаты оказались разными.  Объясните, почему.

3. Объясните смысл  старинного изречения: "Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить действия упражнений".

4. Порой нам кажется  удивительной способность мышц  поднимать груз, в тысячи раз  превосходящий их собственный  вес! Сила мышц, лежащих на передней поверхности плеча и сгибающих предплечье, составляет около 150 кг, а для мышц, лежащих на задней поверхности бедра и сгибающих голень, – 480 кг! Почему же тяжести, которые может при этих движениях поднять человек, значительно меньше?

5. Собаку заставили бегать в клетке-барабане. Ежедневно она пробегала 24 км, нормально питалась и даже прибавила в весе. Но когда количество сахара в ее пищевом рационе уменьшили, работоспособность животного упала. Собака стала пробегать только 18 км, убавила в весе. Объясните, почему.

6. Поспорили два ученика. Один утверждал, что ведро с картошкой лучше нести без отдыха: попеременно правой или левой рукой. Другой говорил, что лучше нести одной правой рукой, а потом, отдохнув полминуты, груз нести этой же рукой. Кто из них прав? Почему?

7. Почему мышцы иногда устают?

8. Почему мышцу можно  назвать живым двигателем нашего  организма?

9. Почему так трудно  долго стоять или сидеть на  одном и том же месте?

10. Известно, что главные  "силачи" нашего организма – это мышцы. Они прикреплены к скелету с помощью сухожилий и заставляют его двигаться. Но почему мышцы красного цвета, а сухожилия – белые?

Кожа

1. Наружный покров  тела – кожа – самый обширный  орган человека. Кожа защищает  тело от повреждений, удерживает в нем жидкости и препятствует проникновению в организм вредных веществ. Очень "странно ведет себя" кожа на холоде – она бледнеет, во время жары – краснеет. Почему это происходит?

2. Во время жары приятно выпить стакан холодного лимонада. Но в странах Азии в самый зной принято пить горячий чай. Почему? Объясните смысл этой традиции.

3. Температура тела здорового человека равна 36,6оС. Нам не холодно при температуре воздуха +18оС и очень жарко при +30оС. Во время купания, наоборот, при температуре воды +30оС человек чувствует себя нормально, а при +18оС ему холодно. Почему?

4. Почему после бани легче "дышится"?

5. Один человек решил попариться  в горячей ванне, при температуре  воды + 60оС. Другой – в сауне, при температуре воздуха гораздо выше +60оС. В первом случае произошло перегревание организма, человек получил ожоги кожи. Во втором случае человек чувствовал себя нормально. Почему?

6. Расчеты ученых показали, что за один час игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5оС. На практике этого не происходит. Почему?

7. Оставаясь долгое время в  сырой одежде, можно простудиться  даже в теплый летний день. Почему?

8. Когда человеку холодно, почему  у него появляется "гусиная кожа"?

9. Одно время в цирках показывали аттракцион. Человек входил в жарко натопленную печь, держа в руке кусок сырого мяса. Спустя некоторое время он выходил невредимым, держа в руках зажаренное мясо. В чем секрет этого аттракциона?

10. Почему, если человек сильно пропотел, ему необходимо вытереться насухо и держаться подальше от сквозняка?

Дыхание

1. Известно, что человек может  прожить без пищи более месяца, без воды – 10 дней. Без кислорода  жизнь угасает через 4–7 мин!  Почему потребность в кислороде оказывается острее, чем в пище и воде?

2. Почему носовую полость можно назвать фильтром, печкой, контролером, сторожевым постом организма?

3. Почему органы дыхания часто  называют воздушными воротами  в организм?

4. Объясните смысл следующего  гигиенического правила.

Нельзя человека

Закупорить в ящик.

Жилище проветривай

Лучше и чаще.                      (В.Маяковский.)

5. В легких находится  около 300 млн легочных пузырьков  альвеол. Если разложить на  поверхности все альвеолы, то  они займут площадь, на которой можно разместить теннисный корт! Огромна и общая поверхность альвеол. Объясните, с чем это связано.

6. Известно, что нетренированные  люди даже при небольшой физической  нагрузке начинают учащенно дышать. Тренированные люди дышат ровно  и глубоко даже тогда, когда совершают тяжелую физическую работу. Объясните, почему это происходит.

7. Представьте, что вы находитесь  под водой, а там, естественно,  нельзя сделать вдох – это  представляет угрозу для вашей  жизни. Почему через некоторое  время вы все равно вынуждены сделать вдох, даже если при этом можно захлебнуться и утонуть?

8. Проделывая огромную работу, легкие  при дыхании расширяются и  сжимаются. Но ведь наш орган  дыхания – легкие – не имеют  мышц. Благодаря чему легкие могут  расширяться и сжиматься?

9. Известно, что тренировка дыхания (дыхательные упражнения) оказывает благоприятное влияние на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний. Специалист в области физической культуры профессор И.М. Саркизов-Серазини пишет, что дыхательная гимнастика является источником молодости и долгой жизни без болезней, что «...в дыхательных упражнениях заключены многие источники оздоровления пожилых людей». Объясните смысл этого высказывания.

10. В своих приключенческих романах Ф.Купер описывает, как индейцы, прячась от врагов в неглубоких водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Почему дышать таким способом невозможно на глубинах более 1,5 м?

11. Разрешите спор двух учеников. Один считает, что при вдохе легкие расширяются и потому в них входит воздух. Другой – что воздух входит в легкие, вызывая их расширение. Кто из учеников прав?

12. «...мы несемся вниз по воздушной трубе к легким. Смотри, какая красота кругом! Стенки тоннеля мерцают от легких волн, бегущих снизу, как будто ковыльное поле колышется. Но это не ковыль, а малюсенькие реснички, которые быстро-быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают наружу прорвавшуюся сюда через все барьеры пыль. Без этих маленьких ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли.

– О-го-го! Значит, легкие – это  мешки такие?

– Не совсем, хотя внутри у них триста миллионов крохотных наполненных воздухом мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы».

Почему легкие можно сравнить с  «виноградными деревьями»?

14. Существует множество  выражений со словом «нос»: «не суй свой нос в чужой вопрос», «водить за нос», «оставить с носом», «не видеть дальше своего носа», «заруби себе на носу» и т.д.  А что умеет нос? Для чего он нужен?

15. Почему дышать необходимо  через нос?

16. Почему так ценно  для человека чувство обоняния?

Пищеварение

1. И.П. Павлов такими словами выразил сущность пищеварения: «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела». Какие «завод», «учреждения», «магазины» имел в виду великий ученый?

2. У человека внутренние  стенки кишечника имеют 800–900 поперечных складок. Почему слизистая  пищеварительного канала имеет  такую складчатую поверхность?

3. Объясните смысл  известной пословицы: «Когда я ем, я глух и нем».

4. Нередко перед едой бывает принято употреблять легкую закуску, например кусочек селедки с растительным маслом и хлебом. Объясните пользу этой традиции.

5. По собственному  опыту многие, наверное, знакомы  с ощущением тяжести в желудке после приема обильной и жирной пищи. Почему это происходит? Что бы вы посоветовали любителям поплотнее покушать?

6. Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища, кишечника собаки – в 4,5 раза, овцы – в 24 раза. С чем это связано? Объясните.

7. Человек принимает  в основном пищу после кулинарной  обработки. То есть в пищеварительном  канале продолжается процесс,  начатый еще вне организма  – на кухне. Объясните, почему  тщательное пережевывание, то  есть размельчение даже такой подготовленной пищи, перемешивание ее со слюной и превращение в мягкий эластичный комок, является важным условием для переваривания ее в желудке.

8. Почему у людей  с плохими зубами и у тех,  кто неправильно принимает пищу (плохо пережевывает), очень часто встречаются хронические заболевания желудка (катары) и даже язвенная болезнь?

9. Нужно ли жевать  жидкую манную кашу? Ответ поясните.

10. Один из девизов  йоги гласит: пить твердую пищу  и жевать жидкую. Каков, по-вашему, смысл этого высказывания?

11. «Наблюдай за своим ртом: через него входят болезни» (Л.Н. Толстой). Каким известным вам правилам питания соответствует приведенный афоризм?

12. Народная мудрость гласит: «Избыток пищи съедает того, кто ее съел». Как вы это понимаете?

13. Печень образно называют химической фабрикой, продовольственным складом, диспетчером-контролером организма, печкой нашего тела. Что лежит в основе таких образных выражений?

14. У человека обнаружили  болезнь почек, а врач рекомендует  ему лечить зубы. Объясните, чем  вызвана данная рекомендация врача.

15. В истории известен такой интересный факт. В Древней Индии во время суда подсудимому предлагалось съесть горсть сухого риса. Если обвиняемый его съедал, то считалось, что он не виновен. Если нет, то виновен. Как можно объяснить такое «испытание рисом»?

17. Почему зубная эмаль  может растворяться?

18. Почему микроорганизмы  способствуют растворению зубной  эмали?

19. Почему при разрушении  зубов может возникнуть сильная  боль?

20. Почему нельзя питаться  только одним хлебом?

21. Начиная с XVIII в. моряков английского флота называют «лимонами», и все потому, что во время длительных плаваний им было приказано ежедневно пить лимонный сок. В связи с чем существовал такой приказ?

22. Жил-был один сказочный  король. У него была красавица  дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда...

Какая случилась беда с принцессой? Почему это произошло? Можно ли вылечить принцессу? Какие советы мы дадим?

23. «Вся еда, какая бы она сложная ни была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем, с гарниром из соленых грибов, печени молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей...» О каких трех главных частях нашей пищи идет речь в книге Г. Юдина «Главное чудо света»?

24. «Всю жизнь одно и то же! Как им не надоест? Не надоест же паровозу есть один уголь. Ему совсем не важно, вкусный этот уголь или нет! Важно, что от его сгорания появляется энергия, которая толкает паровоз вперед... Так и нашей клетке, важно чтобы в ее топке горела не бумага, а уголь. И таким углем для нее будут...» (Юдин Г. Главное чудо света).

Какой же «уголь» нужен организму, чтобы вырабатывалась энергия? Где он его получает?

25. Есть у нас такой важный  орган, как язык. «Стоит» он на «посту» и все входящее пробует на вкус. «А ну-ка, попробуем тебя кончиком на сладость... Не сладкий... Попробуем корнем! Не горький! А если бочком? Кисленький! Здравствуйте, гражданин лимон, давно ждем! Позвольте вас посадить на зубок? Так, а вы кто будете? Не сладенький, не кисленький... А ну-ка корнем?.. Горький, как отрава! Попрошу на выход! Горьким огурцам вход воспрещен!" (Юдин Г. Главное чудо света).

Представьте, что у языка не было бы вкусовых сосочков и человек не чувствовал бы, что он ест. Что могло  бы произойти?

26. Почему слюну называют очень  важным компонентом пищеварения?  Почему без слюны мы не могли  бы съесть даже самого маленького  кусочка хлеба?

27. Существует пословица, придуманная  в Китае: не приготовленная  пища ждет человека, а человек  ожидает, когда пища будет готова, и сразу все ест. Как вы понимаете эту древнюю пословицу?

28. Позади полости рта и полости  носа расположена глотка. В нижней  части она разделяется на пищевод  и гортань. Скромно и незаметно  глотка делает очень большую  работу! Почему глотку можно сравнить с начальником железнодорожной станции?

Информация о работе Человек в цифрах и фактах