Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Человек - достаточно загадочное и уникальное создание. Многие органы, ткани и клетки своего собственного организма человек так и не сумел воспроизвести в технических приборах и устройствах. Факты и цифры из человеческой анатомии поражают воображение до сих пор - несмотря на современный уровень развития науки и техники. Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 % массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Возникает вопрос: как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в цифрах, фактах, задачах на уроках биологии………...3
1.1 Организм человека в цифрах и фактах…………………………………5
1.2 Человек в задачах……………………………………………………….12
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии…...15
Заключение………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………………………..33
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»………..34
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»………………………………………………………………………….40
Приложение 3 – Разработка урока при изучении темы «Кожа»………...45
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»…...53
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»…………………………………………………………………………..54
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»……………………………………………………………60
Возвращаясь к общей схеме строения крови (рис.2), и составленной вами таблице подготовьте вопросы для преподавателя: что осталось не до конца понятым, какие пробелы имеются в записях в ваших таблицах). Вопросы выпишите в тетрадь. Далее следует обсуждение вопросов.
IV. Домашнее задание: изучите § 14 в учебнике “Биология. Человек 8” под ред. Д.В.Колесова, Р.Д.Маш.
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»
Тема урока: «Обмен веществ и энергии».
Цель урока: познакомиться с понятием, составом и значением системы обмена веществ и энергии в жизни человека.
Задачи урока:
- усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
- систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”, “Выделение”.
- совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;
- развитие логического и системного мышления;
- развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;
- подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.
Оборудование: табличный материал, рабочие тетради, учебник, листы с заданиями для самостоятельной работы (Приложение А)
Понятия: «обмен веществ», «обмен эенергии».
Литература: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.; Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс под ред. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с. М.Р. Сапин и З.Г. Брыскина Анатомия человека // М, Просвещение, 1995; С.Д. Барышников Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии // М, ВУНМЦ, 1996.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
по предыдущей теме – «Пищевари
3. Изложение нового материала по теме «Обмен веществ и энергии» (гл. 6 учебника) с использованием материала, представленного в приложении.
4. Домашнее задание: пп. 36-38 Учебника
Ход урока (подробное описание)
Основное содержание урока
1. Мотивация
Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.
Объяснить смысл поговорок:
– “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. (Для выполнения работы или движения в пляске необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.)
– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)
2. Изучение нового материала
Одно из важных свойств живых организмов – обмен веществ и энергии.
Запись темы в тетради.
Вещества поступают из окружающей среды в организм, там преобразуются и удаляются из организма в окружающую среду продукты распада.
Эту сложную цепь реакций называют МЕТАБОЛИЗМОМ. Записывают в тетрадь определение.
Обмен веществ и энергии – совокупность протекающих в живых организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой – метаболизм.
Выполняют на заранее розданных листах (Приложение А) задание № 1. Проверяем и согласно инструкции оцениваем.
Метаболизм складывается из двух процессов. Пластический обмен или ассимиляция и энергетический обмен или диссимиляция.
Хотя, как мы сейчас знаем, обмен веществ происходит непрерывно, видимая псевдонеизменность нашего тела долгое время вводила в заблуждение не только неискушенных в науке людей, но и многих учёных и философов древности. Тогда полагали, что в организме имеются два вида веществ; одни из них идут на строительство тела, они неподвижны, статичны; другие же, используемые в качестве источника энергии, быстро перерабатываются.
Однако внедрение в биологические исследования меченых атомов позволило в экспериментах на животных установить, что во всех тканях и клетках обмен веществ происходит непрерывно - никакой разницы между «строительными» и «энергетическими» молекулами не существует. В организме все молекулы равным образом участвуют в обмене веществ.
Пластический обмен (лепка) – процесс, в результате которого питательные вещества, поступающие в клетку, идут на «строительство» утраченных частей, на создание новых клеток, происходит рост и развитие не только клеток, но и всего организма. В среднем у человека каждые 80 дней меняется половина всех тканевых белков; ферменты печени (в ней идут особенно интенсивные реакции) обновляются через 2-4 часа, а некоторые - через несколько десятков минут
Энергетический обмен – энергия необходима для протекания всех процессов. 130 лет назад «Большая аудитория» музея прикладных знаний (ныне – Политехнического музея) в Санкт-Петербурге бывала переполнена. Здесь читал лекции из цикла “Жизнь растений” молодой русский профессор, ставший впоследствии почетным доктором многих европейских университетов, Климент Аркадьевич Тимирязев. Одну из лекций он начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. …Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. О чём поведал студента Климент Аркадьевич Тимирязев? Обсуждение.
Ответ:Первичным источником энергии для всего живого на Земле, за очень редким исключением, служит солнечное излучение. Пища образуется благодаря той же энергии Солнца. Начальное звено пищевой цепи - растения, аккумулирующие в процессе фотосинтеза солнечную энергию. Органические вещества, созданные растениями распадаются в организме на простые вещества, а освободившаяся энергия тратится на процессы жизнедеятельности.
Эти два процесса
Выполняют на заранее розданных листах (Приложение А) задание № 2. Проверяем и согласно инструкции оцениваем.
Метаболизм протекает в 3 этапа. Характеристики этих этапов учащиеся поэтапно, в виде таблицы и с использованием текста параграфа 36 заполняют самостоятельно, работая рядами.
Этапы обмена веществ
Название этапа |
Какие процессы происходят |
Место протекания процессов |
Подготовительный |
||
Основной |
||
Заключительный |
1 ряд находит в учебнике и
заполняет графу о
2 ряд – об основном
3 ряд – о заключительном.
Этапы обмена веществ
Название этапа |
Какие процессы происходят |
Место протекания процессов |
Подготовительный |
Переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам. |
Пищеварительная дыхательная и кровеносная системы. |
Основной |
Процессы пластического и энергетического обмена. |
Клетки организма. |
Заключительный |
Удаление продуктов распада. |
Дыхательная, кровеносная и выделительная системы. |
Давайте выясним, какие факторы негативно влияют на обменные процессы?
Варианты ответов учащихся.
Древнекитайский мыслитель Конфуций полагал, что “Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его”. Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50% – от здорового образа жизни, на 20% – от наследственности, на 20% – от экологической обстановки и на 10% – от здравоохранения. Другими словами, в наших с вами руках удержать 50% собственного здоровья!!!
Что предполагает здоровый образ жизни? Это – двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек и умение управлять своим здоровьем.
Посмотрите на слайд «Факторы, негативно влияющие на обменные процессы»
Слайд10, Приложение 2
Факторы, неблагоприятно влияющие на обменный процесс:
1. Загрязнение атмосферы.
2. Солнечная радиация.
3. Загрязнение воды.
4. Перенасыщение продуктов сельского хозяйства нитратами.
5. Употребление в пищу
6. Стрессы.
Выполняют на заранее розданных листах (Приложение А) задание № 3. Проверяем и согласно инструкции оцениваем.
3. Закрепление
1. Задача.
На чашу весов помещают мышь под
металлическую сетку и
Ответ: Масса тела теряется за счет выдыхания углекислого газа и паров воды, которые образуются при расщеплении веществ пищи для получения энергии.
2. Ответьте на вопросы:
1. Каково значение органов пищеварения, дыхания и кровообращения в обмене веществ между организмом и внешней средой?
2. Объясните, почему голодающий человек бывает худым и слабым?
Подводим итог
Приложение А
Тема: «Обмен веществ и превращение энергии».
Рассмотрите схему. Что обозначено на этой схеме цифрами 1-3?
1 2 3
Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу:
- нет ошибок и неточностей – 1 балл
- есть хоть одна ошибка или неточность – 0 баллов.
Вставьте в текст пропущенные слова и фразы:
Обмен веществ складывается из ___________________ и ___________________
обменов.
При энергетическом обмене
органических веществ, а при пластическом ________________________
органических веществ. Эти два процесса ______________________________ между собой.
Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу:
- нет ошибок и неточностей – 1 балл
- есть хоть одна ошибка или неточность – 0 баллов.
Выберите правильный ответ:
а) всех живых организмов;
б) только для животных;
в) только для растений.
2. Обмен веществ и энергии (метаболизм) – это
а) совокупность
пластического и
б) только пластический обмен;
в) энергетический обмен.
3. Пластический обмен – это
а) распад органических веществ;
б) синтез органических веществ;
в) выделение энергии.
4. Энергетический обмен – это
а) синтез органических веществ;
б) распад органических веществ;
в) удаления продуктов распада.
5. Место протекания обмена веществ:
а) кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы;
б) пищеварительная,
в) кровеносная.
6. Обмен веществ и энергии осуществляется: