Человек в цифрах и фактах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Человек - достаточно загадочное и уникальное создание. Многие органы, ткани и клетки своего собственного организма человек так и не сумел воспроизвести в технических приборах и устройствах. Факты и цифры из человеческой анатомии поражают воображение до сих пор - несмотря на современный уровень развития науки и техники. Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 % массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Возникает вопрос: как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в цифрах, фактах, задачах на уроках биологии………...3
1.1 Организм человека в цифрах и фактах…………………………………5
1.2 Человек в задачах……………………………………………………….12
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии…...15
Заключение………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………………………..33
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»………..34
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»………………………………………………………………………….40
Приложение 3 – Разработка урока при изучении темы «Кожа»………...45
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»…...53
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»…………………………………………………………………………..54
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»……………………………………………………………60

Вложенные файлы: 1 файл

Человек в цифрах и фактах.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

3. Рассказ учителя о гипофизе, его строении, расположении и  функциях для организма человека  (демонстрация CD, заполнение таблицы 7 в рабочих тетрадях учениками).

1 группа:

3. подготовить сообщение о щитовидной  железе: строение, расположение и  значение для организма.

2 группа:

3. подготовить сообщение о поджелудочной  железе: строение, расположение и  значение для организма человека.

3 группа:

3. Подготовить сообщение о надпочечниках  человека по плану: строение, расположение  и какова роль в организме.

 

На столах учебники по биологии, хрестоматии  Человек,   DVD  Анатомия и физиология человека выпуск 1,  рабочие тетради, в которых ученики заполняют таблицу«Железы внутренней секреции и их значение».

 

Название железы

Название гормона

Воздействие на организм

Гипофиз

   

Щитовидная железа

   

Поджелудочная железа

   

Надпочечники

   

 

Отчет групп, проверка заполненных  таблиц, исправления неточностей или ошибок в процессе обсуждения.

4. Составление схемы гипоталамо-гипофизарная  система.

Выводы, ответы на поставленные вопросы  в начале урока.

    1. Закрепление
      1. работа в парах (взаимопроверка)

- Что является «третьим лишним»,  выбор обоснуй.

Печень, гипофиз, щитовидная железа.

Поджелудочная железа, надпочечники, гипофиз.

Яичники, гипофиз, поджелудочная железа.

- «Составь пары»:

А) Надпочечники                                                  тироксин

     Гипофиз                                                             инсулин

     Поджелудочная железа                                    адреналин

                                                                                 гормон роста

 

 

 

Б) стимуляция синтеза белка                                              тироксин

    понижение уровня глюкозы  в крови                              адреналин

    усиление возбудимости  нервной системы                    гормон роста

    стимуляция сердцебиения                                               инсулин

 

      1. Разноуровневые задания:

1 уровень. Тесты  и самопроверка (ответы предлагаются учителем  по итогам работы).

Выберите из предложенных суждений правильные.

  1. Гормон – это химическое вещество, выделяемое железами внутренней секреции в кровь.
  2. Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.
  3. Железы внутренней секреции выделяют гормоны в специальные протоки.
  4. Секрет желез внутренней секреции выделяется непрерывно.
  5. Железы желудка относят к железам внутренней секреции.
  6. Гипофиз – главная железа внутренней секреции.
  7. Железы внешней секреции не имеют протоков.
  8. Сальные железы – железы внешней секреции.
  9. Половые железы относят к железам внешней секреции.
  10. Гормоны – биологически активные вещества.
  11. Надпочечники, гипофиз, печень относятся к железам внутренней секреции.
  12. Адреналин регулирует рост и развитие организма.

 

2 уровень. 

В графе «Объяснение» кратко напишите, почему вы либо выбираете этот вариант  ответа как правильный, либо не выбираете (время выполнения 10 минут).

1. Железы внутренней секреции  выделяют:

Ответ

Объяснение

1) желчь

 

2) гормоны

 

3) кислоту

 

4) щелочь

 

 

2. Какая эндокринная железа увеличивает  выделение гормона в ответ  на повышение уровня глюкозы  в крови:

Ответ

Объяснение

1) гипофиз

 

2) щитовидная железа

 

3) тимус

 

4) поджелудочная железа

 

 

3.Среди названных желез выберите  только железы смешанной секреции:

Ответ

Объяснение

1) яичники

 

2) семенники

 

3)щитовидная железа

 

4) гипофиз

 

5) поджелудочная

 

6) надпочечники

 

 

 

4. Установите соответствие названия  железы с ее функциями:

ФУНКЦИЯ                                                                           ЖЕЛЕЗА                                                                   

А) регуляция уровня йода в крови                                  1) гипофиз

Б)  выделение гормона роста                                           2) щитовидная железа

В) регулирует уровень глюкозы в  крови                        3) поджелудочная железа

Г) выделяет гормон тироксин 

Д) секреция половых желез

А

Б

В

Г

Д

         

 

5.Вставьте пропущенные слова, используя словарь терминов:

Информация от внутренних рецепторов тела влияет на деятельность эндокринной  системы следующим образом. Сначала  она поступает в область ______________, называемую ___________, там обрабатывается и далее передается в __________, железистые клетки которого синтезируют ________, поступающие в кровь, которая доставляет их к органам-мишеням.  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1. гипофиз 2. надпочечники 3. промежуточный  мозг 4. ферменты 5. гормоны 6. гипоталамус.

Обсуждение по итогам взаимопроверки.

 

3 уровень:

Работают с хрестоматиями «Человек. Организм и здоровье», с пособием «Школьные олимпиады» 6 – 9 классы и  выполняют задания:

  1. Агрессивность собаки возрастает, если человек ее боится. Почему?

( Запах адреналина стимулирует  агрессивность собаки).

2. Отчего самые дорогие и милые  люди - папа и мама -   перестают  понимать подростка? Почему они  начинают раздражать своей назойливостью,  мелочной опекой? Почему некоторые  подростки перестают понимать  своих родителей и часто неадекватно  реагируют на замечания старших?

(Одной из причин является  возрастное нарушение гормонального  равновесия у подростков. Одних  гормонов образуется чуть больше  нормы, а других – чуть меньше. При этом часто меняется настроение, наблюдаются усиленное сердцебиение  и раздражительность. При правильном воспитании школьника такие небольшие нарушения гормонального равновесия не влияют на поведение подростка – он способен волевым усилием подавлять вспышки раздражительности, а назойливость родителей и старших великодушно прощает или воспринимает с юмором. Если у подростка волевые качества, великодушие и ум не очень развиты, то конфликты с окружающими неизбежны.

3. Заполните таблицу, используя  порядковый номер слова из  словарика.

                                                Железы внутренней секреции

ЖЕЛЕЗА

Вырабатываемый гормон

Воздействие гормона на организм

 Гипофиз

   

Щитовидная железа

   

Надпочечники

   

Поджелудочная железа

   

Яичники и яички

   

СЛОВАРИК: 1. Регуляция содержания глюкозы в крови 2. Тироксин 3. Ускорение  работы сердца. 4. Регуляция роста организма 5. Нейрогормоны. 6. Влияние на формирование телосложения. 7. Повышение возбудимости нервной системы. 8. Инсулин. 9. Регуляция синтеза гликогена. 10. Замедление процессов пищеварения. 11. Половые гормоны. 12. Влияние на развитие молочных желез. 13. Сужение просветов кровеносных сосудов. 14. Регуляция деятельности эндокринной системы. 15. Адреналин 16. Регуляция обмена веществ в организме. 17. Влияние на рост волос на лице и теле. 18. Ростовые гормоны.

    

    1. Рефлексивные задания ( на слайде мультимедийной презентации)

1. Задание эмоционально-ценностного  характера:

   Посмотрите, пожалуйста, на  гномов. У них у всех разное  настроение. Какой гном наиболее  близок Вам по настроению? Какого  гнома Вы забрали бы уходя  с урока с собой?

 

  1. Вопросы для организации самоанализа и самооценки  обучаемыми результатов своей деятельности на уроке.
  2. Какие чувства у вас возникали на уроке?
  3. Чему вы научились  на уроке?
  4. Что нового узнали? Что для вас было наиболее значимым? Почему?
  5. Какие трудности возникали у вас на уроке? Как вы их преодолевали?
  6. Что еще вам хотелось бы узнать по материалу, пройденному на уроке?

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»

 

Тема: «Вредные привычки».

Цель: закрепление знаний о вреде курения, алкоголизма, наркомании,

Задачи:

- закрепление знаний о вреде курения, алкоголизма, наркомании;

- развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания;

- воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Оборудование: раздаточный материал

Понятия: «вредные привычки», «здоровье».

Литература: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.; Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс под ред. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.

Ход занятия

 

1. Организационный момент.

2. Практическое задание.

У каждого на парте лежит набор  букв. Сложите из них 2 слова, с которыми мы уже встречались ранее.

Что получилось? /Вредные привычки/.

3. Тема занятия.

Тема нашего занятия – вредные  привычки. /На доске тема занятия/.

Мы с вами уже много говорили о вредных привычках. Сегодня  мы подведём итог по данной теме.

4. Беседа.

Какие вредные привычки вы можете назвать? /Курение, алкоголизм, наркомания, ложь, пропуски занятий, уход из школы, воровство и другие/.

/На доске вывешиваются таблички: “Табакокурение”, “Алкоголизм”, “Наркомания”/.

Почему они считаются вредными? /Наносят вред организму человека/. А вот какой вред они причиняют организму человека мы сейчас вспомним.

5. Работа над пройденным материалом.

Итак, первая вредная привычка, о  которой мы будем говорить, “Табакокурение”.

Это слово состоит из 2 частей. Каких? /Табак и курение/.

Как в России появился табак? /Завезли  купцы из Америки/.

Что такое табак? /Однолетнее растение/. Это однолетнее растение, в листьях  которого содержится вредное вещество. Какое? /Никотин/. Это сильный яд, в чистом виде представляет собой маслянистую жидкость.

Учёные установили, что извлечённый  из 5 сигарет никотин убивает кролика, а из 100 сигарет – лошадь.

Вот какой губительной силой  обладает никотин.

6. Разгадывание кроссворда.

 

 

1.Листья, которые сушат на солнце, затем сворачивают в трубочки. /Табак/.

2.Что остаётся от недокуренной  сигареты. /Окурок/.

3.Сильный яд, находящийся в табаке. /Никотин/.

4.Часть сигареты, которая задерживает  некоторые вредные вещества, содержащиеся  в сигарете. /Фильтр/.

5.Чем добывают огонь. /Спички/.

6.Самая страшная болезнь курящих людей. /Рак/.

7.Так называют человека, который  много курит. /Курильщик/.

 

7. Беседа.

Информация о работе Человек в цифрах и фактах