Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Человек - достаточно загадочное и уникальное создание. Многие органы, ткани и клетки своего собственного организма человек так и не сумел воспроизвести в технических приборах и устройствах. Факты и цифры из человеческой анатомии поражают воображение до сих пор - несмотря на современный уровень развития науки и техники. Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 % массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Возникает вопрос: как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в цифрах, фактах, задачах на уроках биологии………...3
1.1 Организм человека в цифрах и фактах…………………………………5
1.2 Человек в задачах……………………………………………………….12
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии…...15
Заключение………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………………………..33
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»………..34
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»………………………………………………………………………….40
Приложение 3 – Разработка урока при изучении темы «Кожа»………...45
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»…...53
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»…………………………………………………………………………..54
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»……………………………………………………………60
3. Рассказ учителя о гипофизе,
его строении, расположении и
функциях для организма
1 группа:
3. подготовить сообщение о
2 группа:
3. подготовить сообщение о
3 группа:
3. Подготовить сообщение о
На столах учебники по биологии, хрестоматии Человек, DVD Анатомия и физиология человека выпуск 1, рабочие тетради, в которых ученики заполняют таблицу«Железы внутренней секреции и их значение».
Название железы |
Название гормона |
Воздействие на организм |
Гипофиз |
||
Щитовидная железа |
||
Поджелудочная железа |
||
Надпочечники |
Отчет групп, проверка заполненных таблиц, исправления неточностей или ошибок в процессе обсуждения.
4. Составление схемы гипоталамо-
Выводы, ответы на поставленные вопросы в начале урока.
- Что является «третьим лишним»,
Печень, гипофиз, щитовидная железа.
Поджелудочная железа, надпочечники, гипофиз.
Яичники, гипофиз, поджелудочная железа.
- «Составь пары»:
А) Надпочечники
Гипофиз
Поджелудочная железа
Б) стимуляция синтеза белка тироксин
понижение уровня глюкозы
в крови
усиление возбудимости
нервной системы
стимуляция сердцебиения
1 уровень. Тесты и самопроверка (ответы предлагаются учителем по итогам работы).
Выберите из предложенных суждений правильные.
2 уровень.
В графе «Объяснение» кратко напишите, почему вы либо выбираете этот вариант ответа как правильный, либо не выбираете (время выполнения 10 минут).
1. Железы внутренней секреции выделяют:
Ответ |
Объяснение |
1) желчь |
|
2) гормоны |
|
3) кислоту |
|
4) щелочь |
2. Какая эндокринная железа
Ответ |
Объяснение |
1) гипофиз |
|
2) щитовидная железа |
|
3) тимус |
|
4) поджелудочная железа |
3.Среди названных желез
Ответ |
Объяснение |
1) яичники |
|
2) семенники |
|
3)щитовидная железа |
|
4) гипофиз |
|
5) поджелудочная |
|
6) надпочечники |
4. Установите соответствие
ФУНКЦИЯ
А) регуляция уровня йода в крови
Б) выделение гормона роста
В) регулирует уровень глюкозы в крови 3) поджелудочная железа
Г) выделяет гормон тироксин
Д) секреция половых желез
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5.Вставьте пропущенные слова, используя словарь терминов:
Информация от внутренних рецепторов тела влияет на деятельность эндокринной системы следующим образом. Сначала она поступает в область ______________, называемую ___________, там обрабатывается и далее передается в __________, железистые клетки которого синтезируют ________, поступающие в кровь, которая доставляет их к органам-мишеням.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. гипофиз 2. надпочечники 3. промежуточный мозг 4. ферменты 5. гормоны 6. гипоталамус.
Обсуждение по итогам взаимопроверки.
3 уровень:
Работают с хрестоматиями «
( Запах адреналина стимулирует агрессивность собаки).
2. Отчего самые дорогие и милые
люди - папа и мама - перестают
понимать подростка? Почему
(Одной из причин является
возрастное нарушение
3. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика.
ЖЕЛЕЗА |
Вырабатываемый гормон |
Воздействие гормона на организм |
Гипофиз |
||
Щитовидная железа |
||
Надпочечники |
||
Поджелудочная железа |
||
Яичники и яички |
СЛОВАРИК: 1. Регуляция содержания глюкозы в крови 2. Тироксин 3. Ускорение работы сердца. 4. Регуляция роста организма 5. Нейрогормоны. 6. Влияние на формирование телосложения. 7. Повышение возбудимости нервной системы. 8. Инсулин. 9. Регуляция синтеза гликогена. 10. Замедление процессов пищеварения. 11. Половые гормоны. 12. Влияние на развитие молочных желез. 13. Сужение просветов кровеносных сосудов. 14. Регуляция деятельности эндокринной системы. 15. Адреналин 16. Регуляция обмена веществ в организме. 17. Влияние на рост волос на лице и теле. 18. Ростовые гормоны.
1. Задание эмоционально-
Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы уходя с урока с собой?
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»
Тема: «Вредные привычки».
Цель: закрепление знаний о вреде курения, алкоголизма, наркомании,
Задачи:
- закрепление знаний о вреде курения, алкоголизма, наркомании;
- развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания;
- воспитание сознательного отношения к своему здоровью.
Оборудование: раздаточный материал
Понятия: «вредные привычки», «здоровье».
Литература: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.; Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс под ред. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Практическое задание.
У каждого на парте лежит набор букв. Сложите из них 2 слова, с которыми мы уже встречались ранее.
Что получилось? /Вредные привычки/.
3. Тема занятия.
Тема нашего занятия – вредные привычки. /На доске тема занятия/.
Мы с вами уже много говорили о вредных привычках. Сегодня мы подведём итог по данной теме.
4. Беседа.
Какие вредные привычки вы можете назвать? /Курение, алкоголизм, наркомания, ложь, пропуски занятий, уход из школы, воровство и другие/.
/На доске вывешиваются
Почему они считаются вредными? /Наносят вред организму человека/. А вот какой вред они причиняют организму человека мы сейчас вспомним.
5. Работа над пройденным
Итак, первая вредная привычка, о которой мы будем говорить, “Табакокурение”.
Это слово состоит из 2 частей. Каких? /Табак и курение/.
Как в России появился табак? /Завезли купцы из Америки/.
Что такое табак? /Однолетнее растение/. Это однолетнее растение, в листьях которого содержится вредное вещество. Какое? /Никотин/. Это сильный яд, в чистом виде представляет собой маслянистую жидкость.
Учёные установили, что извлечённый
из 5 сигарет никотин убивает
Вот какой губительной силой обладает никотин.
6. Разгадывание кроссворда.
1.Листья, которые сушат на солнце, затем сворачивают в трубочки. /Табак/.
2.Что остаётся от
3.Сильный яд, находящийся в табаке. /Никотин/.
4.Часть сигареты, которая задерживает некоторые вредные вещества, содержащиеся в сигарете. /Фильтр/.
5.Чем добывают огонь. /Спички/.
6.Самая страшная болезнь курящих людей. /Рак/.
7.Так называют человека, который много курит. /Курильщик/.
7. Беседа.