Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Человек - достаточно загадочное и уникальное создание. Многие органы, ткани и клетки своего собственного организма человек так и не сумел воспроизвести в технических приборах и устройствах. Факты и цифры из человеческой анатомии поражают воображение до сих пор - несмотря на современный уровень развития науки и техники. Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 % массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Возникает вопрос: как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в цифрах, фактах, задачах на уроках биологии………...3
1.1 Организм человека в цифрах и фактах…………………………………5
1.2 Человек в задачах……………………………………………………….12
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии…...15
Заключение………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………………………..33
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»………..34
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»………………………………………………………………………….40
Приложение 3 – Разработка урока при изучении темы «Кожа»………...45
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»…...53
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»…………………………………………………………………………..54
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»……………………………………………………………60
В дерме также располагаются функциональные железы кожи, через которые удаляется избыток воды и солей (выделительная функция): потовые (вырабатывают пот) и сальные (вырабатывают кожное сало). Сальные железы производят необхожимое количество кожного сала, которое предохраняет кожу от агрессивного внешнего воздействия: делает кожу водонепроницаемой, бактерицидной (кожное сало вместе с потом создает кислую среду на поверхности кожи, что неблагоприятно действует на микроорганизмов). Потовые железы помогают поддерживать постоянную температуру тела, не давая перегреться, охлаждая кожу путем выделения пота.
Дерма включает в себя два слоя — сетчатый и сосочковый.
Сетчатый слой состоит из рыхлой соединительной ткани, которая включает в себя внеклеточный матрикс и клеточные элементы.
Сосочковый слой вдаётся в эпидермис и образовывает кожные сосочки, которые хорошо заметны на кончиках пальцев и подошвах ног.
Основу клеток в дерме составляет фибропласт, который синтезирует внеклеточный матрикс, в том числе коллаген, гиалуроновую кислоту и эластин.
В сосав внеклеточного матрикса входят два основных компонента: фибриллярная часть и матрикс.
Фибриллярная часть — это волокна коллагена, эластина, и ретикулина, создающие каркас кожи. Переплетаясь между собой, коллагеновые волокна, образовывают сеть, которая располагается почти на поверхности кожи под эпидермисом. Это остов, который придаёт коже прочность.
В зоне лица коллагеновые волокна создают особую густую сеть, которая строго уложена и упорядочена так, что образует линии наименьшего растяжения — линии Лангера, они же массажные. Именно по этим линиям производят массаж и наносят косметические средства, чтобы не растягивать кожу и не провоцировать образование морщин.
В молодом возрасте коллагеновые волокна достаточно прочны и обеспечивают коже подвижность и гибкость, при этом сохраняя её упругость и форму.
Всё это можно сравнить с панцирной кроватью, основа которой — металлическая сетка. Пока кровать новая, железные пружины быстро возвращаются в исходное положение, но со временем пружины начинают провисать и кровать теряет форму. Точно так и наша кожа — пока мы молоды наши пружины (коллагеновые волокна) прекрасно держат форму, а с возрастом они начинают провисать.
Матрикс (матрица или аморфная компонента) по своему строению больше всего напоминает гель и состоит из полисахаридов. Больше всего из них известные — хитозан, полисахариды морских водорослей, гиалуроновая кислота.
Именно компоненты внеклеточного матрикса как аморфные, так и фибриллярные создают кожу изнутри. Сами по себе сахариды не формируют волокон, но они заполняют все промежутки между соединительными клетками и волокнами. Именно по ним и происходит внутритканевый транспорт всех веществ.
В итоге, именно состояние дермы (содержание воды в полисахаридном геле, целостность коллагеновых волокон и др.) определяет состояние эпидермиса и здоровый вид кожи.
Гиподерма – подкожная основа (жировой слой), защищает наш организм от избыточного тепла и холода (позволяет нам задерживать тепло внутри нас), выполняя функцию термоизолятора, смягчает падение от ударов.
Жировые клетки также представляют
собой депо, в которых могут
сохраняться жирорастворимые
Затем демонстрирую таблицу «Строение и функции кожи» и предлагаю учащимся заполнить её, прочитав абзац на стр. 163-164.
Слайд №3
Название слоёв |
Особенности строения каждого слоя |
Функции кожи |
5. Закрепление нового материала :
Охарактеризуйте органы, расположенные в коже, перечисленные в первой колонке. Ответы зашифруйте последовательно цифрами из шести групп:
1. Эпидермис 7. Пот( продукты распада, соли) 13. Терморегуляция
2.Потовые железы 8.Жир на
коже
3.Кровеносные 9. Слущивание, обновление 15. Теплоизоляция, запаса-
сосуды
4. Рецепторы 10. Расширение, сужение 16. Смягчение кожи
5. Сальные железы 11. Жировые клетки
6.Подкожная 12.Восприятие раздражений 18. Выделение, теплоотдача
клетчатка импульсы
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»
Тема урока: «Биоритмы».
Цель урока: познакомиться понятием и значением биоритмов в жизни человека.
Задачи урока:
1. Определить значение биоритмов.
2. Охарактеризовать виды биоритмов человека.
Оборудование: рабочие тетради, учебник, презентация.
Понятия: «биоритм».
Литература: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.; Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс под ред. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания по предыдущей теме – «Органы чувств. Анализаторы» (гл. 11 учебника).
3. Изложение нового материала по теме «Кожа» (гл. 8 учебника) с использованием модуля, представленного в приложении.
4. Закрепление нового материала с использованием презентации по теме «Биоритмы».
4. Домашнее задание. Усвоить материал лекции
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»
Тема урока: «Эндокринная система».
Цель урока: познакомиться со строением эндокринной системы.
Задачи урока:
Оборудование: рабочие тетради, учебник, мультимедийный атлас «Морфология человека», презентация «Железы внутренней системы», интерактивная доска , карточки и иллюстрации по теме урока, карточки-задания для работы в группах, дополнительная литература, таблицы, плакаты.
Понятия: «Эндокринная система».
Литература: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.; Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс под ред. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания по предыдущей теме – «Кожа» (гл. 8 учебника).
3. Изложение нового материала по теме «Эндокринная система» (гл. 9 учебника) с использованием модуля, представленного в приложении.
4. Закрепление нового материала по теме «Эндокринная система».
4. Домашнее задание - Усвоить материал пп. 44-45 Учебника
Ход урока (подробное описание):
На доске тема и высказывание М. Горького «Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать».
1. Беседа по вопросам:
Проверяют правильность ответов, распределяя признаки способов регуляций в таблице:
Гуморальная регуляция |
Нервная регуляция |
1,3,5,7,8 |
2,4,6 |
Признаки для сравнения:
Слайд презентации.
2. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 грамма. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100 граммов.
- Почему железы внутренней
- Сформулируйте вопросы, на
3. Формируются три группы
и капитаны получают листы-
План работы:
1 группа.
1. Изучить особенности строения желез внешней секреции, назвать примеры, воспользовавшись интерактивным рисунком.
2 группа:
1. Изучить особенности строения
желез внутренней секреции, назвать
примеры на интерактивном
3 группа:
1. Почему поджелудочная железа и половые называются железами смешанной секреции? Показать их расположение на рисунке.
По итогам обсуждения первого задания заполняется схема 7 в рабочей тетради стр. 12.
Называются отличительные
Внешней секреции
Внутренней
на доске размещаются под схемой рисунки желез (примеры).
большинстве имеют протоки; 2) выделяют гормоны
поверхность тела или
в полости организма
1 группа:
2. Выяснить действие гормонов на органы.
2 группа:
2. Выяснить какова активность гормонов.
3 группа:
2. Что же такое гормоны? Каково их значение для организма человека?
Ученики работают с учебником, рабочей тетрадью (страница 12) , DVD фильмом (отрывок о биологически активных веществах организма человека).
Обсуждаются ответы, делаются записи в рабочей тетради:
Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции и оказывающие целенаправленное действие на органы и ткани.
Свойства гормонов: