Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.
Гласность способствовала критическому осмыслению достижений советского общества, путей преодоления кризиса.
В поисках выхода из кризиса советскому руководству пришлось решать ряд беспрецедентных задач. Многие пороки экономической системы были порождены высокой степенью монополизма и, как следствие, практическим отсутствием конкуренции. В условиях тотального огосударствления (95 % средств производства), укрепления административно-командной системы были утрачены экономические стимулы к производительному труду, распространилась бесхозяйственность.
Углубление социально-
Первый год перестройки дал
некоторые положительные
Горбачев объяснял образование бюджетного дефицита главным образом просчетами прежнего руководства и недооценкой масштаба кризиса, в котором оказалась страна, тем, что в результате снижения цен на сырую нефть на мировом рынке в 1985–1986 г. доходы от экспорта нефти упали на одну треть. Но главной причиной все-таки были неправильно выбранные приоритеты. Сказались также огромные затраты на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. 26 апреля 1986 г. взорвался один из реакторов Чернобыльской атомной электростанции. Тысячи квадратных километров территории нескольких областей Украины, Белоруссии и Российской Федерации оказались зараженными. Десятки тысяч людей подверглись радиоактивному облучению. Сотни военнослужащих и пожарников, принимавших участие в ликвидации последствий страшной аварии, погибли от лучевой болезни. Затраты государства составили десятки миллиардов рублей.
Процессы демократизации, начавшиеся
в многонациональном
Нараставшие политические процессы все более ослабляли центральную власть. Еще в декабре 1986 г. в Казахстане произошло крупное столкновение на национальной почве. Весной 1988 г. вспыхнул армяно-азербайджанский конфликт в Карабахе. Национальные проблемы становились все напряженнее. В союзных республиках были созданы народные фронты, которые стали проводить курс на выход из СССР. Первыми о выходе заявили в 1990 г. Прибалтийские республики. К началу 1991 г. во всех республиках у власти или рядом с властью находились силы, стремившиеся к самостоятельности, дезинтеграционные процессы нарастали.
Сформированная в 1990 г. в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР группа «Союз» (на основе которой образовалось всесоюзное политическое объединение «Союз»), лидеры Н. Петрушенко, В. Алкснис и др., обвинили Горбачева в развале страны, ликвидации Варшавского договора, высмеивали его идею «общеевропейского дома», доказывая, что СССР в этот дом на равных условиях никогда не пустят.
Высказывались также обвинения в неспособности погасить очаги межнациональных конфликтов, в отказе от защиты русских.
В апреле 1990 г. в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий, начало разгосударствления собственности. Но Президентский Совет и Совет Федераций посчитали, что в условиях падения доверия к союзным ведомствам со стороны республик и населения эта программа не осуществится.
31 июля 1990 г. состоялась встреча М. Горбачева и Б. Ельцина, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Была создана комиссия под руководством академика С. Шаталина и заместителя Председателя Совмина РСФСР Г. Явлинского. Это была программа «500 дней». Она нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быструю приватизацию. Горбачев отдал предпочтение программе правительства, которая, не отрицая необходимость перехода к рынку, стремилась растянуть этот процесс на длительный срок и оставить значительный государственный сектор в экономике. Реализация правительственной реформы началась в январе 1991 г. с обмена купюр в 50 и 100 рублей в целях изъятия денег. Вместо планируемых 20 млрд. рублей правительство получило от этой операции менее 10 млрд. 2 апреля в 2 – 4 раза правительство повысило цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 г. СССР по этому показателю стал занимать 82-е место в мире.
Итоги перестройки подвела вторая половина 1991 г. Летом серьезно обострился экономический кризис – отсутствие продуктов стало всеобщим.
Б. Ельцин в октябре 1990 г. заявил, что Россия может самостоятельно приступить к радикальной реформе с соответствующим разделом бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни и др. Борьба за экономический суверенитет России и СССР становилась бескомпромиссной. Вновь интересы народа были принесены в жертву борьбы за власть, а экономика стала заложницей политики – все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Экономический кризис углублялся.
Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем.
Это нашло отражение в борьбе
союзного и республиканских парламентов.
Но вместо поиска путей выхода из кризиса,
создания законодательной базы неквалифицированные
депутаты занимались деструктивной
политической деятельностью, направленной
на противостояние центра и регионов.
Этому способствовали разразившиеся
политические кризисы в Азербайджане,
Армении, Грузии, Литве с массовыми
выступлениями населения и
Предоставление
Политика любого государства во
многом определяется не только его
текущим положением, но и его историей
и традицией. Современная российская
действительность так же опирается
на события совсем недавнего в
историческом смысле прошлого. Распад
Советского Союза и появление 15 суверенных
государств являются состоявшимися
в политическом и правовом смыслах.
Связующим звеном для этих государств
остаются сложившиеся ранее
- во-первых, значительно сместилась
граница государства. Было
- распад СССР отрицательно
- важно отметить политическое
замешательство после распада
СССР. Слабыми и незащищенными
оказались не только
- авторитет государства на
- особо стоит отметить потерю
Украины. Это было огромной
ошибкой российского
- после распада СССР соседями
России стали слабые
- к последствиям распада СССР
нужно отнести и усиливающиеся
региональные контрасты.
Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны