Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.
В 1955 году по инициативе советского правительства
были нормализованы отношения с
Югославией. В рамках СЭВ велась
работа по координации
СССР в одностороннем порядке
провел серию сокращений численности
Вооруженных Сил (с 5,8 млн. человек
в 1955 году до 2,5 млн. в 1960 году) и объявил
мораторий на ядерные испытания.
Но это не внесло принципиальных изменений
в обстановку "холодной войны",
поскольку и на Западе, и у нас
продолжали наращивать и совершенствовать
вооружения. В частности, в СССР происходило
оснащение армии и флота
Пиком противостояния между СССР и США явился "карибский кризис", вызванный размещением в 1962 году Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы, был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов. Правительства двух крупнейших ядерных держав получили опыт поиска взаимоприемлемых решений в ситуации жесткого столкновения интересов. После этой кульминации "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом.
Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться экономикой и техникой. Верховный Совет установил прямые контакты и начал обмен делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов, аккредитованных в Москве.
Таким образом, развитие советского общества в 1953-1964 годах происходило в условиях "оттепели", которая коснулась внутренней и внешней жизни страны. Впервые советское общество осуществляло и политический плюрализм. Шло успешное освоение космоса - первый советский спутник Земли, первый советский космонавт - Ю. А. Гагарин. И самое главное - в это время был достигнут ядерный паритет между СССР и США, что позволило всему миру считаться с мнением СССР по важнейшим мировым проблемам.
Было принято решение
Н. С. Хрущев умер в 1971 году, похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен оригинальный бюст, выполненный ныне знаменитым Эрнстом Неизвестным, который в свое время так и не нашел взаимопонимания с Н. С. Хрущевым и был вынужден эмигрировать за границу. Одна половина бюста темная, а другая - светлая, что объективно отражает деятельность Н. С. Хрущева, оставившего значительный след в истории СССР.
Новый этап политического и социально-
В начале своей деятельности в качестве
первого лица в государстве Л.И.
Брежнев не только не имел своей
программы действий, но даже не стремился
ее сформировать, что было достаточно
редким случаем не только в мировой,
но и в отечественной истории.
Его управленческая философия мало
чем отличалась от хрущевской, если
не считать особенностей его личности.
Брежнев был самым типичным представителем
третьего поколения советских кадров
выдвиженцев 1930-х гг., уцелевших в
ходе бесчисленных чисток и репрессий
и воспринявших стиль политического
исполнительства и проведения в
жизнь политической линии вождя.
Став первым лицом в государстве,
т. е. заняв место вождя, Брежнев
мог реально заниматься преимущественно
повседневным администрированием, бюрократической
перетасовкой кадров при сохранении
политического режима. Он как аппаратчик
и прагматик-управленец укрепил
власть коммунистической политической
элиты, именовавшейся официально номенклатурой.
Важнейшим элементом системы
был сложившийся партийный
Сам Брежнев не был вождем или диктатором сталинского образца. Мнение о том, что он реанимировал сталинизм или проводил в жизнь неосталинизм, не совсем корректно. Действительно, все, что было апробировано при Сталине и дало необходимый позитивный результат, возвращалось немедленно в управленческую практику. Но при этом не все хрущевские реформы были полностью перечеркнуты. Для Брежнева гораздо более важно было устранить радикальный дух безудержного авантюрного реформаторства, ввести преобразования в русло продуманности, постепенности, стабильности, и в этом он более чем преуспел. Термин “стабильность”, не “застой” является определяющим при характеристике всего этапа 1970-х — первой половины 1980-х гг., так как застойные тенденции стали явственно фиксироваться в основном в конце этого периода.
Проведенные еще в 1965 г. пленумы
ЦК КПСС приняли реформаторские решения,
подготовленные А.Н. Косыгиным и
его окружением. Председатель Совмина
А.Н. Косыгин, по общему мнению, значительно
превосходил Брежнева по компетентности
в экономических вопросах и профессионализму
в государственном управлении, и
был еще в большей степени,
чем Брежнев, прагматик и технократ.
Все идеологические и политические
кампании он оценивал с позиций полезности
для развития производства (особенно
легкой промышленности), совершенствования
системы управления на основе ограниченной
и контролируемой децентрализации,
воспитания нового поколения хозяйственных
руководителей. До середины 70-х гг. в
руководстве существовало скрытое
противоборство Косыгина и Брежнева,
закончившееся победой
Экономическая необходимость реформ, в частности введение элементов рыночной политики, была совершенно очевидна, и можно было ожидать, что сама жизнь заставит новое консервативное руководство продолжать хотя бы в урезанном виде преобразования. Однако острота проблемы была неожиданно снята нахождением мощного источника дополнительной валюты в виде экспорта обнаруженных с помощью космических спутников запасов нефти, газа и других энергоносителей. За счет нефтедолларов государство стало закупать западное оборудование и технологии и на этой экстенсивной основе решать назревшие проблемы. Вместо того чтобы добиваться повышения качества продукции, интенсификации производства, получения прибыли на базе внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, бюрократия сделала ставку на импортные накачки. Поскольку распределительная функция госаппарата вновь стала главной, управление сосредоточилось в вертикалях власти, а самостоятельность субъектов в горизонтальных структурах была практически ликвидирована.
Сущность политики Брежнева заключалась
в сохранении достигнутых темпов
производства и экстенсивном расширении
производственных мощностей. В результате
СССР фактически “проспал” информационную
революцию — компьютеризацию. Второй
космический прорыв в науке и
производстве не удался. В то время
как США, Западная Европа и Япония
развивались на постиндустриальных
направлениях модернизации, советская
экономика традиционно и
Буквального застоя в экономике
в коне 1960-х — первой половине
1970-х гг. не было и близко, до системного
социально-политического
Новое партийное руководство
Начиная с середины 70-х гг. в силу
резкого ослабления здоровья Брежнева
реальное управление в партии сосредоточилось
в Политбюро ЦК КПСС. В рамках
этого органа образовалась узкая
группа партийных олигархов в
составе Ю.В. Андропова, А.Н. Громыко,
Ф. Устинова, М.И. Суслова, в какой-то
мере К. У. Черненко, которая вместе
с Брежневым фактически решала все
принципиальнейшие вопросы. А.Н. Косыгин
был оттеснен в сторону и фактически
лишен политических полномочий. По-прежнему
сохранял свои позиции Секретариат
ЦК КПСС, 20 отделов которого все более
дублировали и подменяли
В управлении экономикой был восстановлен отраслевой принцип и устранена введенная Хрущевым совнархозовская территориальная система. Министерство занималось перспективным и годовым планированием развития соответствующей отрасли, утверждало штаты центрального управления, положения о главках, контролировало их деятельность. Развитие управленческой системы шло замедленным эволюционным путем — через создание новых структур, перераспределение ответственности в рамках министерств и ведомств, изменение системы показателей, адаптации к новым задачам. Все эти годы декларировался, прорабатывался, но плохо осуществлялся курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности.
Структура управляющей системы, т.е. постоянный состав подразделений, основанный на жестком штатном расписании, где все должности управленческих работников зафиксированы, а их обязанности регламентированы, была рациональна в условиях стабильной номенклатуры изделий и значительных объемов производства. Начиная со второй половины 70-х гг. она все сильнее стала расходиться с потребностями экономики, в частности не давала возможности гибко реагировать на изменяющиеся цели производства.
С 1973 г. стала формироваться
Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны