Геополитические последствия II мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.

Вложенные файлы: 1 файл

141516.docx

— 141.68 Кб (Скачать файл)

Хрущева поддерживала интеллигенция. В печати развернулась бурная полемика по вопросам истории и социологии. Однако представители оппозиции  скоро запретили эти дискуссии. Положение самого Хрущева как  главы Секретариата ЦК партии осенью 1956 года оказалось под угрозой. После XX съезда КПСС произошли драматические  события в Польше и Венгрии. В  Президиуме ЦК оформились две противоборствующие группы: Хрущев и Микоян, с одной  стороны, Молотов, Ворошилов, Каганович  и Маленков - с другой, а между  ними - группа колеблющихся. Успех хрущевской аграрной политики спас его от краха. Это стало возможным благодаря  освоению целинных земель. Продовольственное  снабжение в городах заметно  улучшилось.

В первой половине 1957 года началась острая политическая борьба в руководстве  страной. Она обострилась особенно резко после предложения Хрущева  о реорганизации руководства  промышленностью. Реформа предусматривала  роспуск отраслевых министерств  и группирование предприятий  не по производственному признаку (как  это было с 1932 года), а по географическому  признаку под местным руководством. Это была попытка децентрализации  промышленности, управлять которой  централизованно без издержек было невозможно. Воспротивился идее Хрущева  и Булганин. Он стал собирать у себя старых и новых оппозиционеров и  вскоре перешел в антихрущевское наступление. Поводом послужила  речь Хрущева в Ленинграде. Ободренный успехом в сельском хозяйстве, он по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3-4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения. Удобный случай для оппозиции  представился в первой половине июня, когда Хрущев был в Финляндии  с визитом. После возвращения  он попал на заседание Президиума ЦК, созванного без его ведома с  целью его отставки. Ему предложили занять пост министра сельского хозяйства.

На сторону Хрущева встали Микоян, Суслов и Кириленко. Заседание Президиума ЦК длилось более трех дней. Несмотря на принятые меры по изоляции Н. С. Хрущева, некоторые члены ЦК узнали о происходящем, срочно прибыли в Москву и направились  в Кремль, чтобы потребовать отчета о происходящем и немедленного созыва Пленума ЦК. Н. С. Хрущев настаивал  на своем выступлении. На встречу  с членами ЦК направились делегации  обеих фракций: с одной стороны - Ворошилов и Булганин, с другой - Хрущев и Микоян. На встрече замыслы  оппозиции оказались скомпрометированными. Уже на первом заседании Пленума  ЦК ситуация изменилась. Н. С. Хрущев смог дать оппозиции отпор. Было решено Молотова, Маленкова, Кагановича снять со всех постов и вывести их из всех руководящих  органов.

Многие факторы обусловили победу Н. С. Хрущева: XX съезд, первые успехи в  сельском хозяйстве, многочисленные поездки  по стране и огромный авторитет, наконец  страх людей перед возможностью возврата к репрессиям в случае прихода  к власти оппозиции. Важно заметить в этой связи и то, что значительным гарантом успеха Н. С. Хрущева была поддержка  Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, возглавлявшего Вооруженные Силы.

Оппозиционеры не были репрессированы. Они получили второстепенные посты: В. М. Молотов - пост посла в Монголии, Г. М. Маленков и Л. М. Каганович - посты  директоров отдаленных предприятий (первый - в Казахстане, второй - на Урале). Все  они остались членами партии. На несколько месяцев Н. А. Булганин остался Председателем Совета Министров, а К. Е. Ворошилов, еще дольше, Председателем  Президиума Верховного Совета. Однако и тот и другой были лишены реальной власти. Получили повышение и стали  членами и кандидатами в члены  Президиума ЦК те, кто показал себя энергичным сторонником Н. С. Хрущева (Аристов, Беляев, Брежнев, Козлов, Игнатов  и Жуков). Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве. Открывалась  хорошая перспектива углубить демократизационные процессы в обществе, разоблачить  остатки сталинизма. Однако этого  не произошло. Наоборот, вскоре Г. К. Жуков  был снят с поста министра обороны. Это свершилось тогда, когда он находился  с визитом в Югославии и  Албании. По возвращении он был поставлен  перед фактом. Его подозревали  в "бонапартистских" намерениях, т. е. в том, что он вроде бы хотел  вывести Вооруженные Силы из-под  контроля партии и установить в них "культ собственной личности". В действительности Жуков лишь сократил число политорганов и их руководителей  в армии. Вероятно, что Хрущев хотел  помешать военным завоевать самостоятельную  политическую роль. В Г. К. Жукове видели возможного кандидата на пост Председателя Совета Министров вместо Н. А. Булганина.Однако в марте 1958 года на этот пост был  назначен Н. С. Хрущев, который сохранил и пост Первого секретаря ЦК КПСС. Так исчезло разделение власти, осуществленное после смерти Сталина. Это решение  мало соответствовало решениям XX съезда.

Экономические реформы. Все экономические реформы Н. С. Хрущева, по его глубокому убеждению, были направлены на повышение жизненного уровня населения страны. Постсталинские реформы стали давать ощутимые результаты как в соревновании со США, так и в повышении уровня жизни. В 1959 году на XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 году. Его оптимистические расчеты основывались на простой экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Но расчеты не учитывали богатство американской экономики, а СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Дело в том, что перед страной стояло много других задач. Громадных средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что было главным для повышения уровня жизни как на селе, так и в городе. Нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 год в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет.

Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления и  планирования сталинской эпохи, заключавшиеся  в абсолютном приоритете некоторых  целей, которым подчинялись остальные. Предприятия стали переходить на самофинансирование из собственных  фондов. В 1957-1958 годах Н. С. Хрущевым было проведено три реформы. Они  касались промышленности, сельского  хозяйства и системы образования. Он стремился к децентрализации  управления промышленностью. Дело в  том, что с каждым годом становилось  все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а  местными органами - совнархозами. Н. С. Хрущев надеялся таким образом рационально  использовать сырьевые ресурсы, устранить  изолированность и ведомственные  барьеры. Многие были против такого решения. В действительности совнархозы стали  просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической  реорганизации.

Гораздо значительнее на структуру  производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н. С. Хрущев вопреки  сопротивлению изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жесткой  регламентации деятельности. Он впервые  мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Н. С. Хрущеве произошло  сокращение числа колхозов и рост числа совхозов. Самые бедные колхозы  были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной  чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. Этими  рамками и ограничилась новая  реформа Н. С. Хрущева. Основная разница  между совхозом и колхозом состояла во владении машино-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность  колхозов. Это было очень важно  для укрепления самостоятельности  крестьянского хозяйства. Однако поспешность  в осуществлении реформы снизила  ожидаемые результаты.

Третья реформа Хрущева коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н. С. Хрущев ликвидировал систему "трудовых резервов", т. е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счет. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В хрущевском десятилетии часто  выделяют два периода, различных  по экономическим результатам. Первый (1953-1958) - наиболее позитивный; второй (с 1959 года до смещения Хрущева в 1964 году) - когда положительных результатов  было меньше. Первый период относился  ко времени, когда Н. С. Хрущев боролся  за главенство во враждебном ему коллегиальном  руководстве, и второй - когда он господствовал. Первым планом развития страны, который базировался в  основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый XXI съездом партии. С  его помощью пытались, не тормозя  развития страны, выправить серьезные  нарушения в экономике, от которых  страдало советское общество. В нем  было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько  за предшествующие 40 лет.

Необходимо отметить, что семилетний план вывел советскую экономику  из застоя. Сократился экономический  разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских  товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто  не изучал. Среди диспропорций семилетнего  плана самым тяжелым был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах Н. С. Хрущев начал  сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в  личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились в  города, и как следствие деревни  начали пустеть. Экономические трудности  совпали с неурожаем 1963 года. Засуха имела разрушительные последствия. Участились перебои в снабжении  хлебом. Карточной системы на хлеб удалось избежать только благодаря  закупкам зерна в Америке на золото. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом.

Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование в совнархозах, необходимость найти сбалансированные решения большого числа проблем, соперничество с более развитыми странами, критика деятельности Сталина и большая интеллектуальная свобода стали факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н. С. Хрущев. Выявилось два направления. Во главе теоретического направления стояли ленинградские ученые Канторович и Новожилов. Они выступали за широкое применение математических методов в планировании. Второе направление - практики - требовали большей самостоятельности для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения. Группа ученых начала изучать экономику Запада. Внимание ученых было направлено не столько на организацию экономической жизни, на чем были сосредоточены реформы Н. С. Хрущева, сколько на управление экономикой, ее организацию на рыночных основах.

Развитие сельского  хозяйства. На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. Почти все Пленумы ЦК КПСС рассматривали проблемы сельского хозяйства. С позиций сегодняшнего дня они могут показаться недостаточными, но тогда они имели большое практическое значение. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д. Была осуждена практика существования слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковался раздутый управленческий аппарат, недостаточная помощь города сельскому хозяйству.

Перед страной остро стояла зерновая проблема. Требовались срочные меры по поднятию зернового хозяйства. Выход  был найден в освоении целинных и  залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные  земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь. Сама идея освоения этих земель была не новой. Мысли о возможности  их использования высказывались  еще в начале века. Особенность  середины 50-х годов - возрождение  массового энтузиазма, особенно среди  молодежи, пожелавшей принять участие  в освоении целинных земель.

К весне 1954 года на казахстанской целине было организовано свыше 120 совхозов. Первоцелинникам  приходилось жить в палатках, в  условиях бездорожья, смены жестоких холодов и изнуряющей жары. Круглосуточная работа в период посевной и уборочной  сменялась в период относительно короткого отдыха строительными  работами. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В 1954 году целина дала свыше 40% валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения.

Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно обоснованной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что удорожало стоимость зерна, а следовательно, мяса, молока и т.д.

Освоение целины отодвинуло возрождение  старопахотных земледельческих  районов России. И все же начальный  этап освоения целины останется в  истории как подлинная эпопея труда, как реальный всплеск энтузиазма, как яркая черта времени, когда  страна шла к историческому повороту, совершенному XX съездом партии.

Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны