Геополитические последствия II мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.

Вложенные файлы: 1 файл

141516.docx

— 141.68 Кб (Скачать файл)

Афганская война и ее последствия.

В 1973 году произошла Даудская (Саурская) революция, свергнувшая монархию в  Афганистане. Первым президентом Афганистана  стал Мухаммед Дауд Хан (двоюродный брат свергнутого короля), который опирался на Народно-демократическую партию Афганистана - НДПА. Эта партия образовалась в 1965 году и придерживалась прокоммунистической  ориентации. В 1967 году в виду тактических  разногласий в ней оформились два крыла: "Хальк" ("Народ") во главе с Н.М. Тараки и "Парчан" ("Знамя") во главе с Б. Кармалем, получившие свои названия по одноименным  фракционным газетам.

Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2 238 дней. 25 декабря 1979 года в 7 часов  утра в районе города Термеза два  понтонно-мостовых полка начали наводить понтонный мост.

В 15.00 начался ввод советских войск  в Афганистан в соответствии с  приказом министра обороны СССР. Первыми  переправились разведчики, а затем, под руководством генерала К. Кузьмина - 108-я мотострелковая дивизия. В это  же время военно-транспортная авиация  начала переброску по воздуху основных сил воздушно-десантной дивизии  отдельного парашютно-десантного полка  на аэродромы Кабула и Баграма. До последней минуты десантники не были посвящены в планы высшего  руководства. Для переброски личного  состава потребовалось сорок  семь часов, за которые было совершено 343 рейса. В Кабул и Баграм было доставлено 7 700 десантников и 894 единиц боевой техники.

27 декабря 103-я воздушно-десантная  дивизия взяла под свой контроль  здание ЦК НДПА, министерство  обороны, МВД, министерство связи  и другие важные объекты столицы  Афганистана. Части 108-й мотострелковой  дивизии к утру 28 декабря сосредоточились  северо-восточнее Кабула.

На заседании Политбюро ЦК КПСС 27 декабря были рассмотрены мероприятия  по пропагандистскому обеспечению  ввода советских войск в Афганистан и передачи власти Б. Кармалю. Этим решением правда об афганской войне была надолго  спрятана от советских людей.

Военную операцию по введению советских  войск в Афганистан можно разделить  на два этапа: 1) 27-28 декабря, 2) 29-31 декабря 1979 года. На первом этапе 27 декабря штурмом  был взят дворец Дар-уль-Аман, кабульское радио и другие важные объекты.

Второй этап заключался в том, чтобы, перейдя государственную границу  и совершив марш по маршрутам Термез - Кабул - Газни и Кушка - Герат - Кандагар, охватить кольцом наиболее важные административные центры страны. Выполняя эту задачу, первая мотострелковая дивизия (12 тысяч  человек) двигалась в направлении  Кушка - Кандагар, а другие силы через  Термез, перевал Саланг - на Баграм и  Кабул. Часть советских войск  из Кабула направилась в Гардес.

До 1 января 1980 года было введено 50 тысяч  военнослужащих, в том числе две  воздушно-десантные и две мотострелковые дивизии. В январе 1980 года в Афганистан вошли еще две мотострелковые дивизии, и общая численность  советских войск достигла 80 тысяч  человек. В течение первой половины 1980 года советский военный контингент продолжал усиливаться, особенно за счет четырех полков боевой авиации, трех вертолетных и различных  отдельных бригад и полков.

Начиная с зимы 1980/81 года оппозиция  усилила диверсионно-террористическую деятельность. Вместо крупных формирований по 500-1000 человек начали действовать  небольшие отряды по 30-40 человек  и даже более мелкие группы, состоящие  из 2-3 террористов. Объектами диверсий стали промышленные предприятия, транспорт, ирригационные и энергетические сооружения. В ходе этих действий оппозиции  заметные потери стал нести советский  военный контингент, который прежде всего и использовался для  выполнения задач по охране государственных  и других объектов ДРА.

Если в 1979 году потери личного состава  составили 86 человек, то в 1980-м - 1484, в 1981 году - 1298, в 1982 году - 1948, в 1983 году - 1446, в 1984 году - 2343, в 1985 году - 1868, в 1986 году - 1333, в 1987 году - 1215, в 1988 году - 759, в 1989 году - 53 человека.

Почти сразу же после введения советских  войск начали предприниматься попытки  политического решения "афганской  проблемы". Однако только в 1986 году руководство  ДРА выдвинуло программу политики национального примирения. На этот новый курс прямое влияние оказала  начавшаяся в СССР перестройка и  новое политическое мышление советского руководства во главе с М.С. Горбачевым в области внешней политики. Политика национального примирения включала в себя: переговоры с вооруженной  оппозицией; создание условий для  возвращения на родину всех беженцев; политическую и военную амнистию всем афганцам, прекратившим борьбу против существующего правительства, и  даже формирование коалиционного правительства. В результате этой новой политики к руководству НДПА пришли новые  силы, а генеральным секретарем ЦК с мая 1986 года стал М. Наджибулла. 30 ноября 1987 года в соответствии с новой конституцией Афганистана на собрании представителей всех слоев населения Наджибулла был избран президентом страны.

После этого правительство ДРА  разрешило беспрепятственное возвращение  на родину всем беженцам, гарантировало  права и свободы всем гражданам  ДРА, прекратившим вооруженную борьбу, а к октябрю 1989 года подписало  соглашения о прекращении боевых действий с 2/3 всех полевых командиров афганской оппозиции.

В конце 1988 - начале 1989 года были проведены  встречи между представителями  СССР и афганской оппозицией, а  также с представителями пакистанского, иранского руководства и бывшим королем Афганистана М. Захир  Шахом о прекращении войны, восстановлении мира в стране и формировании коалиционного  правительства. В рамках этих переговоров  СССР подтвердил, что выполнит полностью  взятые на себя в Женеве 14 апреля 1988 года обязательства по политическому  урегулированию положения вокруг Афганистана. К 15 февраля 1989 года был завершен вывод  советских войск из Афганистана, за которым осуществлялся контроль наблюдателями ООН.

 

4. «Перестройка». Новая Россия.

 

К середине 80-х годов Советский  Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического  кризисов.

Падение темпов социально-экономического роста, снижение эффективности общественного  производства, игнорирование нарастающих  проблем было чревато серьезными социальными потрясениями. Самые  тяжелые последствия имело втягивание СССР в разорительную гонку вооружений. Военное противоборство на международной  арене привело к опасности  возникновения термоядерной войны. Стала остро ощущаться необходимость  радикального пересмотра международных  отношений, обновления всех сфер жизни  советского общества. Однако в условиях сложившейся в СССР политической системы это стало возможным  лишь после прихода на высшие партийные  и государственные должности  реалистически мыслящих политиков, способных отказаться от стереотипов  прошлого и догм идеологии.

В марте 1985 г., после смерти К.У. Черненко, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Выход из сложного социально-политического положения новое руководство видело в преодолении снижения темпов экономического роста, отставания страны в научно-техническом прогрессе.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития страны и достижение нового качественного состояния советского общества».

Однако, как показали последующие  события, действительную картину кризиса  советского общества не представляли даже высшие руководители Коммунистической партии и Советского государства. XXVII съезд КПСС, состоявшийся весной 1986 г., дал в целом положительную оценку перспектив развития страны, принял новую редакцию Программы КПСС. На XIX Всесоюзной партконференции (июнь-июль 1986 г.) был сделан вывод – механизм управления государством должен быть радикально демократизирован. Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР (2250 человек), две трети которых должны были избираться населением, а одну треть представлять общественные организации.

Съезд должен был принимать важнейшие  решения. Он формировал Верховный Совет, который должен был работать на постоянной основе. По сути дела, решения XIX партконференции  открыли дорогу политическому радикализму.

12-я внеочередная сессия Верховного  Совета СССР в декабре 1988 г. приняла Закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основному Закону) СССР». Изменения касались избирательной системы, были введены принцип альтернативности при выборах народных депутатов, институт Съездов Советов, который существовал еще в первые годы советской власти.

В период перестройки произошли  большие перемены в культурной жизни  страны. Впервые перед деятелями  культуры открылась полная свобода  творчества, при которой талантливые  деятели культуры создают прекрасные произведения искусства. В 1986 г. на экраны страны вышел фильм Т. Абуладзе «Покаяние», увидел свет роман А. Рыбакова «Дети Арбата», которые явились важным моментом в переломе сознания людей. В 1987–1989 г. в газетах и журналах печатаются материалы, способствующие продвижению реформ. На телевидении появляются публицистические программы «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд».

Обострение политической борьбы в  стране привело к расколу в  среде деятелей искусства и литературы. Большая часть культурной общественности поддержала М.С. Горбачева, а затем Б.Н. Ельцина. Другая часть интеллигенции выступила на стороне оппозиции, она критиковала перестройку.

Перестройка знаменовалась снятием  запретов на все виды и жанры искусства, прекращением тотального контроля, выходом  на экраны запрещенных фильмов и  публикацией ранее запрещенных  произведений.

Из-за резкого сокращения государственного финансирования оказалась подорванной  материальная база культуры. Уже в 1989-1990 г. наблюдается сокращение числа новых фильмов, книг, место которых на свободно формируемом рынке заняла зарубежная продукция не самого лучшего качества. Рынок заставил всех зарабатывать деньги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. У западных покупателей имеют успех произведения авангардной и реалистической живописи. Признание у зарубежных зрителей и кинокритиков получили фильмы кинорежиссера Н.С. Михалкова «Урга» и «Утомленные солнцем».

Из-за финансовых трудностей в сложном  положении оказалась наука. Были свернуты многие фундаментальные и  прикладные исследования, закрылись  десятки отраслевых НИИ, десятки  тысяч ученых вынуждены были уехать за рубеж, заняться бизнесом. Многие остались без работы или оказались на грани  нищенского существования. Созданный  в предыдущие годы потенциал науки  был в значительной степени подорван.

Отдельным научным коллективам, благодаря  грамотному управлению, удалось все  же включиться в рынок. Это сохраняет  надежду на возрождение научного потенциала страны.

25 мая 1989 г. открылся 1-й Съезд народных депутатов СССР, выборы делегатов которого происходили на альтернативной основе. Съезд транслировался по телевидению и вызвал повышенный интерес в стране: впервые были открыто показаны политические споры. Председателем Президиума Верховного Совета был избран М. Горбачев, его заместителем стал А. Лукьянов. На съезде сформировалась межрегиональная депутатская группа, духовным лидером которой был академик А. Сахаров. На 2-м Съезде народных депутатов А. Сахаров от имени своей группы выдвинул требование отмены статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС (14 декабря академик скоропостижно скончался). Новым лидером межрегиональной группы стал Ельцин. Стремясь удержаться у власти, Горбачев в начале 1990 г. согласился с требованием отмены статьи 6 Конституции, предложил принять новую платформу КПСС, в которой признавались политический плюрализм, смешанная экономика и многопартийность, необходимость введения поста президента. Единственным реальным кандидатом стал М. Горбачев, который и был избран в 1990 г. первым Президентом СССР. Предвыборная кампания подтолкнула к образованию новых партий. В течение 1990 г. образовались Социал-демократическая, Демократическая, Конституционно-демократическая, республиканские и другие партии. Верховный Совет РСФСР возглавил Ельцин, который 12 июня 1991 г. на всеобщих выборах был избран Президентом РСФСР. Таким образом, перестройка выдвинула в разряд актуальных задачу широкой демократизации советского общества.

Вызвав невиданную ранее политизацию  общества, демократизация привела к  радикальным изменениям в политической системе СССР. Происходящие процессы призваны были обеспечить переход к  парламентской республике.

С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период «перестройки» и смены социально-экономической системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы – укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей.

В поисках выхода из кризиса новое  советское руководство большие  надежды возлагало на развитие инициативы и самодеятельности масс, активизацию  «человеческого фактора». Однако действия в этом направлении не отличались последовательностью, были противоречивы. В 1985 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В течение 1985–1986 г. производство алкогольных напитков в стране сократилось вдвое, а госбюджет не досчитался с 1985 по 1988 г. около 67 млрд. рублей. Повсеместно резко выросло самогоноварение. В конце концов, в 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) страны. Термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуск рыночных отношений в экономику.

Курс на перестройку был понят  далеко не всеми и не сразу. Трижды переносился Пленум ЦК КПСС, посвященный  кадровой политике. Он состоялся в  январе 1987 г. и имел важное значение в обеспечении поддержки перестройки на местах.

Принятие в 1987 г. «Закона о государственном предприятии» сочеталось с введением госзаказа, госприемки. Закон о трудовых коллективах предусматривал создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, которые наделялись правом избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Тем самым власти как бы обращались к народу, стремились опереться на него. Однако на практике реализация закона привела к дезорганизации производства, на многих предприятиях деятельность администрации оказалась парализованной. Постепенно зрело понимание действительной глубины социально-политического кризиса и его причин, путей выхода из него. Знаменателен в этом отношении доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева на юбилейном заседании, посвященном 70-летию Октября. Правда, в руководстве партии и страны были разные мнения о положении в стране, разные подходы к решению острых проблем современности. Важным завоеванием перестройки стала гласность, благодаря которой к активной политической жизни приобщились миллионы советских людей.

Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны