Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа
Страна никогда не будет преуспевающей, если не будут решены обоюдно проблемы региональной, экономической, экологической, социальной политики, а также проблемы, связанные с геополитикой. Таким образом, все более осознаваемая российским обществом необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны, ее государственно-административных, политических, экономических, ресурсообеспечивающих, научно-образовательных, социокультурных, жизнеобеспечивающих, целеобразующих, демографических структур на перспективу жизни одного из двух поколений не получила пока адекватной реализации, что не может сказываться на текущей деятельности «ветвей власти», приобретающий все больше хаотический, ситуационный, часто и конъюнктурный характер.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе………..............................................................................................................5
1.1 Геополитические изменения после распада СССР………………………...5
Россия в постсоветском пространстве………………………………….10
Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы национальной безопасности государства……………………………………………………….21
Геополитический потенциал и возможности развития России…………..21
2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…………….25
Заключение………………………………………………………………….……38
Список использованных источников…………………………………………...40
Геополитическое положение
любого государства - это не только
раз и навсегда зафиксированный
результат исторического
В основе геополитического
положения любой страны, как пространственно-
Северная материковая оконечность России (мыс Челюскин) находится на полуострове Таймыр. Крайняя южная точка России находится на гребне Главного Кавказского хребта.
Велика протяженность России с запада на восток (9 тыс. км). Почти вся территория России расположена в восточном полушарии. Лишь часть острова Врангеля и Чукотского полуострова располагается в западном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе в нашей стране велика разница во времени между самым восточным и самым западным участками (страна делится на 10 часовых поясов).
Уникальное географическое расположение России во многом предопределяет ее геополитическое положение.
Россия в отличие от
многих западных «морских» государств
является преимущественно
В результате произошедших на рубеже 90-х годов ХХ века геополитических изменений, Россия стала более северной и континентальной страной, чем бывший Советский Союз. Россия оказалась вытесненной и целого ряда экс-советских территорий (Прибалтика, Закавказье, Средняя Азия, Украина и др.), оттесненной в Приполярье и в глубь Евразийского континента, в регион более суровых климатических и сложных ландшафтных условий (4/5 территории которого еще плохо освоены в экономическом отношении, с менее развитой инфраструктурой, 2/3 которого относятся к зоне рискованного земледелия).
После распада ССР она осталась без многих крупных портов, затруднены условия выхода к Балтийскому, Азовскому, Черному, Каспийскому морям, снижена контролируемость морских пространств Российской Федерации на тихоокеанском побережье и в Арктическом секторе. Так, если царская Россия накануне Первой Мировой войны имела на Балтике 2400 км побережья, а побережье СССР на Балтийском море накануне Второй Мировой войны составляло 2000 км, то сегодня Российской Федерации принадлежит 618 км побережья (138 - Калининградская область, 480 - Ленинградская область).
Трансформация России в северные
и континентальное государство
не лучшим образом сказывается на
ее географическом положении, климате,
почвенных и других природных
условиях, плотности населения, уровне
развития инфраструктуры, возможности
организации промышленного и
сельскохозяйственного
Вместе с тем, Россию, обладающую
самой большой в мире протяженностью
сухопутной территории, было бы ошибочно
относить к типично континентальным
странам. Она имеет выходы своих
берегов к 13 морям и 3 океанам, морскую
границу, значительно превышающую
по линейным показателям сухопутную,
обладает торговым, рыбопромысловым
и военным флотом. Поэтому, являясь
преимущественно
По своим размерам Россия является самым крупным государством в мире (12% земной суши), представляющим единый массив (за исключением Калининградского анклава). Это является безусловным преимуществом с точки зрения хозяйственного освоения, создания единой транспортной сети и единого экономического пространства, а также создает более благоприятные условия для обеспечения надежной обороны государства, сохранения ее территориальной целостности в условиях нестабильной внутриполитической и международной обстановки.
Россия имеет не только
самую большую территорию, но и
занимает лидирующие позиции в мире
по наличию и уровню добычи энергоресурсов.
Россия владеет примерно 13% мировых
прогнозных запасов нефти, 45% - газа,
30 % - угля. В ней осуществляется 11%
мировой добычи нефти, 28% газа, 14% - угля.
Российская Федерация - единственная крупная
держава, которая полностью обеспечена
собственными энергоресурсами. В то
же время, например, Япония зависит
от иностранных энергоресурсов на 82%,
Германия и Франция - на 50-52%, США - на
23%. Разведанный ресурсный
Являясь по своим размерам
самым крупным государством, занимая
выгодное географическое положение
Россия обладает ограниченными транспортно-
Российская Федерация
контролирует единственный наземный путь,
связывающий Евро-
Великий Северный морской путь в 2-3 раза короче морских путей через Суэцкий и Панамский каналы. Но его возможности не задействованы даже на один процент.
Значительно сократились для России и возможности железнодорожного транспорта:
в настоящее время для выхода к территориям европейских государств приходится преодолевать границы Украины, Белоруссии, Молдовы;
значительные отрезки транссибирской магистрали проходят по областям, принадлежащим Казахстану.
Такое же положение сложилось с нефте - и газопроводами, которые, прежде чем соединить Российскую территорию с Западной Европой, пересекают территории Украины и Белоруссии.
Не в лучшем состоянии оказалась единая система космической связи. Важнейшие станции слежения и противоракетной бороны были расположены на Украине, в Казахстане, Латвии, Азербайджане.
Если в самом общем
виде геополитика отражает глубинную
связь географического
В настоящее время центральным направлением во внешне-политических приоритетах России являются страны СНГ, или ближнего зарубежья. Все постсоветское пространство составляет зону ее жизненно важных интересов в области экономики, обороны, национальной безопасности и т.д. Основные угрозы глобального порядка, исходящие из этого пространства, сводятся к следующим: неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химического оружия; территориальные претензии, чреватые перерастанием в конфликты и войны; национализм и религиозный фундаментализм, способные поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические катастрофы; неуправляемые миграционные процессы; наркобизнес; усиление международного терроризма и т.д.
После роспуска СССР, и особенно с начала 1993 года, когда Б.И. Ельцин объявил СНГ зоной жизненных интересов России, еще больше было сказано о важности разработки «особых отношений» Москвы с бывшими республиками СССР. Но сегодняшние отношения с бывшими союзными республиками и странами соцлагеря оставляют желать лучшего, так как они являются ответной реакцией на десятилетия нередко принудительных «братских» отношений, и одновременно отражают стремление за счет обширной помощи от других мировых центров милы, учитывая ослабленность России, перескочить через несколько ступеней социально-экономического развития. Принципиально важным аспектом разработки внешнеполитической стратегии является общая самооценка, а также конкретное восприятие самого себя в отношении потенциальных объектов данной стратегии. Стоит ли каяться или становиться в позу обиженного благодетеля, если Россия не принимает ответственности за объективное зло, причиненное ее историческими предшественниками, то по логике она не может требовать и благодарности за объективно прогрессивные деяния российской монархии и СССР. Иными словами отношения с бывшими союзниками и республиками СССР следует начинать с чистого листа отказываясь от эмоций строить на чисто прагматичной основе. А это предполагает тщательный подсчет объективных, нынешних и перспективных интересов России в отношениях с «ближним» и «средним» зарубежьем и возможностей их реализации, то есть разработку позитивной геополитической программы для стран этих регионов.
Национальное побуждение России в рамках СССР сопровождалось появлением у значительной части российской политической элиты убеждения, что другие союзные республики живут за счет РСФСР и являются тормозом ее развития. Такое впечатление усиливали и знаменитый визит М.С. Горбачева в Литву, где советский руководитель заявил, что республика вывозит на два миллиарда рублей меньше продукции, чем ввозит, то есть субсидируется другими республиками. Последовавшие затем в прессе скрупулезные подсчеты внутрисоюзного товарооборота. Поэтому оптимальным для России признавалась политика дистанцирования от них (может быть, за исключением наиболее развитых и близких по крови и духу народов) и одновременного сближения с якобы более перспективными западными партнерами. Подобный подход, по сути отрицающий существование сколько-нибудь значительных российских интересов в большинстве союзных республик, одно время оказывал заметное воздействие и на российское руководство и явно сказался на составе приглашенных в Беловежскую Пущу. Позднее наши лидеры бросились в другую крайность, заявив о наличии на территории всего бывшего СССР жизненно важных российских интересов, к которым были отнесены налаживание на новой основе хозяйственных и транспортных связей, урегулирование конфликтов и достижение стабильности по периметру Российских границ, оборона внешних рубежей СНГ, гармонизация внешне-политических курсов, создание единого военно-стратегического пространства, предотвращение наращивания военно-политического присутствия третьих стран, недопущение распространения чужих решений, создание единого информационного пространства, защита прав этнических россиян. Но это не жизненно важные интересы, а скорее промежуточные задачи.
Гармонизация всех внешних
политик, создание единого военного
пространства и так далее - зачем?
Очевидной самостоятельной
После 1991 года во внешнеполитическом
ведомстве и окружении
Однако обнаружилось, что новая Россия, это лишь половина прежнего Советского Союза, что Россия вступила в полосу общественного, экономического, морального кризиса. СНГ - не создало надежного взаимодействия механизмов своих частей. Ему не удалось сохранить хотя бы самые необходимые экономические и этнические связи. Отдельные части прежде единой страны находились в состоянии войны: Закавказье, Таджикистан.
Неустойчивыми оказались отношения стран учредителей СНГ - Белоруссии и Украины. Россия оказалась, по существу, единственным государством, способным обеспечить хотя бы некоторый прогресс. Но она могла это сделать лишь в дружественном окружении, не теряя связей с частями бывшего СССР. Показались перспективы создания союзов вдоль границ России, но без ее участия. Вчерашние республики явно желали особых отношений с центрами из дальнего зарубежья.
Расположение России между
Европой и Азией предопределяет
евразийский характер ее государственности.
Уникальность размещения России одновременно
на двух континентах обуславливает
то, что она никогда не была страной
в обычном понимании этого
слова. Россия, благодаря своему размещению
и обстоятельствам