Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа
Страна никогда не будет преуспевающей, если не будут решены обоюдно проблемы региональной, экономической, экологической, социальной политики, а также проблемы, связанные с геополитикой. Таким образом, все более осознаваемая российским обществом необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны, ее государственно-административных, политических, экономических, ресурсообеспечивающих, научно-образовательных, социокультурных, жизнеобеспечивающих, целеобразующих, демографических структур на перспективу жизни одного из двух поколений не получила пока адекватной реализации, что не может сказываться на текущей деятельности «ветвей власти», приобретающий все больше хаотический, ситуационный, часто и конъюнктурный характер.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе………..............................................................................................................5
1.1 Геополитические изменения после распада СССР………………………...5
Россия в постсоветском пространстве………………………………….10
Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы национальной безопасности государства……………………………………………………….21
Геополитический потенциал и возможности развития России…………..21
2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…………….25
Заключение………………………………………………………………….……38
Список использованных источников…………………………………………...40
- структурную перестройку экономической системы.
Внутренние угрозы в России увеличились многократно:
- это несопоставимое с ее промышленным потенциалом падение промышленного производства;
- резкое социальное разделение, миграционная неустойчивость;
- финансовая нестабильность, переход экономики в разряд колониально-сырьевой;
- снижение эффективности АПК - продовольственная зависимость о других стран. В среднем за 1991-1995 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства сократился по сравнению с предыдущим пятилетием на 25%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60%;
- региональный сепаратизм;
- рост преступности, наркомании.
Национальную безопасность можно рассматривать в качестве системы, порождающей стабильность, в противовес системам, несущим в себе нестабильность.
Источники нестабильности можно разделить на внешние и внутренние.
Среди внутренних факторов обеспечения национальной безопасности следует выделить:
- экономические;
- политические;
- национальные;
- экологические;
- информационные.
Модель безопасности должна строиться от защиты к защите изнутри. Внутренняя национальная безопасность предполагает:
- стабильность;
- экономическое преуспевание;
- оптимальное существование;
- моральное здоровье общества.
Обеспечение национальной безопасности предполагает учет возможных сценариев развития ситуации в России и противодействия следующим угрозам:
1. Угроза распада общества (расслоение по экономическим, политическим, религиозным характеристикам). Распад общественных связей (создание агрессивных полюсов).
2. Сценарий внутренней угрозы - уничтожения интеллекта общества, биологического вымирания.
3. Угрозы этнических факторов.
4. Угрозы усиленной регионализации. Слабость центральной власти, экономический коллапс вызывает попытку сохранить управляемость в отдельном регионе. Вариант ограниченной стабильности на семейном, региональном уровне.
В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам, особенно исполнительной власти.
Геополитическая ситуация в мире в начале XXI века бурно изменяется и характеризуется постоянными столкновениями политических, экономических и военных интересов стран и коалиций государств. В этой обстановке многих волнует вопрос: «Существует ли непосредственная угроза безопасности России, откуда она исходит, каков ее характер, каковы должны быть меры защиты?».
Выдвигают России свои территориальные претензии и Балтийские государства. Эстония претендует на Кингисеннский район Ленинградской области, а также требует изменения границ согласно Тартускому договору 1920 года, по которому Изборск и Печоры были признаны эстонской территорией. Латвия заявляет свои права на район Псковской области. Несмотря НАТО, что дискриминация русскоязычного населения (в Латвии его 48%, в Эстонии - 40%) возведена в ранг официальной политики с цензами оседлости, ограничениями в прописке и предоставлении гражданства. Эстония и Латвия предлагают свое гражданство русскому населению ряда районов Псковской области. И некоторые из псковичей охотно идут на это, стремясь освободиться от службы в Российской Армии.
Характерно, что на новых картах, выпущенных в Латвийской республике, Пыталовский район Псковской области фигурирует как составная часть Латвии.
На западе источниками
напряженности могут стать, во-первых,
выдвигаемые в Литве, Польше и
ФРГ требования демилитаризировать
Калининградскую область. Одним
из вариантов возможного развития ситуации
в регионе является установление
контроля над Калининградской областью
со стороны международных
Во-вторых, дальнейшее продвижение блока НАТО на восток. На состоявшейся в Праге в ноябре 2002 года саммит НАТО получили приглашения очередные семь стран - Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, которые стали членами альянса летом 2004 года. Руководство блока в свою очередь, не дожидаясь свершения этого факта, оказывает им всестороннюю военную помощь и формирует новые группировки. Так, например, начато объединение балтийских ВМС, в состав которых должны войти корабли Германии, Дании, Польши, Латвии, Литвы и Эстонии.
В-третьих, территориальные
притязания Литвы на отдельные районы,
в частности, на Куршскую косу, местность
в районе озера Выштитие, могут
встретить поддержку среди
В-четвертых, неблагоприятное для России положение на этом стратегическом направлении усугубляется активным вовлечением стран Восточной Европы и Балтии в сферу военного влияния НАТО через программу «Партнерство во имя мира».
На юго-западе беспокоит,
прежде всего, усиление сепаратизма
и исламского экстремизма. Наличие
постоянно тлеющих и готовых
в любой момент разгореться вновь
очагов конфликтных ситуаций в Чеченской
Республике, между Грузией и Абхазией,
Арменией и Азербайджаном, возрастание
происламских настроений в Закавказье
и среднеазиатских республиках
СНГ создают опасные
Конфликтная ситуация, чреватая серьезными осложнениями, складывается также вокруг нефтегазодобычи на континентальном шельфе Каспийского моря и транспортировки добытого сырья.
На юге характерной
чертой обстановки является стремление
ослабить позиции России в регионе
на фоне доминирования тенденции
обострения межгосударственных и внутригосударственных
противоречий этнического, религиозного
и межкланового характера. Это проявляется
в поддержке извне
На востоке национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии, Китая и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.
Серьезную опасность таит в себе развитие отношений между корейскими государствами. Военный конфликт между Северной и Южной Кореей может привести к столкновению интересов США, Китая и России.
Огромная часть российской
границы от Казахстана до Японского
моря разделяет и соединяет нас
с самой могущественной в геополитическом
и военном отношении страной
Азиатско-Тихоокеанского региона - Китаем.
Поэтому отдельно необходимо проанализировать
позицию Китая, который продолжает
укреплять свою роль в мире, регионе
и наращивать военно-экономический
потенциал. Бурное развитие этого региона
требует от России осознания своих
геополитических интересов. Можно
предположить становление в долгосрочной
перспективе Китая как
Всего же на территории от Урала до Дальнего Востока залегает почти 80% всех разведанных запасов угля, 7,1 млрд. т железных руд, 98,5 млн.т марганцевых руд, а запасы древесины (в том числе наиболее ценных хвойных пород) превышают 40 млрд.м3. Численность же населения от Байкала до Владивостока - всего около двух десятков миллионов, тогда как в Китае - более 1,2 млрд.человек. Заселенность региона - очаговая при рыхлой инфраструктуре. Кроме того, большинство территорий от Казахстана до Владивостока представляют собой зону рискованного земледелия, а в конце ХХ в. они стали настоящими очагами экономического и экологического бедствия.
Необходимо видеть российско-китайские
отношения как равноправное доверительное
партнерство с целью
Вышеперечисленные и другие
события и процессы, которые сегодня
наблюдаются в мировом
Во-первых, в современной
международной обстановке происходят
динамичные, подчас радикальные изменения.
На обломках биполярного мира, основанного
на конфронтации двух сверхдержав, формируются
новые структуры международных
отношений. Создаются реальные материальны
и духовные предпосылки для
Во-вторых, в целом международная обстановка в мире остается сложной. Строительство нового мирового порядка сопровождается обострением борьбы за сферы влияния, источники сырья рынки сбыта, что может привести к возникновению новых очагов напряженности и конфликтов, непосредственно затрагивающих национальные интересы России и влияющих на стабильность в стране.
В-третьих, наиболее реальными
угрозами безопасности России являются:
приближение военной
В-четвертых, Россия не «вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада. В этой ситуации не стоит забывать, что приоритеты использования военной силы для решения спорных проблем остается существенным признаком современной действительности. В США и ряде стран НАТО есть определенные круги политиков и военных, которые делают ставку не на мирный переговорный процесс, а на грубую военную силу, что наглядно продемонстрировано в Югославии весной 1999 года.
В-пятых, в период до 2010 года
основную угрозу для России будут
представлять военные конфликты
в ближнем зарубежье. Здесь возможна
эскалация вооруженных
Таким образом, исходя из сложившейся обстановки и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе.
- Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельны центров современного мира, и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.
- Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.
- Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, спешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.
- Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.
- Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.