Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа
Страна никогда не будет преуспевающей, если не будут решены обоюдно проблемы региональной, экономической, экологической, социальной политики, а также проблемы, связанные с геополитикой. Таким образом, все более осознаваемая российским обществом необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны, ее государственно-административных, политических, экономических, ресурсообеспечивающих, научно-образовательных, социокультурных, жизнеобеспечивающих, целеобразующих, демографических структур на перспективу жизни одного из двух поколений не получила пока адекватной реализации, что не может сказываться на текущей деятельности «ветвей власти», приобретающий все больше хаотический, ситуационный, часто и конъюнктурный характер.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе………..............................................................................................................5
1.1 Геополитические изменения после распада СССР………………………...5
Россия в постсоветском пространстве………………………………….10
Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы национальной безопасности государства……………………………………………………….21
Геополитический потенциал и возможности развития России…………..21
2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…………….25
Заключение………………………………………………………………….……38
Список использованных источников…………………………………………...40
Мировой державой СССР делали не только относительные экономические успехи 60-х годов, развитие ракетной технологии или обладание ядерным оружием. Географическое расположение страны играло в ее возвышении к статусу мировой державы весьма существенную роль. Оценивая не сегодняшнее геополитическое положение России, нельзя не отметить, что после распада Советского Союза геополитическое положение нашей страны, ставшей независимым и суверенным государством, значительно ухудшилось. Геополитическое пространство приобретенное в результате длительной исторической борьбы и ценой больших лишений, частично утрачено.
Нельзя недооценивать
тот факт, что после распада
Советского Союза численность населения
и экономический потенциал
Помимо этого, развал Варшавского
договора, вывод войск с территории
Европы, Монголии, бывших советских
республик, а также распад мощного
оборонного комплекса Советского Союза
(за пределами России на бывших передовых
рубежах оказались самые
Поэтому в геополитическом
отношении нынешнее положение России
характеризуется утратой
Вместе с тем, с учетом
сложившегося геополитического и геостратегического
положения, Российская Федерация не
может рассматриваться в
Каковы же признаки такой геополитической роли Росси:
- масштабы территории, уникальное географическое расположение в Европе и Азии;
- сохранение за собой места постоянного члена Совета Безопасности ООН;
- ракетно-ядерный потенциал России - единственный в мире, способный нанести поражение Америке как сверхдержаве;
- не утеряно (хотя и значительно уменьшено) влияние России на других игроков в мировой политике (геополитическое пространство России сужено до такой степени, чтобы с ним перестали считаться, оно по-прежнему остается одним из ключевых на политической карте мира);
Россия постепенно осознает себя, освобождается от иллюзий, адаптируется к современным реалиям, набирается опыта и прагматизма, осознает свои национальные интересы в новых геополитических реалиях;
Россия - уникальная цивилизация, условно синтезировавшая многие мировые культурные потоки. Выдержав испытания, окрепнув экономически и технологически, она может стать прообразом будущего развития человечества.
В этой связи, констатируя, что
геополитическое и
История неоднократно свидетельствовала, что от хода развития событий в России зависит положение не только в ней самой, но и в мире в целом.
В свою очередь, кризисные
явления в экономике и
Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы обеспечения национальной безопасности государства
2.1 Геополитический потенциал и возможности развития России
Геополитический потенциал - это совокупность ресурсов устойчивого развития.
Нужны позитивные сдвиги в экономике с ориентировкой на стабильный режим развития и совершенствования все ресурсов государства. К ресурсам государства относятся:
1. Дееспособная подконтрольная обществу вертикаль государственной власти.
Должны быть реализованы политические возможности государства по управлению собственным развитием и обеспечению национальной безопасности.
2. Демографический потенциал.
Несмотря на высокий образовательный уровень, население России сокращается и составляет 148 млн. человек. Учитывая идею межцивилизационного моста, проложенного в обход России опирающегося на проект «великого шелкового пути», связывающего два океана - Тихий и Атлантический, необходимо искать варианты противодействия. Должна быть программа по заселению огромных пространств Сибири и Дальнего Востока.
3. Территория.
Необходимо, чтобы Россия пошла по пути соблюдения национальных интересов: территориальной целостности, защиты конституционного строя и суверенитета. Уязвимое место России - это границы. Протяженность е сухопутных границ имеет электросигнальную систему. Стоимость оборудования пограничной заставы по полному профилю (она охраняет 12…20 км границы) в 1995 г. составляла 10 млрд. рублей, одного километра границы - 3 млрд.рублей. На обустройство границы денег и времени у России нет. Из ее новых границ со странами СНГ 99% практически не охраняется. Состав российских пограничных войск после распада СССР сократился на 1/3, а их боевые возможности - наполовину. Поэтому российское руководство по соглашениям с другими независимыми государствами СНГ (Киргизией, Арменией, Грузией, Таджикистаном) взяло на себя обязательство охранять их границы. Российско-грузинскую границу на ее чеченском участке российские пограничники охраняют, так сказать, находясь на территории Грузии. Уйти с охраняемых границ стран СНГ российским пограничникам нельзя, ибо их открытие создало бы возможность для беспрепятственного проникновения в Россию контрабандных товаров, оружия, наркотиков через Центральную Азию и Закавказье. Уход российских пограничников из Таджикистана создал бы реальную угрозу дестабилизации в Центральной Азии, распространения исламского фундаментализма не только на этот регион, но и сопредельные территории РФ, где проживает значительная часть мусульманского населения России. Наконец, при открытой границе в Россию хлынул бы поток беженцев (только из Центральной Азии не менее 12,5 млн. человек). Принять и обустроить их Россия сейчас не в состоянии хотя в принципе миграция рабочей силы была бы полезна для освоения российских территорий, подъема производительных сил страны, вливания «свежей крови» в российское общество. Россия имеет 3 типа участков границы:
-границы, совпадающие с границами бывшего СССР, оформленные в международно-правовом отношении. Это границы с Норвегией (155 км), Финляндией (1190 км), Польшей (282 км), Монголией (270 км), Китаем (3040 км) и КНДР (15 км);
-границы с государствами СНГ, не оформленные в международно-правовом отношении. Это границы России с Белоруссией (825 км), Украиной (1350 км), Казахстаном (4800 км), Азербайджаном (263 км);
-границы с бывшими республиками СССР, не входившими в СНГ. Это границы с Эстонией (264 км), Латвией (208 км), Литвой (197 км), Грузией (780 км).
4. Ресурсная, энергетическая самодостаточность.
Необходимо поддерживать
стабильный режим развития, совершенствуя
все ресурсы развития. Так, Россия
полностью обеспечена энергоресурсами,
в то время как в СССР существовала
на 23% потребность в иностранных
ресурсах. Япония зависит от иностранного
энергетического сырья на 23%. Энергетические
ресурсы России значительны. Россия
владеет 13% мировых природных запасов
нефти, 42% - газа, 43% - угля. В Росси
осуществляется 11% мировой добычи нефти,
28% - газа, 14% -угля. Основными рынками
сбыта российской нефти являются
Восточная Европа (25% от объема российской
добычи нефти), Великобритания и Ирландия
- 25%, США и Канада - 7%. Ресурсы России
должны быть использованы для выхода
из тяжелой экономической
5. Транспортная инфраструктура.
Россия контролирует единственный наземный путь, связывающий Европу и страны АТР. В силу своего географического положения Россия может сформировать вокруг себя «мощный и динамично развивающийся рынок мировой экономики». Но для использования уникальных географических возможностей России необходимо укреплять ее экономически и демографически.
По оценкам доктора географических наук С.Б.Лаврова: «Демографическая ситуация катастрофически ухудшилась в годы «реформ». За 1993 г. население России уменьшилось на 804 тыс. человек, за первое полугодие 1994 г. - на 453 тыс. человек. Коэффициент смертности достиг в 1994 г. 15,8%, а этот показатель в Псковской и Новгородской областях почти сравнялся с африканским. Б.Хорев категорически отвергает точку зрения некоторых демографов о том, что в спаде рождаемости нет ничего трагического. Ведь период «отрицательного роста населения» ФРГ воспринимается там, как нездоровое явление и сейчас оно преодолено». Необходимо не только демографическое укрепление уникального транспортного коридора через инвестиционное развитие. Также важны территориальные размеры страны и ее положение на геополитических осях, к которым относятся следующие: суша - море, восток - запад, север - юг, центр - периферия.
6. Интеллектуальный и морально-психологический потенциал населения.
Как утверждает Андрей Трейвиш, здесь важны опирающиеся на историю, «укоренившиеся представления о силе и слабости нации, о ее друзьях и врагах, о плюсах и минусах общения с внешним миром».
В современной западной геополитике совокупность таких массовых представлений получила название геополитических кодов страны, ее лидеров и населения; они могут совпадать или не совпадать. «И геополитическое положение, и геополитические коды меняются в ходе истории». Сохранение страны, ее лучших научных сил, интеллектуального ресурса позволит осуществить экономическую и политическую модернизацию России. Постулат геополитики гласит: нельзя землю отделять от ее обитателей.
2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления
Анализ геополитического
потенциала России невозможно осуществить
без учета факторов национальной
безопасности государства. Как важнейшее
условие существования
Проблема национальной безопасности
не решаема в рамках одной страны
и предполагает нахождение ответа на
вызовы и угрозы современного мира.
Таким образом, к потенциалу страны
можно отнести и реагирование
на существующие угрозы, и выработку
долговременной стратегии. Безусловно,
существует не только теоретической
решение проблем безопасности, предполагается
и практический сценарий по нейтрализации
угроз. Национальная безопасность ориентирована
на взаимосвязь внешней и
Внешнеэкономическая стратегия России должна быть ориентирована не на конфронтацию, а на сотрудничество. Должны быть пресечены все попытки военно-силового давления на Федерацию. В настоящее время, кроме пяти официально признанных ядерных держав, в мире насчитывается еще примерно 10 стран, которые находятся на пороге его создания и способны превратиться из потенциальных в реальных обладателей ядерного оружия. Причем это в основном страны с нестабильным военно-политическим климатом, расположенные в непосредственной близости от России. Учитывая потенциальную угрозу безопасности, указом президента РФ от 2 ноября 1993 г. была утверждена российская военная доктрина.
В настоящее время, по существующим
данным, военные бюджеты Германии,
Франции, Великобритании и Китая (не
говоря о США) на национальную оборону
превосходят аналогичные
- силовое сдерживание агрессии (ядерное сдерживание);
- концепцию войны с нулевыми безвозвратными потерями.
Примером может являться уничтожение военного потенциала Ирака;
- информационную войну, то есть комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны с целью принятия нужного решения;