Геополитический потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Страна никогда не будет преуспевающей, если не будут решены обоюдно проблемы региональной, экономической, экологической, социальной политики, а также проблемы, связанные с геополитикой. Таким образом, все более осознаваемая российским обществом необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны, ее государственно-административных, политических, экономических, ресурсообеспечивающих, научно-образовательных, социокультурных, жизнеобеспечивающих, целеобразующих, демографических структур на перспективу жизни одного из двух поколений не получила пока адекватной реализации, что не может сказываться на текущей деятельности «ветвей власти», приобретающий все больше хаотический, ситуационный, часто и конъюнктурный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе………..............................................................................................................5
1.1 Геополитические изменения после распада СССР………………………...5
Россия в постсоветском пространстве………………………………….10
Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы национальной безопасности государства……………………………………………………….21
Геополитический потенциал и возможности развития России…………..21
2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…………….25
Заключение………………………………………………………………….……38
Список использованных источников…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в.docx

— 70.00 Кб (Скачать файл)

На основе учета сложившихся  геополитических реалий просматриваются  следующие особенности, характеризующие  влияние геополитического положения  Российской Федерации на обеспечение  ее безопасности в пограничной сфере.

Особенность первая. Россия имеет самые протяженные в  мире границы и самое большое  пограничное пространство. Общая  протяженность границ России самая  большая в мире и составляет 60 тысяч 932,8 км. При этом морские границы  почти в три раза превышают  сухопутные.

Северные границы страны полностью проходят по водам морей  Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. В пределах Северного  Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш  сектор Арктики. Все острова этого  сектора - российские, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген.

Восточные границы проходят по водам морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Ближайшими морскими соседями нашей страны здесь являются Япония и США.

Морские границы имеются  и на западе России. Воды Балтийского  моря соединяют нашу страну со Швецией, Польшей, Германией и другими  государствами. На юго-западе России морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей.

Морская граница с некоторыми странами так называемого «ближнего  зарубежья» проходит по Каспийскому  морю.

Велика протяженность  и сухопутных границ страны (свыше 20 тыс.км). Число соседей у России - 16. Еще несколько лет назад  страна (РСФСР) граничила лишь с восемью  зарубежными государствами, а остальные  границы были внутренними - около 11 тыс.км (с Украиной, Белоруссией, Казахстаном  и т.д.) в пределах СССР. Они носили условный характер. Теперь же это границы  с иностранными государствами.

На северо-западе у России сухопутные границы с Норвегией  и Финляндией. Официально статус государственных  уже получили границы России с  государствами Балтии (почти 1 тыс.км) - Эстонией, Латвией и Литвой. Вдоль  западной границы России располагаются  Белоруссия и Украина. На юге - Грузия, Азербайджан и Казахстан (самая  протяженная граница - более 7 тыс.км). Далее идет граница с Монголией  и Китаем, а на крайнем юго-востоке (Приморский край) РФ граничит с Корейской  Народно-Демократической Республикой (17 км).

Наряду с самой протяженной  границей, РФ имеет и самое большое  в мире пограничное пространство. Из 89 субъектов РФ 45, или 51% являются приграничными. Они занимают 13077,7 тыс.км, или 76,6% всей территории. В них проживают 63,9 млн.чел., или 43,1% населения России. Причем в результате геополитических  последствий распада СССР 24 субъекта РФ оказались в положении приграничных впервые. Здесь проживают 47,4 млн.чел, или 32,6% населения.

Особенность вторая. Наличие  разрыва между масштабами пограничного пространства России и реальными  возможностями его освоения и  защиты.

Россия занимает 12% всей суши нашей планеты, и поживает на этой огромной территории всего 2,7% населения  земного шара (145 млн. человек). Средняя плотность населения - 8,5 человек на 1 км2 (в европейской части России - 27 человек на 1 км2; азиатской - около 2 человек). Плотность населения постепенно уменьшается к Северу, Югу и Востоку пограничного пространства.

Недостаточная численность  и неравномерная плотность населения, очаговый характер экономических зон, контраст в использовании людских  ресурсов и энергии, низкая эффективность  сельскохозяйственного и промышленного  производств, ограниченные возможности  развертывания войск прикрытия  границы, создания военной и пограничной  инфраструктуры все это создает  непреодолимый разрыв межу масштабами пограничного пространства РФ и реальными  возможностями его освоения и  защиты.

Этот разрыв обуславливает  стратегическую уязвимость военной  и пограничной политики, «растаскивает» их ограниченные ресурсы в пограничном  пространстве. А самое главное, с  учетом современных требований развития систем инфраструктуры, качественно  новой их ролью в экономике, военном  деле, в международном разделении труда - такой разрыв все более  будет сводить на нет относительные (в основном военно-стратегические и ресурсные) преимущества владения большой территорией с разнообразными природными условиями и стратегической глубиной, препятствовать территориально-экономическому и социальному развитию страны. Соответственно усложняются вопросы организации  обороны страны и охраны ее границ по всему периметру пограничного пространства.

Особенность третья. Впервые  за послевоенный период российское пространство оказалось в принципиально новом  геополитическом окружении.

Россия поставлена фактически в условия постоянной готовности к постановке вопроса о пересмотре границ, того вопроса, который исторически  инициировал войны и военные  конфликты. По сути, под вопросом оказалась  исконная геополитическая роль России «как мирового цивилизованного и  силового балансира». Иными словами, на сегодняшний день пограничное  пространство РФ принципиально в новом геополитическом окружении, что ограничивает ее политико-экономические и военно-стратегические возможности по прикрытию своих границ.

 

Заключение.

Россия постепенно осознает себя, освобождается от иллюзий, адаптируется к современным реалиям, набирается опыта и прагматизма, осознает свои национальные интересы в новых геополитических  реалиях.

Национальные интересы страны в пограничном пространстве требуют  первоочередного внимания, четкого  определения и последовательного  проведения, поскольку на государственной  границе чрезвычайно важен баланс интересов сопредельных государств, их взаимодействие, разумный компромисс, а не соперничество, антагонизм, конфликт интересов. Тем более, что на границе  Российской Федерации соприкасаются  между собой около 50 народов и  национальностей 45 приграничных регионов России и 16 сопредельных государств.

Первостепенное значение в современных условиях имеют  территориально-пограничные национальные интересы, интересы упрочения добрососедских отношений на государственной границе  с сопредельными странами, развития взаимовыгодного экономического и  иного сотрудничества в приграничных территориях, интересы обеспечения  пограничной безопасности России.

Защита национальных интересов  на государственной границе и  в пограничном пространстве страны предусматривает осуществление  комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, пограничных, природоохранных, социальных и иных мер государства, войск и органов ФПС России по исключению и возмещению ущерба России.

В настоящее время угрозы безопасности России, исходящие из-за границы, носят преимущественно  невоенный характер (международный  терроризм, наркотрафик, незаконная миграция, расхищение природных ресурсов, контрабанда товаров и грузов) и оказывают все более негативное влияние на внутриполитическую обстановку, экономику, социальную сферу и развитие криминогенной ситуации в стране.

В настоящее время правовое регулирование вопросов национальной безопасности по отдельным видам  безопасности осуществляется на основании  более чем 70 федеральных законов, более 200 указов Президента РФ, около 500 Постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов.

Введенная Указом Президента РФ №7500 от 17.12.97 г. Концепция национальной безопасности РФ, имеет следующие  недостатки:

отсутствуют общие представления  о национальных целях и интересах, задающие «миссию страны» на значительном временном интервале. Отсутствует  и геополитическая модель (место  и роль России в мире), в соответствии с которой строится политика обеспечения  национальной безопасности;

в сфере конституционной  безопасности не существует единого  нормативного перечня органов, обеспечивающих национальную безопасность РФ, не определены и задачи, полномочия и механизмы  взаимодействия;

в зачаточном состоянии находятся  вопросы управления миграционными  потоками и демографическая политика, напрямую затрагивающие не только социально-экономическую  сферу, но и сферу обороны зон (Северный Кавказ, Дальний Восток и  Сибирь);

отсутствуют четкие приоритеты РФ в отношении ключевых регионов мира и разработанных на их основе региональных стратегий в отношении  зон жизненно важных интересов, необходимых  партнеров и военных союзников, взаимодействия с международными организациями  и выполнения международных обязательств РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Абалкин Л. Национальные интересы: теория и практика. - М.: ИМЭМО, 2010. - 332 с.

2. Абдулатинов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог, 2008. - 220 с.

3. Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2007. - №10.

4. Богатуров А. «Стратегия разравнивания» в международных отношениях и внешней политике США // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №2.

5. Виноградская Т. Распад СССР как системный фактор национальных конфликтов // Обозреватель. - 2008. - №7.

.Раджиев К.С. Введение  в геополитику: Учебник для  вузов. - М.: Логос, 2009. - 432 с.

6. Головин Ю. Пограничны интересы России // Вестник границ России. - 2009. - №4.

7.  Дугин А. Основы геополитики. - М.: Арктогея, 2007. - 360 с.

8. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы // Полис. - 2009. - №3.

9. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. - 2008. - №8-9.

10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. - 2008. - №1 (14-20 января).

11. Куклина И. Деформация глобальных структур безопасности и России // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №11.

12. Нартов И.А. Геополитика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 439 с. 

 


Информация о работе Геополитический потенциал России