Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:58, курсовая работа
Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними особое значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и сложным был исторический путь развития правовой материи и духа у разных народов. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивно, а затем все более осознанно, понимать смысл и роль права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как во внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами.
Введение
Глава 1. Международное законодательство о правах человека
Глава 2. Этапы развития правозащитного движения в СССР
Глава 3. Идеология диссидентского движения
Заключение
Литература
- соглашения, направленные
на предотвращение и наказание
преступлений, ведущих к грубым
массовым нарушениям прав
- конвенции, направленные
на защиту групп населения, требующих
особой заботы со стороны
Таким образом, во Всеобщей декларации прав человека были впервые официально обозначены основные права и свободы людей; к тому же наличие этих прав и свобод закрепленными в конституциях и прочих законодательствах стран стало фундаментальным принципом демократических обществ. Этот принцип остается актуальным и в современном международном сообществе и служит основным критерием в определении правомерности/неправомерности действий того или иного государства; именно на нем (в том числе и на манипуляциях над ним) строятся современные международные отношения.
Как было отмечено выше, СССР находился в числе стран, подписавших данную Декларацию, но опубликована она была на русском языке только после падения власти КПСС. Основные ее принципы были заключены в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1999 г. Съездом народных депутатов. Документ начинается следующими словами: «Высшая ценность нашего общества - свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализация его способности к труду и творческого потенциала, активное участие в общественной и государственной жизни. Никакие групповые, партийные или государственные интересы не могут быть поставлены выше интересов человека. Руководствуясь общими принципами демократии, гуманизма, социальной справедливости и исходя из уроков собственной истории, Съезд народных депутатов СССР принимает настоящую Декларацию».8 Столь позднее принятие Всеобщей Декларации прав человека де-факто связано с внутренними особенностями развития страны, ее политического режима и обстановки.
СССР пришел к принятию данного документа не спонтанно; этому способствовало не «сиюминутное осознание такой необходимости», а, наоборот, предшествовала ратификация таких важных документов как Конституция 1936 г. и 1977 г.
Итак, 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом советов СССР была утверждена новая конституция СССР. По своему содержанию, она была значительно шире Конституции 1924 г. В ней появились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Конституция закрепила победу социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов – рабочих крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.9
Фактически, в Сталинской конституции впервые происходит объемное конституционное закрепление прав и обязанностей человека и гражданина. Для этого была выделена специальная Глава Х. Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Также говорится о «равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом» 10В соответствии с положениями граждане СССР имеют право:
- на труд;
- на отдых;
- на материальное обеспечение в старости;
- на образование.11
Также утверждается свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций.12
Как отмечают большинство исследователей, для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно.
Тем не менее, все вышеперечисленные права существовали лишь де-юре, и их непосредственная реализация не происходила. Наряду с отсутствием у правозащитников прямой преемственности с либерально-демократической традицией в русской истории не было и заимствований идей международного движения за права человека — опять-таки по причине плохой о нем осведомленности при зарождении правозащитного движения в СССР.13
Конституция СССР от 5 декабря 1936г. усилила противоречие между формальной и реальной властью. Возвестив о переходе от диктатуры к социалистической демократии, она действительно расширила социальную основу власти, предоставив всем трудящимся избирательные права; значительно демократизировала избирательную систему. Впервые отдельная глава X Основного Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными в своем конституционном статусе. Одновременно конституционное законодательство конца 30—40-х годов последовательно упрочивало тоталитарный характер власти по отношению к личности. В статье 126 содержались указания на передовую роль КПСС. Таким образом, была предпринята попытка официально закрепить принцип однопартийности в стране, что впоследствии нашло свое отражение в Конституции 1977 г. По-прежнему был узаконен режим подавления политических оппонентов; на конституционном уровне этому соответствовал институт «врага народа», использовались лишение гражданства, лишение прав по суду. Для борьбы с внутриклассовым врагом на уровень Конституции выносился институт измены Родине, которая расценивалась как тягчайшее злодеяние.
Власти видели в диссидентском движении и других "неформальных явлениях" лишь одну причину - "происки империалистов". Уже в середине 60-х гг. был сформулирован тезис об "обострении идеологической борьбы". Это было не что иное, как модернизированный вариант печально известного сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. В 30-е гг. это положение использовалось для оправдания массовых политических репрессий. "Обновленный" его вариант в 60-70-е гг. тоже должен был объяснить непривычные для общества явления (диссидентское движение, кризис официальной идеологии и т.п.). Он был удобен не только для оправдания критики, но и для ряда ограничений в духовной жизни. Что касается диссидентов, то каждый из них неизбежно представал как "агент влияния" Запада или просто шпион14.
За 40 лет после принятия предыдущей Конституции во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в новом Основном Законе страны, в результате чего была принята новая Конституция внеочередной седьмой сессией Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.
Главная суть этих изменений такова: во-первых, вместо основ социалистической экономики, заложенных в 30-е годы, СССР к середине 70-х годов уже имел зрелую, технически оснащенную и основанную на безраздельном господстве социалистической собственности систему хозяйства; во-вторых, произошел глубокий процесс сближения всех классов и социальных групп, возросла социальная однородность общества; в-третьих, за минувшие 40 лет значительное развитие получила советская социалистическая демократия; в-четвертых советское общество сделало огромный шаг вперед в области культурного развития.15
В следующей Советской Конституции 1977 года происходит дальнейшее закрепление правового статуса человека и гражданина. В Основном законе СССР 1977 года выделяется глава 7 «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» (Ст.39-69). Согласно конституции, граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.16 При этом в Конституции подчеркивалось, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. То есть, фактически, права личности, всегда рассматривались через призму интересов государства.
Поскольку Конституция была подписана после ратифицирования СССР Международных пактов о правах человека, то в ней находят отражение общепризнанные международные принципы прав и свобод человека и гражданина.
Гражданам СССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством, что создает, в свою очередь, определенные возможности манипуляции правами человека и гражданина.
Опять-таки, в соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.17
Между тем, Конституция провозглашала, что граждане имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Каждый гражданин имел право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Особо отмечалось, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц»18.
Конституция СССР 1977 года, не принесла существенно новых изменений в правовой статус человека и гражданина, закрепленный Конституцией 1936 года. Это во многом было обусловлено сменой руководящего состава. Приходя к власти, лидер стремится укрепить свои позиции, создать такой порядок, который бы удовлетворял потребностям меняющейся обстановки в стране, или, по крайней мере, создавал видимость такового. Отсюда следует, что основное назначение двух конституций – поддержание авторитета власти. В статье 6 окончательно утверждался принцип однопартийности: «Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Данное утверждение подрывало все основы института прав человека в СССР, поскольку решающая роль оставалась за высшим руководящим органом – партией.
Таким образом, закрепленные на бумаге права на практике не реализовывались. Так, например, повсеместно ущемлялись права верующих, в т.ч. и православной общины, на которую устраивались гонения.
На протяжении веков православие и религия в целом были неотъемлемой частью жизни народа, формирующий его культурную идентичность. Советская власть, с момента своего обоснования, видела в священниках движущую силу свергнутого режима; это часто имело под собой весомые основания: многие представители духовенства не могли отличить чисто церковную позицию от политической поддержки падшего режима.19 Несмотря на то, что Собор 1945 г. обозначил некое возобновление патриаршества, священнослужители были жестко ограничены в своих правах.
Особое внимание следует уделить созданному в 1943 г. Совета по делам РПЦ при СНК. Деятельность органа советскими и российскими историками оценивается неоднозначно: с одной стороны, он расценивался как институт, обслуживающий интересы власти, с другой – шаг к сближению церкви с государством, что, в свою очередь, означало потепление отношений между ними. Однако такое сближение подразумевало и потерю церковью части своей автономии и, как следствие, полной свободы действий. В 1965 г. 8 архиепископов во главе с Гермогеном обратились в Патриархию с письмом с просьбой пересмотреть постановление 1961 г. (которое, в свою очередь, своим принятием вызвало массовые недовольства в церковных кругах). Ответа не последовало, а Гермоген был отослан из епархии в монастырь. В декабре 1965 г. выступили два молодых священника — Николай Эшлиман и Глеб Якунин. Они направили открытые письма патриарху, всем епископам и председателю Президиума Верховного Совета СССР Подгорному. В письме Подгорному они требовали прекращения вмешательства Совета по делам религий и его уполномоченных во внутрицерковную жизнь, апеллируя к закону об отделении церкви от государства и конституционным гарантиям свободы вероисповедания. Впоследствии и Эшлиман, и Якунин были отстранены от священнической службы.
Б.В. Талантов - автор нескольких статей о нарушении прав РПЦ и ее бедственном положении, а также статей на общеполитические темы – составил письмо 12 верующих. В результате деятельности КГБ, принуждавшего отказаться священников отказаться от своей подписи, трое из авторов письма скончались, семинарист Н. Каменских был исключен из семинарии, но выполнил условия КГБ. Более того, Талантов в публичном заявлении подтвердил верность фактов, изложенных в письме 12-ти. В 1969 г. он был арестован, приговорен к трем годам заключения за клевету и умер в тюремной больнице.20
Все вышеперечисленные примеры отражают реальное положение православной церкви. Всевозможные гонения и преследования являются свидетельством нарушения такого значимого права человека, как право на свободу совести и вероисповеданий (ст. 52). Будучи признанным на международном уровне, этот принцип не смог ассимилировать и закорениться в советской действительности.
Информация о работе Возникновение и развитие правозащитных организаций в СССР