Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:58, курсовая работа
Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними особое значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и сложным был исторический путь развития правовой материи и духа у разных народов. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивно, а затем все более осознанно, понимать смысл и роль права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как во внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами.
Введение
Глава 1. Международное законодательство о правах человека
Глава 2. Этапы развития правозащитного движения в СССР
Глава 3. Идеология диссидентского движения
Заключение
Литература
Сложившиеся противоречия между теорией и практикой, гонения, преследования и иные проявления идеологической борьбы привели к активизации народных масс, появлению либеральных идей, а впоследствии и правозащитного движения, которое в силу конкретных исторически сложившихся условий имело свою специфику.
Глава 2. Этапы развития правозащитного движения в СССР
«Это движение называли по-разному: «демократическое», «либеральное», «гражданского сопротивления», пока, наконец, не утвердилось за ним название «движение за права человека», или — «правозащитное движение». Это название наиболее близко к сути: защита прав личности и требования соблюдения законов — основа этого движения и его отличительный признак»21.
Правозащитное движение в СССР, следуя принципу ненасилия, носило исключительно либеральный характер, и по большей части являлось не политическим, а нравственным явлением. Его необходимость осознавалась обществом под влиянием ряда факторов.
Период после Октября 1917 года характеризовался в СССР форсированным перерождением революционной диктатуры в тоталитарный режим. Репрессии конца 1930-начала 1950-х годов, казалось, «выкорчевали» не только какие-либо оппозиционные ростки, но и само инакомыслие. Борьба за лидерство после смерти Сталина, робкие попытки общественного реформирования, разоблачение культа личности, начало реабилитации его жертв вызвали пробуждение духовной жизни и свободомыслия.
Начальной формой протеста явился Самиздат. Люди, имевшие пишущие машинки и интересовавшиеся литературой или происходившими политическими процессами, перепечатывали сами соответствующие материалы и давали их перепечатывать другим. Процесс распространения самиздатовской литературы отражал интерес читателя и общества к тем или иным явлениям общественной жизни, стремление раскрыть действительный порядок вещей. 22 Название самиздат появилось в народе как естественная пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде Госиздат, Политиздат и т. п. Вероятно, первым близкое по смыслу и форме слово «самсебяиздат» употребил поэт Николай Глазков, уже в 1940-е гг. ставивший это слово на изготовленных им раскрашенных и переплетённых машинописных сборниках своих стихов. Ранний Самиздат был представлен стихотворениями Мандельштама, прозой Цветаевой, “Реквиемом” Ахматовой и др. Такой способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР являлся весьма трудоемким в силу недостаточной технической оснащенностью и контролем со стороны советской власти. Единичные случаи передачи рукописей на Запад создали механизм «самиздат — тамиздат — самиздат» Тамиздатом стали называть книги и брошюры, отпечатанные за рубежом и возвращающиеся в таком виде в СССР, и первым постоянным «связным» с Западом был Андрей Амальрик. Через него уходили и возвращались документы правозащитного движения — такие, как записи судебных процессов, а также художественный самиздат и публицистика.
Комплекс новаций середины 1950 — начала 1960-х годов, получивший позднее название «линии XX съезда», породил в обществе сомнения и разочарования, а правящая элита показала свою устойчивую неспособность избавиться от утопических доктрин, рассчитанных на примитивное сознание. Важнейшим результатом реформирования и десталинизации стали изменения в ментальности и общественном сознании на идеологическом, социально-психологическом и нравственном уровнях, что в значительной мере проявилось в образе мыслей и поведении творческой интеллигенции, наиболее активную и деятельною часть которой стали называть «шестидесятниками», «детьми XX съезда».
Предтечей правозащитного движения стали многочисленные подпольные оппозиционные группы и кружки, возникшие еще в 50-е г.г. В послевоенное время в разных городах, независимо друг от друга стали возникать группы совсем молодых людей, которые задумывались о соответствии революционных идеалов реальной жизни в стране. В создании тайных неофициальных организаций была особая романтика, увлекавшая молодежь. Не попав на фронт из-за своего возраста, молодые люди, воспитанные в традициях жертвенности ради будущего, воспользовались случаем проявить свой героизм, бросая вызов режиму. В основном вся их деятельность сводилась к самообразованию, чтению и обсуждению работ Ленина, Маркса, возможностей возвращения к изначальным идеям. Являвшиеся в основном группами классического марксизма и марксизма-ленинизма, эти организации, однако, стояли, несомненно, у истоков линии противостояния режиму КПСС. 23
Число подобных организаций было значительным. Так, например, в Воронеже в 1947-49 гг. существовала Коммунистическая партия молодежи, членами которой были И. Стародубцев, И. Струков, Б. Батуев, В. Рудницкий, В. Радкевич и А. Жигулин. В Москве был организован «Союз борьбы за дело революции» (СДР), состоявший из старшеклассников и студентов. Трое его членов - Е. Гуревич, Б. Слуцкий, В. Фурман - после суда в 1951 г. были расстреляны. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа (ВСХСОН), созданный в феврале 1964 г. выпускниками Ленинградского университета, просуществовал 3 года. КГБ представил ВСХСОН террористической организацией, и впоследствии руководитель ВСХСОН Игорь Огурцов был приговорен к 7 годам тюрьмы, 8 годам лагеря и 5 годам ссылки. Его единомышленники тоже получили длительные сроки заключения. Как правило, большинство подобных организаций и кружков быстро раскрывали, благодаря агентурной сети НКВД-МГБ-КГБ.
Уходить в подполье приходилось и верующим. Наиболее решительные и непримиримые верующие стали переходить в подпольные общины «катакомбной церкви». На верующих других конфессий и религиозных организаций порой оказывалось более суровое давление. У евангельских христиан-баптистов отбирали детей за воспитание их в религиозном духе, разрушали молитвенные дома. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. Их подвергали обыскам и арестам, на них проводились облавы во время богослужения. Так свое развитие получило религиозное диссидентство.
Смерть Сталина, прекращение массовых репрессий, осуждение «культа личности» на XX съезде в 1956 г., освобождение и частичная реабилитация жертв массовых репрессий дали обществу надежду на возможность реформирования строя. Недолгий период правления Н. С. Хрущева с 1954 по 1964 г. вошел в историю СССР под названием «оттепель». Но с середины 60-х гг. начинается возвращение к репрессивным методам подавления инакомыслия. Вышеперечисленный факторы приводят к появлению такого явления как диссидентство.
Диссидентство по сути – это специфическая форма оппозиционного поведения, характерная для коммунистических обществ. Знаком диссидентского поведения был призыв к праву и закону. Призыв к праву, основные положения которого закреплены в конституции, с необходимостью исполнения которых советское правительство соглашалось, ещё раз подписывая международные конвенции, не ограничивался движением за права человека. Так, например, православные диссиденты Глеб Якунин и Игорь Шафаревич анализировали советские законы, касающиеся отделения церкви от государства, которые постоянно нарушались властями и самими православными иерархами24.
Следующим немаловажным признаком диссидентской активности было ненасилие - они имели различные политические, религиозные, философские взгляды, а объединяло их то, что добиваясь осуществления основных прав человека, они полностью отвергали насилие или призывы к насилию как средство осуществления своих целей. Диссиденты относились к террору с негодованием и отвращением25.
Возникновение диссидентства стало следующим шагом на пути к формированию правозащитного движения как такового. Его заслуга состоит в предвосхищении и подготовки открытого общества, создании культуры права и ненасилия, гласности и плюрализма. Они показали, что неприкосновенность личности и благосостояние общества не являются взаимоисключающими, а тесно взаимосвязаны.
Первым громким политическим процессом нового времени стало в 1965-1966 гг. дело писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, которые опубликовали за границей под псевдонимами свои литературные произведения, квалифицированные органами КГБ как «антисоветские». «Я убежден, что сегодня трудно представить себе более дикое, в рамках цивилизованного мира, явление, чем «дело Синявского и Даниэля», - пишет В.Каверин26. Осенью 1965 г. два подпольных писателя были взяты под арест. Следствие установило, что они оба печатались за границей под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак соответственно. Вскоре после ареста А. Есенин - Вольпин публикует «Гражданское обращение» с призывом к гражданам СССР выйти 5 декабря (День Советской Конституции) 1965 года на Пушкинскую площадь в Москве в защиту арестованных писателей. Таким образом, недовольство масс по поводу их ареста вылилось в демонстрацию 200 человек, вышедших на Пушкинскую площадь с лозунгом «Уважайте Конституцию!», обнажив тем самым ее несостоятельность. Данный лозунг так же заложил основной принцип диссидентов – аппелирование к законам27. а площадь вышло около 200 человек. Через несколько минут митинг был разогнан сотрудниками КГБ, примерно 20 человек задержано, студенты, участвовавшие в митинге, были отчислены из вузов. Через несколько месяцев, в сентябре 1966 года специально для таких случаев в УК был внесена статья 190-3: «организация или активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, или сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, или повлекших нарушение работы транспорта, государственных общественных учреждений или предприятий." Кроме демонстрантов, под новую статью подпадали участники забастовок. В силу важной роли данного события 5 декабря 1965 г. считается днем рождения советского диссидентского движения. Формируется новый тип социального поведения, одной из главных черт которого было игнорирование негласных запретов власти, не имевших никакого законного основания.
Судебный процесс над «отщепенцами» начался 10 февраля 1966 г. Синявского и Даниэля привлекли к суду по статье 70 УК – за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение антисоветской литературы. В итоге, А. Синявский был осужден на 7 лет лагерей, Ю. Даниэль - на 5. В декабре 1965 г. жена Даниэля Лариса Богораз написала письмо генеральному прокурору — протест против ареста за художественное творчество и незаконных приемов следствия. За прошедшие с тех пор годы таких писем написано несчетное число, но в 1965 г. такой тон и аргументы были новаторскими. Таким образом, наряду с Самиздатом и демонстрациями формируется еще одна форма выражения протеста.
События начали принимать характер
если не нарастающей цепной реакции, то
довольно стабильного процесса по формуле
"действие-противодействие-
Окончательно надежды на либерализацию режима рухнули в 1968 г., когда на территорию Чехословакии, провозгласившей курс на демократические и экономические реформы, были введены советские войска. Репрессии, начавшиеся той же весной и советское вторжение в Чехословакию ясно показали не только опасность, но и бесперспективность открытых обращений с гражданскими требованиями. Стало очевидно, что советский строй не превратился в авторитарный, он остался тоталитарным, и противостояние ему не принесет быстрого успеха. Вследствие этого многие диссиденты отказались от противоборства нарушению прав человека. Власти СССР постоянно преследовали диссидентов: увольняли с работы, арестовывали, ссылали, выдворяли из страны. Для уголовного преследования диссидентов до 1960 использовался пункт 10 статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР 1926 и аналогичных статей уголовных кодексов других союзных республик («контрреволюционная агитация»), предусматривавшая лишение свободы. С 1966 также была введена статья 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», предусматривавшая лишение свободы на срок до 3 лет. По всем этим статьям с 1956 по 1987 в СССР было осуждено 8 145 человек.
Диссидентов объявляли также общественно опасными душевнобольными. Под этим предлогом к диссидентам применяли меры принудительного лечения. Например, стоило большого труда доказать дееспособность Петра Григоренко. Осенью 1963 г., находясь в отпуске в Москве, организовал подпольный «Союз борьбы за возрождение ленинизма» (в него вошли сыновья П. Григоренко и несколько их друзей – студентов и офицеров). Он подготовил семь листовок, которые были распространены в Москве, Владимире, Калуге, в войсках Ленинградского и Среднеазиатского округов. Их темами были бюрократическое перерождение советского государства, его карательная политика по отношению к рабочим, причины продовольственного кризиса в стране. В 1964 г. Григоренко был заключен в психиатрическую больницу. Находясь в Ленинградской спецпсихбольнице, он познакомился с Буковским, который впоследствии ввел его в круг диссидентов. Впоследствии он стал одним из основателей Московской Хельсинской группы.30
Таким образом, из диссидентства выделяется группа наиболее деятельных и решительных людей, оставшаяся на позициях открытого противостояния. Свойственная им гражданственность, общность нравственных понятий и общее изгойство сплотили их. Это содружество на первых порах и составило правозащитное движение, а впоследствии, при его расширении, оказалось его ядром.
1968 г. был объявлен ООН
Годом прав человека. Параллельно,
в СССР начинает издаваться
информационный бюллетень «
Информация о работе Возникновение и развитие правозащитных организаций в СССР