Гражданско-правовая характеристика договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 04:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы, состоит в исследовании гражданско-правового регулирования договора банковского кредитования производственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Задачи исследования:
рассмотреть основные направления в развитии агропромышленного кредитования;
оценить современное состояние кредитно-финансовой системы и ее влияние, на производственное функционирование крестьянского (фермерского) хозяйства;
изучить перспективные пути развития крестьянского (фермерского) хозяйства, за счет кредитно-финансовой поддержки государства;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Становление и развитие гражданско-правового регулирования кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства…....7
1.1. История развития российского государственного агропромышленного кредитования………………………………………………...7
1.2. Современное состояние кредитно-финансовой системы и ее влияние на производственное функционирование крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………13
1.3. Государственная поддержка крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере кредитования………………………………………………………………...22

Глава II. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………………………...29
2.1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………29
2.2. Порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства…………35
2.3. Основные направления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………42

Глава III. Гражданско-правовая характеристика договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства……………………..48
3.1. Понятие и сущность договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………………………..….48
3.2. Содержание и исполнение договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………….…..56
3.3. Ответственность сторон за нарушение условий договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства……………………..…...64

Заключение……………………………………………………………….…72

Список использованных источников и литературы…………………..77

Вложенные файлы: 1 файл

НА ПЕЧАТЬ КУРСОВАЯ.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

В рамках осуществления экономической  функции Российская Федерация осуществляет косвенное регулирование, которое, прежде всего, включает в себя нормативно-правовую регламентацию экономических отношений, установление единых правил рынка. Для этого государство активно проводит антимонопольную политику, осуществляет меры по поддержке предпринимательства, особенного малого. Особое значения придается поддержке отечественного производителя в создании товаров, конкурентоспособных  на внутреннем и внешнем рынке23.

Крестьянское (фермерское) хозяйство  вносит значительный вклад в производство продовольственной продукции страны. Фермерство представляет собой перспективную, наиболее развивающуюся часть многоукладного агропромышленного комплекса, основную движущую силу возрождения аграрной России.

Государственная аграрная политика России основывается на четкой и последовательной системе  взаимосвязанных мероприятий применительно  ко всем категориям хозяйствующих субъектов. Суть этой политики сводится к тому, чтобы понять конкурентоспособность отечественной агропромышленной продукции, обеспечит сохранение и воспроизводство земельных и природных ресурсов, добиться устойчивого развития сельских территорий.

Повышение эффективности  государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств является одним  из важных условий поступательного  развития агропромышленного комплекса, наращивания производства сельхозпродукции, укрепления продовольственной безопасности страны, повышения уровня занятости и доходов сельского населения, а также решения других социальных проблем сельских территорий.

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА 

 

2.1. Понятие  и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства

 

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со Столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, что  каждому крестьянину царским  Указом от 9 ноября 1906 года было разрешено  выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином.

Аграрная реформа  дала некоторый толчок развитию капиталистических  отношений в российских деревнях, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла  ввиду примитивности агропромышленного производства24. Произошедшие позже революционные события привели к тому, что зародившийся слой фермерских хозяйств в России был полностью уничтожен, да и о передаче земли в собственность крестьян пришлось забыть на многие годы. После провозглашения в 1990-1992 году аграрной и земельной реформы начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которой были направлены действия реформаторов.

Начало преобразованиям  сельского хозяйства положило принятие в 1990 году II Съездом народных депутатов РСФСР Постановления «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса»25, Закона «О социальном развитии села»26, принятие в 1990-1991 годах Верховным Советом РСФСР Земельного Кодекса РСФСР27, Законов «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»28, «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О плате за землю», а также вступление в силу Постановлений Совета Министров РСФСР от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Этими нормативно-правовыми актами были определены три важнейших направления преобразований в аграрном секторе: организационно-экономическое, социальное и правовое.

В 1991 году были сделаны первые практические шаги в  формировании многоукладной аграрной экономики. Одним из таких укладов  стало фермерство–малая форма агропромышленного бизнеса на семейной основе.

Таким образом, формирование крестьянских (фермерских) хозяйств активно происходило на первом этапе рыночных преобразований (1990-1996 годы). В 1997-1998 годах отмечалась стабилизация численности крестьянских (фермерских) хозяйств. 12 февраля 1999 года Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев издал Указ «О создании сети базовых крестьянских (фермерских) хозяйств в Республики Саха (Якутия)»29, нацеленный на распространение накопленного производственного опыта передовыми крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в целом по всей Республике.

 На современном этапе в целом по Российской Федерации, по состоянию на 2011 год насчитывается более 200 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. В Республике Саха (Якутия) сельскохозяйственным производством по состоянию на 1 января 2012 года занимаются 374 сельскохозяйственных организации и 299 родовых общин, свыше 4,427 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Исторические, геополитические и экономические условия функционирования российского аграрного сектора России таковы, что фермерский уклад не может быть доминирующим, как в западных странах. Однако в России семейные фермерские хозяйства могут стать при определенных условиях значимой составляющей многоукладной аграрной экономики30.

 Понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство» раскрывается в статье 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» - крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В данном определении  крестьянского (фермерского) хозяйства  указан ряд признаков, позволяющих  в общем виде определить правосубъектность  крестьянского (фермерского) хозяйства.

Во-первых, это  наличие родственных связей между гражданами – членами крестьянского (фермерского) хозяйства. Родство – это связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка, а также основанная на брачных семейных отношениях. Закон допускает наличие и иных непосредственных связей обозначая их как «свойство». Свойство – это возникающее в результате брака отношение между супругом и родственниками другого супруга или между родственниками обоих супругов.

Во-вторых, режим  имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности. Это положение появилось в законодательстве задолго до указанного закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве – в Гражданском кодексе Российской Федерации, а именно в части 1 статьи 25731. Однако соглашением между членами фермерского хозяйства может быть установлена и долевая собственность на имущество фермерского хозяйства. В этом случае члены фермерского хозяйства определяют размеры таких долей.

Правовой режим  имущества крестьянского (фермерского) хозяйства выражен в законодательном  закреплении правомочий по владению, пользованию, и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенностью правового режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств, является различный субъектный состав в имущественных и земельных правоотношениях.

В состав имущества  фермерского хозяйства могут  входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (глава 3 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), при этом плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Члены фермерского  хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом, а распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства  главой такого хозяйства. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом определяется соглашением, заключенным между всеми членами фермерского хозяйства.

При выходе из фермерского  хозяйства одного из членов земельный  участок и средства производства фермерского хозяйства разделу  не подлежат, но гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты такой компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства, либо в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе. После выхода из фермерского хозяйства, гражданин в течение двух лет несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента его выхода.

В-третьих, характер деятельности членов крестьянского (фермерского) хозяйства – аграрное производство (производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции), осуществляемой ими совместно и при личном участии. Стоит отметить, что речь идет о так называемом товарном производстве, в результате которого произведенная продукция идет в основном на реализацию с целью получения дохода (прибыли).

В-четвертых, крестьянское (фермерское) хозяйство является предпринимательской  деятельностью, осуществляемой без  образования юридического лица. Так, согласно статье 23 Гражданского кодекса  Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства не всегда присутствовали в определении его понятия. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» иначе определял его правовой статус. Основное отличие заключалось в наделении фермерского хозяйства статусом юридического лица, что создавало большие сложности в применении норм закона в земельных, гражданских и налоговых правоотношениях.

На протяжении тысячелетий сельское хозяйство  являлось основой жизни общества. Формирование сельского хозяйства, как отдельной отрасли жизнедеятельности человека, сопровождалось зарождением и становлением его организационно-производственной формы, сложившейся в эпоху социализма и, по сути, не изменившихся до наших дней. Одной из таких форм, является крестьянское хозяйство, которое своей экономической и социальной устойчивостью доказало право на существование. Как, производственная и общественная ячейка, крестьянское хозяйство претерпело значительные изменения и усовершенствование, неизбежно вызываемые развитием общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Порядок  создания крестьянского (фермерского) хозяйства

 

В Федеральном  законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 года по сравнению с действовавшем  ранее Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» существенно  изменился подход к вопросам права  на создание такого хозяйства.

Во-первых, данное право предоставляется не только гражданам Российской Федерации, как  прежде, но и иностранным гражданам  и лицам без гражданства. Иностранцы и лица без гражданства имеют  право заниматься на территории России предпринимательской деятельностью, в том числе создавать фермерские хозяйства. Ограничения в отношении их могут быть связанны только с получением в собственность участков из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку это запрещено Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»32. Однако указанные лица могут использовать для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельные участки на основании договора аренды.

Во-вторых, для  лиц, желающих создать фермерское хозяйство, не ставятся какие-либо условия, связанные с опытом работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственной квалификацией или прохождением специальной подготовки. И это вполне справедливо, поскольку граждане занимаются предпринимательской деятельностью, в том числе в области сельского хозяйства, на свой страх и риск, и сами должны рассчитывать свои возможности, начиная новое дело.

В-третьих, прежде всего создание крестьянского (фермерского) хозяйства непосредственно связывалось  с получением земельного участка, поэтому  в ранее действовавшем Законе устанавливалось право выбора претендентов на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе местными органами власти, в ведении которых находится земельный участок. В настоящее время эти два процесса – создание фермерского хозяйства и предоставления земельного участка для его ведения в законодательстве разделены. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется путем их регистрации, и только органы государственной регистрации контролируют соответствие законодательству предоставленных для создания хозяйства документов, основания для отказа в регистрации строго ограничены.

Порядок же предоставления земельных участков регулируется Земельным  кодексом Российской Федерации33 и нормами главы 4 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также законодательством субъектов Российской Федерации. Граждане, решившие создать фермерское хозяйство, могут обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, как до регистрации хозяйства, так и после. Зачастую к моменту создания фермерского хозяйства они уже имеют необходимые участки, например, полученные в результате выдела принадлежавшей им земельной доли.

Информация о работе Гражданско-правовая характеристика договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства