Гражданство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

На основании вышеприведённых аргументов, руководствуясь темой курсовой работы, возможно, определить цель исследования - это изучение и анализ основных конституционных условий возникновения и сущностного содержания обязанностей человека и гражданина РФ, проведение полновесного анализа и классификации обязанностей гражданина и человека.
Исходя из обозначенной цели, ставятся следующие задачи курсовой работы:

 раскрытие системных связей и места института гражданства в комплексе конституционно-правовых прав личности путём определения важности отношений гражданства для человека и характера взаимосвязи между лицом и государством;

 анализ норм конституционного права, регулирующих общественные отношения, непосредственно связанные с институтом гражданства РФ: конституционно-правовой статус лиц без гражданства;

 поиск путей решения проблемы определения сущности единого гражданства и изучение этой категории, как сложившейся системы отношений, а также в свете принятого закона о гражданстве;

 проанализировать вопрос, касающийся гражданства детей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….1-3

Глава 1. Общее положение по гражданству …………………………………………………...4

1.1. Общее понятие гражданства……………………………………………………..4-9

1.2. Принципы гражданства в Российской Федерации…………………………...10-14

1.3. Основания и порядок приобретения гражданства в Российской Федерации………...................................................................................................................15-22

1.4. Прекращение гражданства в Российской Федерации………………………..23-25

Глава 2.Конституционно – правовое регулирование гражданства детей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………26

2.1. Приобретение гражданства детей…………………………………………......26-27

2.2. Гражданства детей при усыновлении…………………………………………….28

2.3. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство………………………………………………………………….....29

Заключение………..…………………………………………………………..…….…………..30

Список использованной литературы……………..…………………………..……………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданство .doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение ……………………………………………………………………………………….1-3

Глава 1. Общее положение по гражданству …………………………………………………...4

    1.1. Общее понятие  гражданства……………………………………………………..4-9

            1.2. Принципы гражданства в Российской Федерации…………………………...10-14

            1.3. Основания и порядок приобретения гражданства в Российской         Федерации………...................................................................................................................15-22

            1.4. Прекращение гражданства в Российской Федерации………………………..23-25

Глава 2.Конституционно – правовое регулирование гражданства детей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………26

    2.1. Приобретение  гражданства детей…………………………………………......26-27

    2.2. Гражданства  детей при усыновлении…………………………………………….28

    2.3. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство………………………………………………………………….....29

Заключение………..…………………………………………………………..…….…………..30

Список использованной литературы……………..…………………………..……………….31

 

    Введение

     В современный период всё большее  значение приобретает проблема взаимоотношений  между государством и личностью: к их числу относятся и вопросы  гражданства. С разрушением СССР значительная часть советских граждан  напрямую столкнулась с проблемой своей правовой связи с государством. Несомненно, об этом свидетельствуют изменения, произошедшие в правовом регулировании вопросов гражданства, и, в особенности - законодательное закрепление института двойного гражданства. 
            Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся  в  совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объём его прав, свобод, обязанностей. Гражданство - это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность, как для человека, так и для государства.  
             Гражданство достаточно сложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом. Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой из названных категорий по отдельности. Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей. Юридически данная взаимосвязь человека и государства оформляется гражданством или подданством. Обладание гражданством для человека служит гарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства, обеспечение возможности реализации им своих прав и законных интересов, а также защиты остальных граждан от неправомерных действий какого-либо лица. Таким образом, институт гражданства выполняет двоякую социальную функцию, являясь средством и способом защиты прав человека, он вместе с тем выступает институтом защиты интересов государства. 
            В настоящее время правовые нормы, регламентирующие институт гражданства РФ, претерпевают значительные изменения. 31 мая 2002 г. был принят новый ФЗ "О гражданстве РФ", вступивший в силу с 1 июля 2002г., однако, следует заметить, что некоторые статьи старого закона  «О гражданстве», определяющие более "льготный" по сравнению с действующим законом порядок приобретения или прекращения гражданства РФ, продолжают действовать в отношении заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, поданных до вступления в силу действующего закона. 
Перед Российской Федерацией стоят сложные задачи, связанные с развитием законодательства о гражданстве. Исходя из неразрывной связи суверенитета государства и института гражданства, Российская Федерация характеризуется единым гражданством на всей своей территории, а обладание им для лиц, проживающих на её территории, является гарантией распространения на них в полном объёме всего комплекса прав, свобод и обязанностей, предусмотренных законодательством. 
            Кроме того, при рассмотрения основного вопроса курсовой работы необходимо учитывать и те обстоятельства, что конституционные права человека и гражданина - не одно и то же. Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.  
             При рассмотрении вопроса обязанностях нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россия, вставшая на путь демократизации всех сфер жизни общества всё больше приобретёт черты правого демократического государства, каждый гражданин в отдельности призван содействовать этому, для этого, прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру. Актуальность данной темы исследования заключается ещё и в том, что в настоящее время вопрос о гражданстве очень актуален по причине миграции населения из одних стран в другие, в том числе и в Россию. В то же время благодаря такому правовому положению человека, как гражданство, граждане обладают в отношении государства определёнными правами и могут требовать от него защиту своих прав. Особенно остро стоит проблема гражданства в период войны на определенных с Россией территориях, так как в Россию начинают прибывать тысячи беженцев, которым по закону предоставляется упрощённый порядок приобретения Российского гражданства. Это относится и к детям. Кроме того, в настоящее время актуальны браки между российскими гражданами с гражданами иностранных государств, что с неизбежностью приводит к необходимости решения вопроса о гражданстве детей, которые появятся от такого брака, либо уже имеются при вступлении в брак. Также наблюдается тенденция к увеличению числа усыновлений (удочерений) российских детей иностранными гражданами, что тоже приводит к необходимости определения гражданства. 
             На основании вышеприведённых аргументов, руководствуясь темой курсовой работы, возможно, определить цель исследования - это изучение и анализ основных конституционных условий возникновения и сущностного содержания обязанностей человека и гражданина РФ, проведение полновесного анализа и классификации обязанностей гражданина и человека. 
             Исходя из обозначенной цели, ставятся следующие задачи курсовой работы:

  • раскрытие системных связей и места института гражданства в комплексе конституционно-правовых прав личности путём определения важности отношений гражданства для человека и характера взаимосвязи между лицом и государством;
  • анализ норм конституционного права, регулирующих общественные отношения, непосредственно связанные с институтом гражданства РФ: конституционно-правовой статус лиц без гражданства;
  • поиск путей решения проблемы определения сущности единого гражданства и изучение этой категории, как сложившейся системы отношений, а также в свете принятого закона о гражданстве;
  • проанализировать вопрос, касающийся гражданства детей. 
 
 
 
 
 

    I. Общие положения по гражданству

1.1 Общее понятие гражданства

    В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для  обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах  с республиканской формой правления  обычно употребляется термин «гражданство», в странах  с монархической  формой правления всё ещё встречается термин ««подданство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множественность терминов, обозначающих принадлежность лица к государству.

    Например, наряду с терминами «citizen» (гражданин) и «subject» (подданный) в англо-американской теории и практике широко также распространён термин «national », который буквально может быть переведён как «лицо, обладающее определённой национальной принадлежностью» (в юридическом смысле). Эта множественность терминов, означающих в настоящее время по существу одно и то же, порождена в прошлом колониализмом. В практике колониальных государств термин “гражданство” первоначально применялся лишь в отношении лиц, обладающих политическими и гражданскими правами в полном объёме. Коренное население колоний обычно относили к лицам, обладающим юридической принадлежностью к данному государству (nationals, ressortissants и т. д.).  Крах колониализма привёл к изменению первоначального смысла упомянутых терминов. Некоторые из них вообще вышли из употребления, но их множественность сохранилась до сих пор.

    Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве  в каком-либо государстве. Но дело не в формальном законодательном регулировании гражданства. Гражданство – понятие, неразрывно связанное с государственностью. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия самого гражданства,  хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Так или иначе, регламентация гражданства – внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.

     В самом общем виде гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

     Родившись, человек обычно становится гражданином. Это значит, что на него распространяется суверенитет государства, а он приобретает  определённые права и обязанности. Значимость проблемы гражданства определяется тем, что гражданство непосредственно связано с важнейшей основой конституционного строя - приоритетом интересов личности. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ). 
            Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соответствующих законодательных актах.

      Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причём наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6)1.

     Понятие гражданства сформулировано в преамбуле  Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

     Во-первых, гражданство - это связь двух субъектов: человека и государства. Иначе говоря, гражданство - это некое единство, которое возможно лишь при естественной и одновременно осознанной, разумной принадлежности друг другу человека и государства как лиц, обладающих определённым объёмом прав и обязанностей (ответственности).

     Но  связи могут быть фактические  и правовые. Гражданство - это правовая связь. А это значит, что вопросы пребывания в гражданстве регулируются правом (законом, договором). Никто - ни отдельный человек, ни должностное лицо, ни государственный орган - не может договориться по вопросам гражданства фактически, если отсутствуют соответствующие нормативные правовые посылки. Для решения вопросов гражданства нужны соответствующие юридические действия. Это, во-вторых.

     В-третьих, по своему характеру гражданство - это  устойчивая правовая связь. А это значит, что гражданство существует постоянно. Оно не подвержено воздействию никакого автоматизма.

     Во  Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (статья 15), записано2:

«1. Каждый человек  имеет право на гражданство.

2. Никто не  может быть произвольно лишен  своего гражданства или права изменить свое гражданство».

Соответствующие этому положению нормы получили закрепление в Конституции РФ и в Законе о гражданстве РФ.

     В-четвертых, по своему юридическому содержанию гражданство представляет собой совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

     В-пятых, гражданство — это такая устойчивая правовая связь человека с государством, которая имеет определённую нравственную отражённость; она основана на признании и уважении достоинства человека.

     Достоинство — это такое свойство сознания, которое характеризует особое отношение человека к самому себе, а также со стороны других, общества, в котором признаётся ценность человека. С одной стороны, гражданство предполагает, чтобы в человеке достаточно хорошо были развиты самосознание и самоконтроль, известная требовательность лица к самому себе. Человек не должен совершать поступков, роняющих, порочащих его достоинство, и вместе с тем он вправе требовать того же и от других. С другой стороны, гражданство требует, чтобы государство, а также общество, проявляли уважение к человеку, признавали за ним определённые права и обязанности.

     Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за её пределами.

      В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.3

      Отношения, связанные с гражданством республик  Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соответствующих законодательных актах.

      Действующая Конституция расширила число  норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

      Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

      Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

     Если  исходить из гуманистических и демократических  представлений о праве и государстве, то необходимо, чтобы государство признавало и уважало основные права и свободы человека. Эти права и свободы перечислены в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. (статьи 17-54). Однако перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

     По  общему правилу, в России не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Только в порядке исключения они могут быть ограничены, но лишь на основе федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения защиты прав и свободы человека и гражданина, защиты конституционного строя. В частности, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, но в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Конституция РФ (ст. 88) правом введения чрезвычайного положения наделила Президента. Однако ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.

Информация о работе Гражданство