Договор купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 12:12, дипломная работа

Краткое описание

В данной дипломной работе автор хотел раскрыть сущность договора купли-продажи и его видов. Показать и попытаться найти решение имеющимся проблемам в договоре купли-продажи. Так как в каждом отдельном виде договора купли-продажи имеются как общие для всех, так и свои специфические проблемы, не урегулированные законодательством.

При написании данной дипломной работы автор руководствовался гражданским законодательством, нормативными актами, а также различной юридической литературой, как учебной, так и периодической

Содержание

Введение ………………………………………………………….……….…..3



1. Понятие договора купли-продажи

1.1 Понятие договора купли-продажи ….…………………………………...5

1.2 Структура и содержание договора купли-продажи……………………15

1.3 Подходы к понятию договора купли-продажи в различных

странах мира.....................................................................................................30



2. Отдельные виды договора купли-продажи

2.1 Розничная купля-продажа ………………………………………………34

2.2 Поставка товаров ………………………………………………………...42

2.3 Контрактация …………………………………………………………….48

2.4 Энергоснабжение .…………………………………………………...…..53

2.5 Продажа предприятия как имущественного комплекса ……………...59

2.6 Договор внешнеторговой купли-продажи ……………………………..64



3. Современные проблемы договора купли-продажи

3.1 Общие проблемы договоров купли-продажи………………………..…69

3.2 Проблемные вопросы отдельных видов договоров купли-продажи….74



Заключение……………………………………………………………………82

Приложения…………………………………………………………………...85

Список использованной литературы…………………………………………87

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом отред..doc

— 566.21 Кб (Скачать файл)

    Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты товара и выдачи и покупателю кассового ордера (чека). Это законодательное решение небезупречно, хотя и имеет свои положительные черты. Ведь момент оплаты товара всегда формально определен, а это снимает возможные споры, был ли заключен договор или нет. Строго говоря нормы ГК связывают момент заключения договора не с оплатой, а с выдачей документ, подтверждающего оплату (5, ст.446). Эта формулировка не совсем удачна. Во-первых, отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Во-вторых, многие виды розничной купли-продажи (торговля на рынках, с лотков, продажа газет и т.п.) вообще не предусматривают выдачи кассовых чеков. Мы предполагаем, изменить ст.446 ГК в том смысле, что договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты покупателем товара, которая часто сопровождается выдачей чека.

    Демонстрация товаров или предоставление сведений о них (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте продажи (на прилавках, в витринах) признается по общему правилу, публичной офертой независимо от того, указана ли цена и другие существенные условия договора. Здесь мы сталкиваемся с юридической фикцией: все существенные условия розничной купли-продажи считаются согласованными сторонами, если информация покупателю предоставлена в торговом зале (договор розничной купли-продажи считается заключенным в момент оплаты товара. Как покупатель может оплатить его не зная цены? Видимо, ему придется справится о цене у продавца. Тогда оферта должна включать в себя и цену товара). Это правило также небезупречно. Ведь если цену на продаваемые товары обычно легко можно установить, то другие существенные условия (например, срок и порядок оплаты товара в рассрочку) определить гораздо сложнее. В последнем случае данное бьет по интересам покупателей, хотя и рассчитан на их защиту (покупатель, приобретающий товар с условием его доставки, фактически вынужден принять любые условия о сроке, если конечно он заранее не позаботился об этом).

    Публичный характер договора розничной купли-продажи проявляется в особом порядке его заключения. Оферентом, здесь, как правило, является продавец, а сама оферта - это содержащее все существенные условия предложение о заключении договора, обращенное к неопределенному кругу лиц, которое в каждый момент может быть акцептировано любым лицом. Типичный пример публичной оферты - продажа товаров (газет, напитков и т.п.) через автоматы. В случае публичной оферты покупатель может судить о ее существовании по фактическим обстоятельствам дела (55.С,48). Так, если автомат включен и снабжен товаром, значит налицо оферта, которую покупатель вправе акцептировать. Если же товар закончился или у автомата очередь, то оферта временно снята и покупателю придется подождать ее возобновления. По этой причине п.4 ст.395 ГК, по общему правилу рассматривает рекламу и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, лишь как приглашение делать оферты (вызов на оферту).

    С другой стороны ст. 447 ГК содержит прямо противоположное правило: реклама, предложение товаров в каталогах, описаниях и другими способами, обращенными неопределенному кругу лиц, признаются публичной офертой, если они содержат все существенные условия договора. Таким образом мы встречаемся с коллизией в гражданском законодательстве. Возможно законодатель причина заключается в стремлении побудить рекламодателей ответственнее относится к рекламе. А возможно, это упущение законодателя. Однако указанное правило не вполне согласуется с обычаями делового оборота в Казахстане и способно породить различные проблемы.  Представим себе, что фирма посылочной торговли поместила в своем каталоге информацию о товаре, который имеется у нее в ограниченном количестве. На эту «публичную оферту» откликнулось одновременно множество покупателей, причем ни один из них не знает о том, сколько человек акцептировало эту оферту до него. Если при этом количество полученных фирмой акцептов (а следовательно и заключенных договоров) превысит количество имеющего товара. Как в этом случае определить, кому выслать товар, а кому отказать? Конечно, продавец может внести покупателей в «очередь» и выслать остальным товар после его получения. Однако в этом случае покупатели не получившие товар могут понести убытки. Нам кажется, что законодателю необходимо урегулировать данный вопрос и найти наиболее оптимальное решение, которое устроило бы стороны либо вообще отказаться от существования от ст.447 ГК предоставив ст.395 ГК регулировать все вопросы.

    Ныне действующее ГК регулирует такой вид купли-продажи, как продажа товаров по образцам. Однако это условие не является способом определения качества товара, как можно было бы ожидать, а скорее служит определении. предмета договора. Образцом товара считается не только его экземпляр, но и описание (каталог), что и вовсе противоречит общепринятому пониманию указанного условия. в результате законодатель формулирует правило, согласно которому договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (в том числе с его описанием). Каким же другим способом можно ознакомить  покупателя с предметом договора? Такой случай настолько маловероятен, что договор продажи по образцам охватывает почти все возможные варианты розничной купли-продажи. Невнятность ст.450 ГК еще более усугубляется тем, что продажа товара по образцам, по общему правилу, осуществляется с обязательством доставки товара покупателю. А это условие специально регулируется ст.452 ГК. Таким образом, уйдя от традиционного понимания условия о продаже по образцу как способа определения качества, законодатель расширил его до предмета розничной купли-продажи в целом и практически  лишил ее смысла. 

    Договор поставки. Из существенного условия о сроке в договоре поставки вытекает правило о невозможности досрочной поставки товаров без согласия покупателя. Но как все-таки быть, если товар поставлен досрочно, а покупатель не давал согласия? Мы предлагаем следующее: такие товары должны приниматься покупателем на ответственное хранение (ст.467 ГК)  и в дальнейшем должна будет оплачиваться по цене, действующей на момент наступления соответствующего срока поставки с вычетом затрат по хранению товара. Если же покупатель согласился с досрочной поставкой, она будет зачтена поставщику в счет следующего периода поставки.

    Обязанность принять товар по договору поставки (ст.466)ГК сформулирована шире, чем в общих положениях по договору купле-продаже. Наряду с осуществлением фактических действий по принятию исполнения, она включает и ряд дополнительных обязанностей по проверке товара, содержание которых различается в зависимости от способа его доставки покупателю. Если доставка осуществляется поставщиком, покупатель обязан осмотреть товары и проверить их количество и качество. Сроки и порядок определяются нормативными актами, самим договором поставки либо обычаями делового оборота (29.С,65-66). Каково значение указанных правил л проверке товаров? На наш взгляд их несоблюдение не лишает его права предъявить поставщику требования по количеству и качеству товаров. Однако поставщик в данном случае будет иметь право требования уменьшения размера своей ответственности, если покупатель не провел должной проверки товара и тем самым содействовал увеличению убытков. Если конечно в договоре поставки стороны не оговорили данного условия.

    Договор контрактации. Контрактоваться по договору контрактации может не только сельскохозяйственная продукция или сырье (например,  молоко, фрукты и т.п.), но и продукты их переработки (к примеру масло, пастила). Глубина такой обработки может быть различной; конечный продукт порой имеет очень мало общего с исходным сырьем (например, косметический продукт, имеющий в составе казеин получаемый их молока). Где же в таком случае находится грань между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами, изготовленными на ее основе? На наш взгляд ответ, вероятно, следует искать в степени воздействия  факторов сельскохозяйственного производства на получение конечного продукта. Если количество и качество продукта в первую очередь обусловлены характером применяемой промышленной технологии, а не процессом сельскохозяйственного производства исходного сырья, такой продукт буде являться предметом купли-продажи или поставки, но не контрактации.

     Проблемы внешнеторговой купли-продажи. Заключая сделку, стороны должны также решить вопрос о выборе права, применимого к сделке. Иначе говоря, сторонам следует установить, каким законодательством будут регулироваться отношения, вытекающие из сделки. Стороны могут сделать это в силу автономии воли, которая заключается в их праве устанавливать по своему усмотрению содержание сделки.

     Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных государств, но ее допустимые пределы понимаются в законодательствах государств по-разному. В одних странах ( в том числе и в Республике Казахстан) автономия воли ничем не ограничивается, то есть стороны могут подчинить сделку любой правовой системе. В других странах действует принцип локализации договора: стороны могут свободно избрать право, но только такое, какое связано с данной сделкой. Согласно гражданскому законодательству права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сделкам определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. Безусловно, это соглашение сторон должно найти отражение в сделке (14.С,59).

     Арбитражные и судебные разбирательства споров. Нередко при исполнении контрактов между сторонами возникают споры из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контрактов или отсутствия соответствующих условий. Большинство этих разногласий решается путем переговоров между сторонами. Для этого сторонам необходимо включить договор при его заключение оговорку о согласительной процедуре. "Если стороны соглашаются на согласительную процедуру, они желают урегулировать спор дружественным путем при активном содействии третьего лица, посредника, или, по крайней мере, надеются, то достижение дружественного урегулирования возможно", - указывает Шмиттгофф. Представляется, что согласительная процедура более предпочтительна, чем арбитраж. Однако примирение может быть успешным только при наличии благоприятной атмосферы.

     Когда разногласия не удается решить, таким образом, стороны (в соответствии с международной практикой) передают дело на рассмотрение арбитражей (третейских судов). Арбитражи бывают двух видов:

     1) Постоянно действующие арбитражи (институционные), в которых разбирательство споров осуществляется в соответствии с принятыми в них правилами (регламентами). Они обычно действуют при торговых палатах, биржах, ассоциациях. К числу таких арбитражей относятся: Арбитражный суд Международной Торговой Палаты, Лондонский Международный третейский суд, Американскую Арбитражную Ассоциацию (ААА).

     2) Арбитражи "ad hoc", которые создаются каждый раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкретному контракту(68.С,145).

     На роль арбитров арбитража «ad doc» привлекают крупных специалистов в той области, к которой относится внешнеторговый контракт. Ими могут быть ученые, президенты других фирм, адвокаты.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что значимость договора купли-продажи все время растет и растет, беря свое начало еще с классического римского права. В этой дипломной работе была показана актуальность выбранной темы. Не зря законодатель так широко поддерживает институт договора купли-продажи, оказывая ему особое внимание. Нужно отметить и большое распространение института договора купли-продажи и в международном праве.

    Исследуя договор купли-продажи, и его виды мы выяснили юридические признаки этого договора. Рассматривая стороны договора купли-продажи, мы выяснили, что у продавца и покупателя имеются свои права и обязанности. Причем вопреки мнению обывателя обязанности покупателя также имеют большое значение и очень важны. За неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей сторонами предусматривается ответственность, и тем самым защищаются интересы как покупателя, так и продавца.

     В ходе рассмотрения данной темы был выявлен ряд проблемных вопросов. Согласно которым мы попытались найти пути их решения, путем внесения некоторых изменений в существующее законодательство.

    1.Так, по общим положениям купли-продажи непонятно положение о затаривании товара. А именно: является ли нарушение правил о затаривании существенным нарушением? По нашему мнению наиболее обоснованным ответом является мнение, что данное нарушение не относится к существенным. Мы предлагаем внести изменение, касающееся данного правила. А именно, предлагается внести правило о затаривании к существенным условиям в случаях, в зависимости от рода и вида товара. В частности  товаров подлежащих перепродажи по договору розничной купли-продажи (бытовая техника, косметическая продукция, обувь и т.п.), пищевых добавок, медикаментов, а также иных товаров могущих потерять товарный вид, а также понести изменения в качестве, свойствах при нарушении условия о затаривании.

Информация о работе Договор купли-продажи