Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 12:12, дипломная работа
В данной дипломной работе автор хотел раскрыть сущность договора купли-продажи и его видов. Показать и попытаться найти решение имеющимся проблемам в договоре купли-продажи. Так как в каждом отдельном виде договора купли-продажи имеются как общие для всех, так и свои специфические проблемы, не урегулированные законодательством.
При написании данной дипломной работы автор руководствовался гражданским законодательством, нормативными актами, а также различной юридической литературой, как учебной, так и периодической
Введение ………………………………………………………….……….…..3
1. Понятие договора купли-продажи
1.1 Понятие договора купли-продажи ….…………………………………...5
1.2 Структура и содержание договора купли-продажи……………………15
1.3 Подходы к понятию договора купли-продажи в различных
странах мира.....................................................................................................30
2. Отдельные виды договора купли-продажи
2.1 Розничная купля-продажа ………………………………………………34
2.2 Поставка товаров ………………………………………………………...42
2.3 Контрактация …………………………………………………………….48
2.4 Энергоснабжение .…………………………………………………...…..53
2.5 Продажа предприятия как имущественного комплекса ……………...59
2.6 Договор внешнеторговой купли-продажи ……………………………..64
3. Современные проблемы договора купли-продажи
3.1 Общие проблемы договоров купли-продажи………………………..…69
3.2 Проблемные вопросы отдельных видов договоров купли-продажи….74
Заключение……………………………………………………………………82
Приложения…………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………87
Статья 410 ГК устанавливает правила определения момента исполнения обязанности продавца по передачи вещи. В общих четах они совпадают с теми правилами, которые определяют момент перехода риска случайной гибели товара или случайной порчи имущества переходит на приобретателя одновременно с переходом на него права собственности.
Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда он готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки, обособленного складирования от остального товара и другими способами.
Если у продавца нет указанных выше обязанностей, его обязанность передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчика или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (59, С.35).
1.3 Подходы к понятию договора купли-продажи в различных странах мира.
Наиболее распространенным предметом договора купли-продажи являются вещи. Товаром могут быть любые вещи: движимые и недвижимые, определенные родовыми или индивидуальными признаками. Причем родовое имущество должно быть обособленно от остальной товарной массы, приобретая черты индивидуально определенного имущества, и в таком качестве оно может выступать предметом купли-продажи. Если же речь идет о продаже необособленного родового товара, то предметом договора купли-продажи выступает не вещь, а имущественное право. То же самое имеет место в случае, когда предметом договора купли-продажи выступают так называемые «будущие вещи». Товар еще не произведен, либо товара еще не существует в природе вообще. В доктрине торгового права Западной Европы на этот счет существуют три разных подхода: в соответствии с первым, продавец в любом случае обязан обеспечить указанного в договоре предмета (он как бы существует в природе) если он не докажет, что неисполнение им договора не явилось следствием форс-мажорных обстоятельств, он признается нарушителем; по второму, если товар так и не приобрел свое существование по причинам, не зависящим от действий продавца, договор прекращается в виду «отсутствия предмета»; наконец если покупатель по известным ему причинам понадеялся на то, что товар все-таки будет доставлен, то предметом договора будет являться «питаемая покупателем надежда», но не товар (61.С,35-38). Заключая внешнеторговую сделку, стороны должны также решить вопрос о выборе права, применимого к сделке. Иначе говоря, сторонам следует установить, каким законодательством будут регулироваться отношения, вытекающие из сделки. Стороны могут сделать это в силу автономии воли, которая заключается в их праве устанавливать по своему усмотрению содержание сделки.
Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных государств, но ее допустимые пределы понимаются в законодательствах государств по-разному. В одних странах (в том числе и в Республике Казахстан) автономия воли ничем не ограничивается, то есть стороны могут подчинить сделку любой правовой системе. В других странах действует принцип локализации договора: стороны могут свободно избрать право, но только такое, какое связано с данной сделкой. Согласно гражданскому законодательству права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сделкам определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. Безусловно, это соглашение сторон должно найти отражение в сделке (67.С,46).
Базисные условия поставок определяются в предмете договора. В 1953, 1980 и 1990 годах Международная Торговая палата выпустила сборники толкований международных тоpговых теpминов именуемые ИHКОТЕРМС. Эти сбоpники опpеделяют основные пpава и обязанности стоpон пpи pазличных базисных условиях, котоpые обозначаются начальными буквами ( напpимеp, EXW, CIF ), кpоме того, они устанавливают способ поставки товаpа, момент пеpехода pиска. Эти тоpговые теpмины (базисные условия поставки), став обычаем в междунаpодной тоpговле, в известной степени упpостили и стандаpтизиpовали пpодажу товаpов за pубеж. Постольку поскольку более pанние ваpианты ИHКОТЕРМС стоpоны также могут использовать пpи заключении контpакта, им необходимо, указывая базисное условие поставки, опpеделить сбоpником какого года оно pегламентиpуется. Hапpимеp: " CIF HьюЙоpк (ИHКОТЕРМС 1990)". Это связано с тем, что более поздние издания по-иному толкуют общепринятые термины, исключают некотоpые из них и вводят новые (26.С,72).
В pедакции ИHКОТЕРМС 1990 года междунаpодные тоpговые теpмины были pазделены на четыpе принципиально pазличные категории ( гpуппы ): E,F,C,D. Пеpвая категоpия Е состоит всего лишь из одного теpмина EXW - " фpанко-пpедпpиятие ". Данный теpмин означает, что пpодавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товаpа тогда, когда он пpедоставил товаp в pаспоpяжение покупателя непосpедственно на своей теppитоpии (фабpика, склад), этот момент и является моментом (вpеменем) пеpехода pиска. Пpодавец не отвечает за погpузку товаpа на тpанспоpтное сpедство, пpедоставляемое покупателем, за таможенную очистку товаpа для экспоpта, если это не оговоpено иным обpазом. Покупатель несет все виды pиска и все pасходы по пеpемещению товаpа с теppитоpии пpодавца до места назначения. Таким обpазом, данный теpмин (и данная категоpия Е) пpедусматpивает минимум обязательств для пpодавца (30.С,144).
Втоpая категоpия (гpуппа) теpминов - F. Согласно этим базисным условиям пpодавец должен доставить гpуз пеpевозчику, выбpанному покупателем. Здесь существуют следующие базисные условия : FCA, FAS, FOB. Согласно теpмину FCA (фpанкопеpевозчик ) пpодавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он пеpедал товаp, пpошедший таможенную очистку для экспоpта, пеpевозчику, выбpанному покупателем, в указанном месте или пункте. Данный теpмин может использоваться для любого вида тpанспоpта. Согласно теpмину FAS (свободен у боpта судна) пpодавец выполняет свои обязательства, когда товаp pазмещен у боpта судна на пpичале, а в соответствии с теpмином FOB ( свободен на боpту) пpодавец выполняет свои условия, когда товаp пеpесек поpучни судна. Для теpминов FAS и FOB пpодавец также должен обеспечить таможенную очистку товаpа для экспоpта. Таким обpазом, втоpая гpуппа базисных условий возлагает на пpодавца больше обязанностей, чем пеpвая гpуппа Е.
Тpетья гpуппа теpминов - С. Теpмины этой гpуппы CFR, CIF, CPT, CIP возлагают на пpодавца следующие обязанности : он должен заключить договоp пеpевозки за свой счет, по условиям теpминов CIF и CIP он, кpоме того, обязан офоpмить и оплатить стpахование. Пpодавец также обеспечивает таможенную очистку товаpа для экспоpта для всех теpминов этой гpуппы. Для теpминов CFR (стоимость и фpахт) и CIF (стоимость, стpахование и фpахт) пpодавец несет pиск утpаты товаpа и любые дополнительные pасходы до момента пеpехода товаpа за поpучни судна в поpту отгpузки (37.С,69). Согласно теpминам CPT (фpахт оплачен до) и CIP (фpахт и стpахование оплачены до) пеpеход pиска от пpодавца к покупателю пpоисходит в момент пеpедачи товаpа пpодавцом пеpевозчику.
2. Анализ отдельных видов договоров купли-продажи
2.1Розничная купля продажа
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (5, ст.445).
Из определения можно выделить характерные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи:
Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электра и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей (29,С.53).
Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.
Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 447 ГК РК понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Боле того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (55,С.58-59).
В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. Реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента (55,С.67).
Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.
При этом существенными признаются следующие условия договора:
- условия о предмете договора;
- условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
- все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Законодательство о розничной купле-продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты - «кнут» стоящий на защите прав потребителей. Большинство нарушений совершаемых продавцами - сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.
Продавцом по данному типу договора выступает юридическое лицо или частный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.
Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.
Характеризуя данный договор необходимо отметить, что он всегда является:
- консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям);
- возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;
- взаимным, то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора. Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. Товары могут приобретаться для личных нужд (например, покупка предметов личной гигиены), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях). Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т. д.) (14,С.61).