Договор перевозки груза морским транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок. Тема: «Договор морской перевозки грузов» является весьма актуальной, так как международными перевозками занято 90% мирового флота; 80% мировой внешней торговли осуществляется морем. Предметом договора морской перевозки груза служит деятельность перевозчика по перемещению груза морем из порта отправления в порт назначения. Объектом исследовательской деятельности является договор морской перевозки грузов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГП (2).docx

— 78.09 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

         Немаловажной проблемой в развитии  мировой экономики и международных  экономических отношений является  вопрос о способности и степени  влияния на них морского транспорта.

      Морской транспорт является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные выдающиеся качества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. Сегодня вопросы, которые включают морские грузоперевозки, покупают новое значение, роль которых определяется той ролью, которую играет Мировой океан – самая большая транспортная территория, по которой перевозится основная масса экспорта по всему миру. Основная функция морского транспорта – международная доставка грузов и обеспечение внешнеторговых связей между различными государствами. Характерной чертой развития международных морских перевозок является увеличение доли участия развивающихся стран. Можно отметить, что уровень развития судоходства прямо пропорционально связан с уровнем развития как мирового хозяйства в целом, так и с уровнем развития отдельных государств, в коих морские грузоперевозки – отдельная статья доходов.1

  Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок.  Тема: «Договор морской перевозки грузов» является весьма актуальной, так как международными перевозками занято 90% мирового флота; 80% мировой внешней торговли осуществляется морем. Предметом договора морской перевозки груза служит деятельность перевозчика по перемещению груза морем из порта отправления в порт назначения. Объектом исследовательской деятельности является договор морской перевозки грузов.

1www.libdir.ru/09-01-27/mezhdunarodnye-gruzoperevozki-osnovnymi-vidami-transporta.

 Цель работы – раскрыть особенности содержания, процедуру                               заключения и исполнения договора перевозки груза морским транспортом; ответственность сторон договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История морской перевозки грузов

 

Правовое регулирование  морской перевозки грузов имеет  тысячелетнюю историю. Так, в одном  из древнейших, дошедших до нас памятников права, в известном Законнике Хаммурапи (XVI век до н. э.), существуют нормы, регулирующие, говоря современным языком, отношения судовладельца с другими лицами, участвующими в судоходстве.

         В течение длительного периода  времени, до появления первых  морских сборников средневековья,  для юридического оформления  отношений возникающих в процессе  морской перевозки груза, как  правило, применялся договор "товарищества". Его участники, для осуществления  морской торговли организовывали  как бы единое предприятие  с распределением между собой  расходов и прибылей, связанных  с доставкой и продажей товаров.  Иногда договор оформлялся как  договор найма (аренды) судна.  Четкая тенденция к выделению перевозочной деятельности из морской торговли наметилась лишь в конце XVI в. Именно в это время появляется такой документ, как чартер. Его название произошло от итальянского carta partita, что означает "разделенная карта (документ). Столь странное название связано с тем, что чартер разрезался на две части, и каждая из сторон (грузовладелец и перевозчик) получали лишь половину документа. В чартере подробно оговаривались условия перевозки, права и обязанности сторон.

         Появление чартера как документа обязано так называемому «трамповому судоходству», при котором суда не придерживаются определенных линий, а совершают перевозки в любых направлениях, для которых имеется на данный момент груз. Эти суда получили название «трамповых» от английского слова «tramps» - судно-бродяга.

         Чартер оказался обоюдовыгодным  документом. С одной стороны, он  отвечал интересам судовладельца,  который мог быть уверенным  в том, что получит вознаграждение  за перевозку независимо от  того; сможет ли отправитель полностью  загрузить судно. С другой - чартер  отвечал интересам грузовладельцев, обеспечивая надежную перевозку груза при отсутствии устойчивых транспортных сообщений.

         Примерно в это же время  (конец XVI в.) зарождается прообраз коносамента. В Италии его называют «полисом на погрузку», во Франции – «признанием» или «распиской» капитана судна в приеме груза от отправителя, и лишь после этого в Испании появляется «conocimiento». Однако наибольшее распространение коносамент получает лишь в XIX веке с появлением более прогрессивной организационно-правовой формы судоходства, так называемого «линейного судоходства».

         При линейном судоходстве суда  работают на определенных маршрутах  обусловленных сложившимся устойчивым  грузопотоком. Рейсы линейных судов  совершаются в установленные  сроки с заходами в определенные  пункты погрузки и выгрузки.

         Таким образом, возникновение  двух организационно-правовых форм  торгового судоходства (трампового  и линейного) способствовало появлению  двух основных документов лежащих  в основе договора морской  перевозки груза.

         Характерной чертой современного  развития международных морских  перевозок является то, что в  них всё более возрастает участие  развивающихся стран, доля торгового  флота которых в мировом тоннаже  превысила 15%.

         Механизм воздействия судоходства  на общемировую экономическую  конъюнктуру изучен довольно  подробно: такие факторы, как уровень  фрахтовых ставок, технико-экономические  показатели и характер услуг  судоходства, непосредственно воздействуют  на темпы экономического роста  и стабильность мировой экономики  в целом и могут оказывать  серьёзное влияние на условия  развития отдельных государств, а также целых регионов. Кроме  того, уровень развития судоходства  непосредственно связан с экономическим  ростом многих государств, а для  некоторых стран оно является  важнейшим источником национального  дохода.

 

2 Договор перевозки груза на морском транспорте

 

Перевозки морским транспортом  классифицируются на:

А) внутренние перевозки  между портами Российской Федерации (каботаж);

Б) перевозки в заграничном  сообщении;

В) местные перевозки (в  пределах порта и его акватории).

 

2.1 Определение договора морской перевозки груза

 

По договору морской перевозки  груза перевозчик обязуется доставить  груз, который ему передал или  передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному  на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку  груза установленную плату (фрахт).

Предметом договора  морской  перевозки  грузов являются  услуги  по

доставке морским путем  груза в порт назначения.

 

2.2 Юридическая характеристика договора морской перевозки груза

 

Договор перевозки грузов составляется между отправителем груза  и перевозчиком. При этом обе стороны  – и отправитель, и перевозчик, имеют каждый свои права, и каждый соблюдает свои обязанности. Следовательно, договор перевозки грузов – двусторонний. Договор перевозки грузов считается  реальным документом, так как он вступает в силу с того самого момента, как груз оказывается у перевозчика, о чем ставится соответствующая  отметка в перевозочном документе (данная отметка ставиться организацией - перевозчиком). «Однако договор перевозки имеет черты консенсуального договора, поскольку у сторон возникают обязанности до момента передачи груза, а именно у перевозчика обязанность – подать транспортное средство для перевозки груза, а у отправителя обязанность по  использованию поданных транспортных средств.»3 Данный договор возмездный.

Важной правовой особенностью договора перевозки груза является обычно наличие в договоре третьего лица - получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора не участвует, однако

наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика выдачи груза и производит с ним окончательные  расчеты по доставке груза. Поэтому  договор перевозки груза в  литературе принято относить к числу  договоров в пользу третьего лица4.

 

2.3 Заключение договора морской перевозки груза

 

Договор морской перевозки  груза может быть заключен:

1) с условием предоставления  для морской перевозки груза  всего судна, части его или  определенных судовых помещений  (чартер);

2) без такого условия.

В первом случае заключается  договор фрахтования судна или  чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Во втором случае договор  оформляется коносаментом. Коносамент ценная бумага, которая составляется перевозчиком на основании погрузочных  документов, подписывается представителем перевозчика (обычно капитаном судна) и выдается отправителю.

 

 

 

 

3 Курс лекций по части второй гражданского права Головизнина Алексея Васильевича.

 4 См. ст. 430 Гражданского Кодекса РФ

 

 

2.4 Форма договора

 

Заключение  договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным

уставом или кодексом). Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.

 

2.5 Стороны договора

 

Одним из главных и основополагающих хозяйственных договоров является договор перевозки грузов. Согласно ГК РФ5 четко прописано, что согласно договору перевозки грузов, перевозчик (то есть некая организация, предоставляющая услуги грузовых перевозок) берет на себя обязательства по доставке груза, который

был ей вверен отправителем, в оговоренное место (пункт назначения). Доставить и выдать груз получателю - лицу управомоченному на получение данного груза. Грузоотправитель, в свою очередь, обязуется оплатить доставку в размере, заранее оговоренном. При заключении договора получает на руки транспортную накладную. И грузоотправитель, и перевозчик являются сторонами в рамках договора перевозки грузов (транспортные организации). В обязательном порядке, для обеих сторон составляется план, на основании которого и заключается договор перевозки грузов.

Получатель – третье лицо, которое не принимает участие  в заключение договора перевозки  грузов, однако, которое принимает  непосредственное участие в договоре перевозки грузов, соответственно, получает соответствующие права  и обязанности. Получатель может  и обязан совершать следующие  действия – может: получить груз, при  необходимости,

5 Гражданский Кодекс Российской Федерации.

потребовать составление  актов; обязан: вовремя вывезти полученный груз. Обязанности получателя прямым образом связаны с взаимоотношениями  между отправителем груза и получателя.

Право получателя груза требовать  его выдачи основывается, в конечном счете, на условиях другого договора, заключенного им с грузоотправителем. Чаще всего это договор купли-продажи, во исполнение которого покупателю - грузополучателю  был отгружен проданный товар. Однако возможны случаи, когда такого третьего лица в договоре перевозки нет, и  получателем груза является сам  грузоотправитель, например, отправивший  груз в адрес своего филиала. Получателем груза может быть также экспедитор отправителя или получателя груза, который оказывает им соответствующие транспортные услуги. В этом случае возможно заключение экспедитором в пункте назначения нового договора перевозки согласно указанию грузовладельца (так называемая переотправка груза) или же получение груза и доставка его силами и средствами экспедитора конечному грузополучателю.

В силу такой структуры  договорных отношений при перевозках грузов, и исходя из содержания договора перевозки, следует считать, что отправитель и получатель груза не обладают взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки, ибо их связывают иные договорные отношения. Как отправитель, так и получатель груза имеют определенные права и обязанности в отношении перевозчика, причем объем этих прав и обязанностей различен, что обусловлено разными задачами отправителя и получателя груза в процессе перевозки и тем обстоятельством, что после отгрузки груза его собственником или носителем иного вещного права обычно становится грузополучатель.6

Договор перевозки груза, как и все иные гражданско-правовые договоры, подчинен общим началам  обязательственного права (гл. 21-26 ГК), а также общим положениям о  договоре, которые содержатся в подразделе 2 раздел III ГК РФ. Общие положения о договоре (гл. 27-29) предусматривают                  6 См. ст. 223-224 ГК РФ.

общие правила об условиях договора, его заключении, изменении  и                              расторжении. Однако ввиду диспозитивного характера большинства норм ГК РФ в сфере обязательственного права и особенностей транспортных операций заключение и исполнение договора перевозки груза практически подчинены нормам транспортного законодательства, которые учитывают особенности такого договора и его специфику на отдельных видах транспорта.

Информация о работе Договор перевозки груза морским транспортом