Договор перевозки груза морским транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок. Тема: «Договор морской перевозки грузов» является весьма актуальной, так как международными перевозками занято 90% мирового флота; 80% мировой внешней торговли осуществляется морем. Предметом договора морской перевозки груза служит деятельность перевозчика по перемещению груза морем из порта отправления в порт назначения. Объектом исследовательской деятельности является договор морской перевозки грузов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГП (2).docx

— 78.09 Кб (Скачать файл)

Поскольку период ответственности  перевозчика заканчивается выдачей  груза получателю, в его обязанности  входит и сама выгрузка груза. Это  означает, что перевозчик (или его  агент) должен обеспечить надлежащую организацию разгрузки и несет ответственность за ущерб, причиненный в ее процессе. Как и в случаях ненадлежащей укладки и погрузки, бремя доказывания ненадлежащей выгрузки возлагается на истца.

В статье речь идет о «принятом  для перевозки» грузе, т. е. о грузе, уже находящемся в ведении  перевозчика. Перевозчик не должен принимать  груз, если он не сможет обеспечить надлежащее обращение с ним в процессе погрузки, укладки, перевозки и т. д. Перевозчик по сравнению с конкретным отправителем обязан обладать большими знаниями о грузах, их свойствах, особенностях обращения при хранении, погрузке и перевозке. Если его знаний недостаточно, он обязан затребовать дополнительные инструкции от отправителя. Например, если в силу свойств груза он требует  особого обращения, отправитель  должен информировать об этом перевозчика, который обязан поступать с грузом в соответствии с полученными  указаниями.

Перевозчик обязан доставить  груз в срок и маршрутом, которые  установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным  маршрутом.

 

3.3 Выгрузка и выдача груза

 

Если груз перевозился  на основании коносамента, право  распоряжения грузом принадлежит любому законному держателю коносамента. Таким законным держателем является:

а) по именному коносаменту - лицо, указанное в коносаменте  или лицо, которому коносамент был  передан по именной передаточной надписи;

б) по ордерному коносаменту - лицо, приказу которого составлен  коносамент, или лицо, указанное  в последней из непрерывного ряда таких надписей. Непрерывный ряд  передаточных надписей необходим для  того, чтобы перевозчик был уверен, что лицо, стоящее последним, является законным держателем коносамента;

в) любое лицо, предъявившее коносамент на предъявителя.

Если груз перевозился  на основании морской накладной  или иного подобного документа (например, накладной, которой оформлена  перевозка груза в прямом смешанном  сообщении), груз выдается получателю, указанному в накладной, если только право контроля не было передано отправителем иному лицу.

Выдача груза перевозчиком или его агентом в порту  назначения осуществляется по предъявлении оригинала коносамента. Перевозчик не должен выдавать груз без оригиналов, так как на него может быть возложена  ответственность за выдачу груза  лицу, не имеющему права на его получение.

Если при перевозке  груза на основании чартера получатель в порту назначения не явился за получением груза, отказался от груза  или задерживает прием груза  таким образом, что груз не может  быть выгружен в установленный срок. В зависимости от того, было ли предоставлено  в распоряжение фрахтователя все  судно или только часть грузовых помещений, предусматривается наступление  различных правовых последствий.

Если для перевозки  было предоставлено не все судно  и получатель сразу отказался  от груза или осуществляет его  прием таким образом, что простой  судна неизбежен, перевозчик направляет уведомление заинтересованным в  грузе лицам (отправителю или  фрахтователю, а также получателю, если перевозчику он известен) и, не ожидая ответа, вправе сдать груз на склад за счет и на риск получателя. Это означает, что получатель обязан оплатить все расходы по выгрузке и расходы хранителя. После передачи груза на склад ответственность морского перевозчика прекращается, и получатель несет все риски, вытекающие из хранения этого груза на складе.

В том случае, если для  перевозки груза было предоставлено  все судно, перевозчик может поместить  груз на склад лишь по истечении  сталийного и контрсталийного времени (если стороны договорились о контрсталийном времени).

 

 

4 Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза

 

В случае если стоимость  погруженного груза не покрывает  фрахт и другие расходы перевозчика  на груз и отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахт перед  отправлением судна и не предоставил  дополнительное обеспечение, перевозчик имеет право до выхода судна в  рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и  требовать уплаты одной второй полного  фрахта, при наличии простоя платы  за простой и возмещения произведенных  перевозчиком за счет груза других расходов. Выгрузка груза осуществляется за счет отправителя или фрахтователя. (ст. 154 КТМ)

Статья 154 КТМ предусматривает  возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства по договору морской перевозки грузов при  определенных условиях. Согласно статье 310 ГК односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, при существенном нарушении договора, т. е. нарушении, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора).

Отказ перевозчика от исполнения возможен при одновременном наличии  двух условий:

а) стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика по грузу;

б) отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного  обеспечения.

Обычно перевозчик может  не выдавать груз в порту назначения впредь до уплаты фрахта и других расходов, продать удерживаемый груз и тем  самым возместить свои расходы. Однако в тех случаях, когда стоимость груза не покрывает фрахта и расходов перевозчика, залоговое право не обеспечивает полного удовлетворения его требований. Поэтому закон предоставил перевозчику право одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки груза при наступлении указанных обстоятельств.

Статья 155 КТМ предоставляет право отправителю или фрахтователю в одностороннем порядке отказаться от договора перевозки. Отправитель не обязан сообщать перевозчику мотивы отказа от договора, и может заявить о таком отказе в любое время.

В случае перевозки груза  по чартеру, когда договор заключен с предоставлением для перевозки всего судна, отправитель может отказаться от исполнения договора перевозки груза: до начала погрузки; во время погрузки, в течение которой перевозчик держит судно под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей; после окончания сталийного времени; после выхода судна в рейс. Выбор времени одностороннего отказа от исполнения договора перевозки влияет лишь на правовые последствия, которые он влечет для отправителя или фрахтователя.

Если отказ от исполнения договора последовал до истечения сталийного или контрсталийного времени  либо до отправления судна в плавание, отправитель уплачивает половину полного  фрахта, плату за простой (если простой  имел место), а также возмещает  перевозчику расходы, произведенные  за счет груза.

В тех случаях, когда договор  перевозки груза был заключен на несколько рейсов, для отправителя  или фрахтователя наступают те же последствия, что и при фрахтовании  на один рейс: если он отказывается от исполнения договора до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки груза, либо до выхода судна в рейс, уплачивается половина полного фрахта за все количество груза, которое подлежало перевозке в течение нескольких рейсов, платы за простой и т. д. Если отказ от исполнения договора последовал в то время, когда судно, принявшее груз, в первом рейсе уже вышло из порта или истекло сталийное (или контрсталийное), время, уплачивается полный фрахт за первый рейс и половина фрахта за остальные рейсы.

Как в первом, так и  во втором случае при отказе от исполнения договора во время рейса отправитель  или фрахтователь не могут требовать  от перевозчика направления судна  в иной порт по его желанию. Перевозчик может выдать груз в том порту, куда судно следует в соответствии с договором или другом порту, в который судно было вынуждено  зайти.

Статья 156 КТМ. Отказ от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон

1. Каждая из сторон  договора морской перевозки груза  вправе отказаться от его исполнения  без возмещения другой стороне  убытков при наступлении до  отхода судна от места погрузки  груза следующих обстоятельств:

1) военные или иные  действия, создающие угрозу захвата  судна или груза;

2) блокада места отправления  или места назначения;

3) задержание судна по  распоряжению соответствующих властей  по причинам, не зависящим от  сторон договора морской перевозки  груза;

4) привлечение судна для  государственных нужд;

5) запрещение соответствующими  властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Обстоятельства, предусмотренные  подпунктами 3 и 5 настоящего пункта, не могут служить основанием для  отказа от исполнения договора морской  перевозки груза без возмещения другой стороне убытков, если задержка судна предвидится кратковременная.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных настоящим пунктом, перевозчик не несет расходов на выгрузку груза.

2. Каждая из сторон  договора морской перевозки груза  вправе отказаться от его исполнения  вследствие наступления любого  из обстоятельств, предусмотренных  пунктом I настоящей статьи, также  во время рейса. При этом  отправитель или фрахтователь  возмещает перевозчику все расходы  на груз, в том числе расходы  на его выгрузку, а также фрахт  в размере, пропорциональном фактически  пройденному судном расстоянию.

Право отказаться от исполнения договора каждой из сторон до отхода судна  из места погрузки при наступлении  определенных обстоятельств осуществляется отправителем, фрахтователем или  перевозчиком в одностороннем порядке.

Среди обстоятельств, с наступлением которых может наступить отказ  от исполнения договора морской перевозки  груза, названы военные или иные действия, создающие угрозу захвата  судна или груза. Само понятие  «военные действия» обычно трудностей не вызывает: это любые военные  действия между враждующими сторонами, которые могут вестись как  непосредственно воюющими сторонами, так и их союзниками, формально  не объявившими состояние войны. Не обязательно, чтобы и сами воюющие  стороны формально объявили войну  друг другу. В понятие военных  действий включаются и действия, совершаемые  в процессе гражданских войн.

Под «блокадой» понимается преграждение доступа с моря к  побережью и портам с целью  прервать отношения с морскими странами. Различают несколько категорий блокады, в том числе коммерческую, которая проводится при отсутствии военных действий с целью воспрепятствовать морской торговле путем предотвращения захода судов в блокируемый район (порт) и выхода из этого района. Блокада должна быть эффективной, т. е. поддерживаться и осуществляться рядом судов, расположенных вокруг блокируемого района, в количестве, достаточном для того, чтобы прервать коммуникации и создать риск захвата судна. Для того чтобы блокада носила обязательный характер, необходимо наличие соответствующей декларации. Прорыв блокады влечет за собой конфискацию судна и груза.

Задержание судна по распоряжению властей может служить основанием к отказу от исполнения договора морской  перевозки груза без возмещения убытков лишь в том случае, если оно было вызвано причинами, не зависящими от перевозчика или отправителя.

Согласно статье 417 ГК, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Так, государство вправе привлекать для специальных надобностей суда, плавающие под его флагом. Обычно суда привлекаются для выполнения мобилизационной подготовки в связи с необходимостью обеспечения военных действий и т. п.

В соответствии со ст. 20 Таможенного Кодекса ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз отдельных товаров может быть запрещен исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей среды и т. д.

Задержание судна и  запрещение вывоза и ввоза груза  не могут служить основанием к  отказу от исполнения договора перевозки  без возмещения другой стороне убытков, если задержка предвидится кратковременная. Задержание судна при обычных  обстоятельствах длится сравнительно недолго, и во многих случаях его  освобождение зависит от перевозчика. Сравнительно быстро можно выяснить и причину запрета на ввоз или  вывоз определенных грузов. Поэтому  закон стимулирует обе стороны  к активным действиям, направленным на скорейшее уточнение времени  задержки судна или запрещения ввоза (вывоза) груза. Срок «кратковременной задержки» зависит от конкретных обстоятельств, свойств груза и  т. п.

Если обстоятельства, (военные  или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза перечисленные  в п.1 статьи 156), наступают уже  после выхода судна из порта отправления, во время рейса, то при отказе от исполнения договора перевозки отправитель  уплачивает перевозчику фрахт пропорционально  пройденному расстоянию и возмещает  ему все понесенные по грузу расходы (по выгрузке, хранению, простою судна  и др.).

Информация о работе Договор перевозки груза морским транспортом