Интелектуальная собственность. Авторские права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:43, контрольная работа

Краткое описание

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Вложенные файлы: 1 файл

Интелектуальная собственность.docx

— 103.85 Кб (Скачать файл)

произведения народного  творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и  фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и  тому подобное).

Авторское право также  не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных  и иных задач, открытия, факты, языки  программирования.

Авторское право  и право собственности

Авторское право на произведение не связано с правом собственности  на материальный носитель (вещь), в котором  произведение выражено.

Переход права собственности  на экземпляр произведения сам по себе не влечёт передачи каких-либо прав на само произведение, за исключением  случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его  собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено  иное).

Свободное использование  произведений

Основная статья: Добросовестное использование

Без согласия автора и без  выплаты вознаграждения

1. Допускается без согласия  автора и без выплаты авторского  вознаграждения, но с обязательным  указанием имени автора, произведение  которого используется, и/или источника  заимствования:

(в редакции Федерального  закона от 18 декабря 2006 года №  230-ФЗ)

цитирование в оригинале  и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном  целью цитирования, включая воспроизведение  отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в  качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера  в объёме, оправданном поставленной целью;

воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение  по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах  или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным  вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда  такие воспроизведение, передача в  эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение  по кабелю для всеобщего сведения публично произнесённых политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется  право на опубликование таких  произведений в сборниках;

воспроизведение или сообщение  для всеобщего сведения в обзорах  текущих событий средствами фотографии, путём передачи в эфир или сообщения  для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких  событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется  право на опубликование таких  произведений в сборниках;

воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом  или другими специальными способами  для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких  способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия  автора и без выплаты авторского  вознаграждения предоставление  во временное безвозмездное пользование  библиотеками экземпляров произведений, введённых в гражданский оборот  законным путём. При этом экземпляры  произведений, выраженных в цифровой  форме, в том числе экземпляры  произведений, предоставляемых в  порядке взаимного использования  библиотечных ресурсов, могут предоставляться  во временное безвозмездное пользование  только в помещениях библиотек  при условии исключения возможности  создать копии этих произведений  в цифровой форме.

3. Создание произведения  в жанре литературной, музыкальной  или иной пародии либо в  жанре карикатуры на основе  другого (оригинального) правомерно  обнародованного произведения и  использование этой пародии либо  карикатуры допускаются без согласия  автора или иного обладателя  исключительного права на оригинальное  произведение и без выплаты  ему вознаграждения.

Без согласия автора, путём репродуцирования

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника  заимствования репродуцирование в  единичном экземпляре без извлечения прибыли:

правомерно опубликованного  произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;

отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или  без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или  без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Объекты, размещённые  в открытом доступе

Основная статья: Свобода панорамы

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего  сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены  в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения  для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм  и аудиовизуальных произведений

Основная статья: Право  на вознаграждение за свободное воспроизведение  фонограмм и аудиовизуальных  произведений в личных целях

Свободное распространение  защищённых авторским правом произведений[править]

Свободное программное обеспечение

Свободная лицензия

GNU FDL

Защита авторских  прав

Нарушение авторских  прав

Нарушение неимущественных  авторских прав иногда называется плагиатом.

Нарушение имущественных  авторских прав называется контрафакцией  или, в просторечии, «пиратством».

Регистрация авторских  прав

В соответствии со статьёй 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления  и защиты авторских прав не требуется  регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении  программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Технические средства защиты

Замечания о том, что нужно  улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи. 

Не путать с регистрацией авторских прав

Для возникновения и осуществления  своих прав автору не нужно совершать  никаких формальностей (принцип  автоматической охраны — Бернская конвенция об охране литературных и  художественных произведений), но существуют некоторые организации, которые  предлагают автору «зафиксировать авторство», то есть выдать документ о том, что  именно он является автором конкретного  произведения, а само произведение — бережно сохранить в своём  депозитарии на случай, если его  кто-нибудь «украдёт» и авторство понадобится подтвердить. Однако, простое депонирование в Интернет-сайте авторских работ без выдачи авторского свидетельства (что необходимо для подтверждения объективной формы выражения) и без поддержания прямой онлайн-ссылки на депонированный объект часто бывает бесполезным и является признаком мошенничества[5].

Критика законодательства об авторском праве

Несоразмерная длительность защиты авторских прав

Привязка к сроку жизни  автора ставит в неравные условия  авторов-долгожителей и авторов, ушедших  в раннем возрасте.

Ранние произведения могут  находиться под защитой до 150 лет (зависит от срока жизни автора), тогда как поздние только 70 лет  после смерти автора.

Патент на изобретение  выдаётся только на 20-25 лет, тогда как  авторское право защищается всю  жизнь и 70 лет после смерти. Это  ставит изобретателей и инженеров  в неравные условия с авторами, находящимися под защитой авторского права.

В некоторых странах компьютерные программы приравнены к литературным произведениям и имеют такие  же сроки действия авторского права, при этом они быстрее устаревают.

Если имущественное авторское  право принадлежит организации, срок защиты произведения всё равно  исчисляется исходя из продолжительности  жизни автора, которому оно больше не принадлежит.

Казусы авторского права

Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony, использовав интерпретацию Эндрю Олдхема (первого менеджера Роллинг Стоунз) музыки The Rolling Stones из песни «The Last Time». The Verve некоторое время скрывали это, однако впоследствии вынуждены были перечислять 100 % гонораров, полученных за исполнение хита, на счёт Rolling Stones.[источник не указан 952 дня]

Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив его авторское  право.[источник не указан 952 дня]

Пол Маккартни, утерявший  в молодости права на свои песни  в составе «Битлз», вынужден был  платить правообладателю Майклу Джексону за то, что исполняет на концертах собственные песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторские права. Защита авторских прав на хореографическое произведение (танец)

Вопрос юристу

Я постановщик танцев в  институте, я придумываю номера, хореографию. Некоторые танцы очень оригинальны  и интересны. Я обнаружила, что  в одном из театров используют мою хореографическую постановку. Могу ли я как-то защитить права на свое творение? Вообще распространяются ли авторские права на хореографию? Может, есть какой-то способ регистрации  авторских прав на танцы или постановки?

 Если я подготовлю  режиссерский план моего представления  и экспликацию хореографического  произведения, это поможет в защите  моих авторских прав?

Юридическая консультация

Хореографические произведения и пантомимы являются охраняемыми  объектами авторских прав (ст. 1259 Гражданского кодекса).

 Как и любые другие  объекты авторских прав, хореографические  произведения не подлежат обязательной  регистрации. Более того, нет специальной  процедуры регистрации прав на  постановку танца (как есть, например, для компьютерных программ). Поэтому  я рекомендую, прежде всего, ознакомиться  с общими способами защиты  авторских прав. Они все применимы и для защиты хореографических произведений.

 

 Что касается рекомендаций  по юридической защите именно  танцевальных номеров, то уместными  и хорошими доказательствами  Ваших авторских прав были  бы:

экспликация хореографического  произведения (сделайте подробное описание хореографической постановки, снабдите ее текстовыми комментариями, зарисовками  танцевальных движений и т.п.);

при постановке хореографического  произведения (при его исполнении) запишите процесс на видео, можете сделать  фотосессию (серию фотоснимков) ключевых танцевальных па или всего танцевального  номера;

сохраните иные доказательства Вашей творческой работы над хореографическим произведением (рабочие материалы, отбракованные Вами танцевальные па).

 

 Для перечисленных  выше материалов важно закрепить  временной приоритет (подробнее  в юридической консультации по  защите авторских прав), в связи с чем рекомендуем это сделать в нотариальном порядке.

 

 Имейте также в виду, что хореография является самостоятельным,  отдельным объектом авторского  права. Если Вы осуществляете  постановку всего театрализованного  представления, то у Вас могут  возникнуть и иные авторские  права (на декорации, на сценарий  и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мюзикл и авторское  право: что можно и чего нельзя?

 

За исполнение перед зрителями  практически каждой песни, мюзикла  или пьесы, в том числе и  их фрагментов, полагается выплачивать  авторский гонорар.

Единственным исключением  являются работы, которые более не охраняются законом об авторском  праве, поскольку срок его действия истек. Это происходит через семьдесят  лет после смерти композитора  и/или автора (например, работы Гилберта и Салливана перешли в общественное достояние в 1960). Адаптированные сценарии, подновленные либретто и/или аранжировки, сделанные ныне живущим композитором (или композитором, с момента смерти которого прошло менее семидесяти лет) охраняются законом об авторском  праве и, таким образом, за их исполнение полагается выплачивать гонорар.

Произведения  для театра

Без лицензии, полученной заранее  у держателя авторских прав, невозможно никакое публичное представление  или публичное чтение пьесы или  мюзикла — полностью или в  отрывках.

Фрагменты мюзиклов

Обычно исполнять фрагменты  мюзиклов, при наличии лицензии, выданной PRS (Performing Right Society, Ltd.), разрешаются  на следующих условиях:

(i) Если этот фрагмент  не длится более 25 минут; (ii) Если  он не является целым актом  мюзикла; (iii) Если он не представляет  собой сокращенную версию мюзикла; (iv) Если он исполняется без  какого бы то ни было изменения  музыки или текста (также см. п. vi); (v) Если он исполняется при  использовании только опубликованных  и авторизованных аранжировок  (также см. п. vi); (vi) Если при исполнении  не используются (ни в каком  виде) декорации, костюмы, хореография,  сценография, представление персонажа  или характерное освещение —  даже если при этом не имитируется  оригинальная постановка мюзикла;

Информация о работе Интелектуальная собственность. Авторские права