Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:36, курсовая работа
Целью работы являются определение правового положения Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и выявление особенностей их участия в гражданско-правовых отношениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику государства как субъекта правоотношений в области гражданского права России.
- проанализировать муниципальное образование с точки зрения признаков субъекта отношений;
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Государство как субъект гражданского права 5
Глава 2. Характеристика муниципального образования гражданского права 8
2.1. Понятие муниципального образования 8
2.2. Муниципальные образования как социально-экономическая система 9
Глава 3. Участие РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях 12
3.1. Опосредованное участие государства в гражданском обороте 12
3.2. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте 13
3.3. Государство как собственник 15
3.4. Государство как участник сделки 17
3.5. Гражданские правоотношения при участии муниципальных образований 21
3.6. Ответственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
По-видимому, дальнейшее развитие гражданского
законодательства пойдет в направлении
создания единой казны. Плюралистическая
модель участия государства в
гражданском обороте облегчает
тяготы государственных органов, однако
снижает уровень защищенности прав
потерпевших. В частности, довольно
странно выглядит невозможность
обратить взыскание по долгам государства
на его имущество, переданное в ведение
(управление) других лиц. А если казенного
имущества недостаточно? Это вполне
возможно применительно, скажем, к муниципальным
образованиям, да, пожалуй, и к субъектам
РФ. Вред и в этих случаях должен
быть возмещен. Очевидно, практика уже
в ближайшее время потребует "снятия
корпоративной маски" с некоторых
государственных юридических
3.3. Государство как собственник
Государство является собственником
принадлежащего ему имущества, однако,
в отличие от физических или юридических
лиц, не обладает сознанием и волей,
необходимыми для участия в гражданском
обороте без посредства различных
государственных органов, как наделенных
правами юридического лица, так и
не обладающих ими. Эти органы перечислены
в ст. 125 ГК. Через посредство таких
органов государство
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности от имени государства регламентируются постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности". В частности: 1) создание и ликвидация федеральных государственных предприятий производятся по решению Правительства РФ; 2) учредителями от имени государства в обществах и товариществах выступают Мингосимущество РФ и Российский фонд федерального имущества по решению Правительства РФ; 3) Мингосимущество РФ производит передачу государственного имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, осуществляет контроль за использованием государственного имущества, дает согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог или в уставный капитал обществ (товариществ) и иное распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным государственным предприятием. Аналогичный порядок, за некоторыми исключениями, существует и для управления и распоряжения иными объектами государственной и муниципальной собственности. Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество РФ) и подчиненные ему органы в субъектах РФ. Их полномочия вытекают из ст. 7-8 Закона РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ". Мингосимущество РФ и его органы на местах, осуществляя управление и распоряжение государственным имуществом (за исключением жилых помещений)7:
- принимают решения о
- осуществляют преобразование
государственных унитарных
- являются учредителями
- осуществляют права акционера
(участника) хозяйственных
- выступают в качестве
- закрепляют государственное
- дают согласие на залог
- совершают иные действия.
Указанные действия органы системы
Мингосимущества РФ совершают от
имени государства как
- владению переданными им
- выступлению на основании
- осуществлению от имени РФ
выпуска государственных
Указанные действия фонды имущества также совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества. Полномочия перечисленных государственных органов в настоящее время ограничены Указом Президента РФ от 30 сентября 1995 г. № 986 "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями". Любые действия по управлению и распоряжению акциями, находящимися в федеральной собственности, в том числе их передача в управление частным лицам, в уставные капиталы организаций, в залог, а также иное их обременение возможны только на основании указов Президента РФ, проекты которых должны в обязательном порядке выноситься на подписание постановлениями Правительства РФ. Однако от имени государства действуют не только указанные выше органы. Так, при приватизации жилых помещений стороной соответствующих отношений по передаче жилых помещений в собственность граждан выступает государство как таковое, хотя заключаются соответствующие сделки государственными органами или даже государственными предприятиями от своего имени.
Государство становится собственником имущества при прекращении (в том числе принудительном) на него права частной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 225 ГК (в отношении бесхозяйных вещей), 228 (находок), 231 (безнадзорных животных), 233 (кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), 238 (имущества, которое не может принадлежать данному собственнику), 240 (бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), 242 (при реквизиции) и 243 (при конфискации), а также в иных случаях.
Государство может участвовать
и в общей долевой
3.4. Государство как участник сделки
Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц. Государство не может выступать в сделках в качестве потребителя (покупателя в розничной торговле, нанимателя в договоре проката, заказчика при бытовом заказе и т.д.). Также невозможно участие государства в сделках со специальным субъектом - страховщиком, банком, финансовым агентом и т.д. Поскольку государство - не предприниматель, оно не может участвовать в сделках в качестве предпринимателя (доверительного управляющего, участника договора коммерческой концессии и т.д.). Государство (а именно Российская Федерация) выступает получателем имущества при признании сделки недействительной по ст. 169 ГК РФ.
От имени государства как собственника соответствующего имущества заключаются, как правило, любые сделки по распоряжению государственным имуществом, в том числе в рамках приватизации.
Государство может осуществлять финансирование и кредитование капитального строительства. Государственное финансирование может предоставляться как на безвозвратной, так и на возвратной основе, в том числе с взиманием процентов, в соответствии с заключаемыми договорами.
От имени государства такие договоры с банками и заемщиками (застройщиками) заключает Министерство финансов РФ. Государство может оказывать краткосрочную финансовую поддержку в виде ссуд предприятиям любых форм собственности на основании Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета". Краткосрочная финансовая поддержка производится для: 1) проведения структурной перестройки производства; 2) расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов; 3) разработки, внедрения и приобретения новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом. Этот перечень целей является исчерпывающим. Ссуды предоставляются на основании договора о предоставлении и возврате ссуды, заключаемого между предприятием и Министерством финансов РФ (по форме утвержденного типового договора) в соответствии с решением Правительства РФ. Ссуды предоставляются на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, на возвратной основе и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Впрочем, ссуды могут быть и беспроцентными. Государство может на конкурсной основе предоставлять государственные капитальные вложения в коммерчески эффективные проекты. Порядок предоставления таких государственных инвестиций регламентируется Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации". Инвестиции распределяются на конкурсной основе и направляются в проекты, связанные в первую очередь с развитием "точек роста" экономики, причем частный инвестор должен вложить в проект не менее 20 процентов собственных средств. Срок окупаемости проектов не должен превышать, как правило, двух лет (для сельского хозяйства - пяти лет). Государственная поддержка прошедших конкурс инвестиционных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых либо на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых обществ, а также путем предоставления частным инвесторам государственных гарантий по возмещению вложенных средств. Предоставление государственной поддержки производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Гарантии или поручительства Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам должны предоставляться на конкурсной основе, причем лишь тем организациям, которые не имеют задолженности по платежам в бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Гарантии (поручительства) могут выдаваться в самых различных случаях.
Например, государство может выдавать гарантии по обязательствам государственных заказчиков продукции для федеральных нужд в пределах средств, выделяемых на эти цели из бюджета. При этом в нормах ГК о поставке товаров и подрядных работах для государственных нужд (ст. 525-534 и 763-768 соответственно) прямо о непосредственном участии государства в соответствующих отношениях не сказано. Государство вполне замещается здесь юридическими лицами, выступающими в качестве государственных заказчиков. Здесь, однако, в роли заказчика выступает государственный орган, обладающий необходимыми ресурсами, а приобретаемое имущество необходимо государству как таковому, возможность непосредственного участия государства в складывающихся отношениях не исключена.
Государство может заключать соглашения
о разделе продукции. Сторонами
соглашения являются частный инвестор
и государство - Российская Федерация
в лице Правительства РФ и органа
исполнительной власти субъекта РФ, на
территории которого расположен участок
недр, предоставленный инвестору
для использования. Соглашения о
разделе продукции заключаются,
как правило, на основании конкурсов
(аукционов). Раздел продукции состоит
в том, что инвестор оставляет
за собой так называемую компенсационную
часть произведенной продукции (которая
возмещает ему стоимость
Государство же получает свою часть "прибыльной" продукции, которая делится между Российской Федерацией и соответствующим субъектом РФ. Раздел продукции заменяет взимание с инвестора большинства налогов.
Государство как участник сделок выступает
при эмиссии и обращении
Выпуск и обращение облигаций
федеральных займов регламентируются
Генеральными условиями выпуска
и обращения облигаций
- государственные краткосрочные
бескупонные облигации,
- Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107. Эти облигации являются дисконтными (продаются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости), выпускаются в безбумажной форме, имеют срок обращения до 1 года;
- казначейские обязательства,
выпускаемые на основании
- государственные долговые
- облигации Государственного
- облигации российского
- облигации внутреннего