Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:36, курсовая работа
Целью работы являются определение правового положения Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и выявление особенностей их участия в гражданско-правовых отношениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику государства как субъекта правоотношений в области гражданского права России.
- проанализировать муниципальное образование с точки зрения признаков субъекта отношений;
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Государство как субъект гражданского права 5
Глава 2. Характеристика муниципального образования гражданского права 8
2.1. Понятие муниципального образования 8
2.2. Муниципальные образования как социально-экономическая система 9
Глава 3. Участие РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях 12
3.1. Опосредованное участие государства в гражданском обороте 12
3.2. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте 13
3.3. Государство как собственник 15
3.4. Государство как участник сделки 17
3.5. Гражданские правоотношения при участии муниципальных образований 21
3.6. Ответственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
- облигации государственных
Эмитированные банкноты и монета обеспечиваются лишь активами Банка России (ст. 30 Закона о Центральном банке РФ). Хотя они и не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца, принцип полного возмещения убытков, понесенных в сфере денежного обращения вследствие действий Банка России или государства, из законодательства прямо не вытекает. Впрочем, в ряде случаев (в частности, на основании Закона РФ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации") государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами РФ в определенный период времени, а затем вследствие изменения экономической политики обесценившихся.
Государство также участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом.
3.5. Гражданские правоотношения при участии муниципальных образований
В соответствии со ст. 125 ГК участие
муниципальных образований в
гражданских правоотношениях
Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Среди органов местного самоуправления
(наименования их устанавливаются в
уставах муниципальных
Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать и совершать иные сделки с муниципальным имуществом, определять в договорах условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов (ст. 29 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени муниципальных
образований по их специальному поручению
в гражданских правоотношениях
могут выступать
Случай и порядок таких
Сфера участия муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).
Среди гражданско-правовых отношений - выделяются отношения собственности.
РФ принадлежит та часть государственной
собственности, которую закон именует
федеральной собственностью. Имущество,
принадлежащее на праве государственной
собственности субъектам, составляет
собственность субъектов РФ. Отнесение
государственного имущества к федеральной
собственности и к
РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.
Среди случаев участия в гражданских правоотношениях муниципальных образований следует назвать:
- возмещение ими вреда,
- возмещение государственного
вреда, причиненного
- взыскание в доход государства
имущества по некоторым
Муниципальные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).
Муниципальные образования становятся
участниками
3.6. Ответственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам
Закон устанавливает, что
РФ, субъекты, муниципальные образования
несут самостоятельную
Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, когда это правило не распространяется на случаи, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо когда указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.
Кроме того, в соответствии с п.
3 ст. 56 ГК на РФ, субъекты, муниципальные
образования как на учредителей
унитарных предприятий и
Точно так же на собственников имущества
создаваемых или учреждений возлагается
субсидированная
РФ несет субсидированную
РФ, субъекты, муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (см. ст. 16 ГК, 1070 ГК).
РФ, субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имущества, кроме имущества:
- которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК).
Имеются особенности в обращении
взыскания на землю и другие природные
ресурсы, находящиеся в государственной
или муниципальной
Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности РФ, субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства, заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обладают гражданской
К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если они не вытекают из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК).
РФ и муниципальных образования будучи публичными образованиями обладают следующими признаками:
1. организационное единство - характеризующее
публичное образование как
2. обособленное имущество
3. ответственность по своим
4. возможность выступления РФ, субъектов
РФ и муниципальных
Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права, а именно:
- государство само принимает
законы, которыми должны
- государство может принимать
административные акты, из которых
возникают гражданско-правовые
- государство сохраняет
Перечисленные свойства выражают далеко
не все особенности государства
как участника гражданско-
Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать рад прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности.
Особыми участниками гражданского
оборота выступают
Муниципальные образования создаются
по модели образований государственных,
однако в отличие от последних
органы местного самоуправления не входят
в систему органов
Вместе с тем, и государственные
образования не могут быть участниками
всех гражданских правоотношений, например,
государственные образования не
могут выступать в
Состав участников правоотношения может меняться в результате правопреемства, под которыми понимается переход прав и обязанностей от одного лица - правопредшественника, к другому - правопреемнику, причем последний выступает в правоотношениях вместо своего предшественника.