Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:11, дипломная работа
В период первобытно-общинного строя, когда потребности людей и средства их удовлетворения были более чем скудные, наследования в современном понимании еще не существовало. Просто потому, что наследовать было нечего. По мере того, как хозяйство из присваивающего становится производящим, происходит рост имущественной обособленности отдельных семей. И сразу же возникает вопрос о том, кому достанется имущество умершего
Введение 3
1 Общие положения о наследовании 7
1.1 Развитие законодательства о наследовании в Российской Федерации 7
1.2 Принципы наследственного права 15
1.3 Понятие наследования. Время и место открытия наследства 18
2 Наследование по закону 35
2.1 Субъекты наследственных правоотношений 35
2.2 Недостойные наследники 37
2.3 Очередность наследования 44
2.4 Наследование по праву представления 57
2.5 Наследование выморочного имущества 60
Заключение 70
Библиографический список 73
В российском дореволюционном законодательстве (ст.ст. 1162, 1163, 1263 т. X ч. 1 Свода Законов Гражданских) вопрос о природе выморочного имущества однозначно не был решен. С одной стороны, имущество приобреталось государством (а в исключительных случаях, обозначенных, в частности, в ст.ст. 1168, 1169, 1172, 11721–11728, определенными учреждениями) только по истечении 10 лет со времени последнего опубликования в ведомостях вызова о явке наследников, в течение которых кредиторы наследодателя имели возможность удовлетворить свои требования за счет этого имущества. С другой стороны, даже после приобретения такого имущества государство не освобождалось от оплаты долгов, на нем лежащих (ст. 1263 т. Х ч. 1). Вместе с тем в литературе преобладал подход, согласно которому государство приобретало выморочное имущество не по праву наследования, а получало его как бесхозяйное, и в отличие от права наследования, при котором принявшие наследство наследники отвечали по долгам наследодателя в полном объеме, несло такую ответственность в пределах стоимости приобретенного имущества2.
В советский период наследственное законодательство также нечетко решало данный вопрос. Согласно ст.ст. 418, 433, 434 ГК РСФСР 1922 года выморочное имущество поступало в распоряжение государства, хотя государство к лицам, призываемым к наследованию не относилось, но все-таки отвечало по долгам наследодателя в пределах действительной стоимости наследственного имущества. Большинство советских авторов тех времен (Л. Лунц, И. Перетерский, В. Серебровский) данное право рассматривали как особое право наследования со стороны государства, поскольку: а) переход происходил после смерти лица; б) распространялся на все имущество умершего как единое целое; в) связывался с ответственностью по долгам, обременяющим наследство; г) считался совершившимся в момент открытия наследства. Такой подход являлся общепризнанным и впоследствии был законодательно закреплен в ст. 117 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик 1961 года и ст. 552 ГК РСФСР 1964 года. Сам же термин «выморочное имущество» был заменен термином «имущество, переходящее по праву наследования к государству».
В настоящее время вступившая в силу часть третья ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация не только является единственным получателем выморочного имущества, но и о том, что такое имущество переходит к ней в порядке наследования по закону (ст. 1116 (п.2), 1151 (п.2) ГК РФ.
Специфика приобретения
выморочного имущества
а) не требуется принятия такого имущества государством (п. 1 ст. 1152);
б) не подлежит применению норма о сроке принятия наследства (ст. 1154);
в) государство не вправе отказаться от наследования (п. 1 ст. 1157);
г) государству выдается свидетельство о праве на выморочное имущество (ст. 1162)1.
Особое положение Российской
Федерации в гражданском
Как известно, до последнего времени выморочное имущество приобреталось в соответствии с Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683 (далее - Положение о порядке учета), а также Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Министерством финансов СССР 19 декабря 1984 г. № 185 (далее - Инструкция Министерства финансов СССР).
Пункт 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 ноября 2001 г. закрепил положение, согласно которому впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР. действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса. Данное положение является общей нормой и устанавливает безусловный приоритет части третьей ГК РФ по отношению к другим федеральным законам и иным правовым актам.
Пункт 2 ст. 4 Вводного закона предусматривает, что по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения соответствующих законов, изданные до введения в действие части третьей ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР Президента РФ и Правительства РФ, а также применяемые на территории Российское Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР. Президента СССР и Правительства СССР.
Из анализа положений данной статьи следует, что п. 2 ст. 4 Вводного закона является частной нормой по отношению к п. 1 ст. 4 данного Закона, соответственно названные в п. 2 ст. 4 Вводного закона нормативные акты, не являющиеся законами, могут применяться на территории Российской Федерации впредь до принятия федеральных законов, если они не противоречат части третьей ГК РФ.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
а) поскольку Инструкция Министерства финансов СССР не относится к числу нормативных актов, перечисленных в п. 2 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ, она не подлежит применению на территории Российской Федерации с 1 марта 2002 г.;
б) положение о порядке учета может применяться в части, не противоречащей части третьей ГК РФ.
В связи с тем, что
анализируемое Положение
Статья 1151 ГК в качестве получателя выморочного имущества называет непосредственно саму Российскую Федерацию, не устанавливая конкретных органов, полномочных представлять ее интересы при получении свидетельства о праве на наследство.
В связи с этим важным является вопрос о том, в лице каких органов Российская Федерация может получить свидетельство о праве на выморочное имущество. Для ответа на него следует обратиться к положениям ст. 125 ГК, согласно которым от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, квалифицирующим признаком, позволяющим решить вопрос о том, какой орган должен представлять Российскую Федерацию при получении выморочного имущества, является наличие таких полномочий у государственного органа и закрепление их актами, определяющими его статус.
Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 783, в настоящее время не наделяет налоговые органы подобными полномочиями, а это означает, что нормы Положения о порядке учета не соответствуют ст. 125 ГК и, как следствие, не подлежат применению.
В действующем законодательстве более-менее четко решен вопрос об органе, уполномоченном приобретать от имени Российской Федерации недвижимое имущество. Таким органом является Министерство имущественных отношений РФ и его территориальные органы. Министерство имущественных отношений РФ в соответствии с подп. 7, 16 п. 6 Положения о нем наделено полномочиями по приобретению в федеральную собственность, учету, оформлению прав, управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом, в том числе земельными участками.
Что же касается иного имущества (имущественных прав, ценных бумаг, денежных средств, валютных и культурных ценностей, огнестрельного оружия и т.д.), то исходя из положений ст. 125 ГК необходимо обращаться к нормативным актам, регулирующим компетенцию соответствующих государственных органов. Например, совершенно очевидно, что если речь идет о приобретении выморочных денежных средств (в том числе по банковским вкладам), валютных ценностей, то уполномоченным органом будет Федеральное казначейство в лице его территориальных органов по месту открытия наследства.
Постановлением Правительства РФ «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» от 19 апреля 2002 г. № 260 (п. 1) установлено, что исключительно Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, Российский фонд федерального имущества является уполномоченным органом, который осуществляет учет, оценку и распоряжение федеральным движимым имуществом, перешедшем в собственность Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законом, в том числе в порядке наследования, при этом указанное имущество передается ему другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Следующим вопросом, требующим выяснения, является вопрос о порядке выдачи свидетельства о праве на выморочное имущество.
Согласно ст. 1162 ГК свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. Исходя из данной нормы, каждый наследник может получить свидетельство:
а) выданное на всех и на все имущество в целом (идентичного содержания);
б) выданное на всех и на часть имущества;
в) выданное на него одного и на все имущество;
г) выданное на него одного и на часть имущества1.
То есть по желанию наследников каждый из них может получить отдельное свидетельство, выданное на часть имущества, при этом часть имущества и доля в праве на наследственное имущество не являются тождественными понятиями.
Согласно п. 1 ст. 1162 ГК в таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации (ст. 1151 ГК). Учитывая, что Российская Федерация является особым субъектом, выступающим в гражданском обороте через различные органы, действующие в рамках их компетенции (ст. 125 ГК), то положения ст. 1162 ГК подлежат применению с учетом этих особенностей. Поэтому свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества должно выдаваться на имя Российской Федерации (без указания конкретных органов), но в нескольких экземплярах – на отдельные части выморочного имущества (в зависимости от вида имущества) по заявлению соответствующих компетентных государственных органов.
Еще более сложным и требующим скорейшего разрешения является вопрос о порядке возмещения необходимых расходов по ст. 1174 ГК и долгов наследодателя.
После приобретения выморочного имущества Российской Федерацией требования кредиторов, следуя логике ст. 125 ГК, могут быть предъявлены к государственным органам, в лице которых Российская Федерация несет ответственность по своим обязательствам, так как в результате наследственного правопреемства происходит перемена лиц на стороне обязанного лица. Какой из государственных органов должен исполнять эти обязанности, зависит от характера заявленных требований. Если требования являются денежными, то, очевидно, они должны удовлетворяться за счет казны Российской Федерации и по аналогии со ст. 1071 ГК - предъявляться к финансовым органам. Если же заявлены требования с элементами вещных прав (залога, сохранения права аренды вещи - ст. 617 ГК или найма жилого помещения - ст. 675 ГК), то данные обременения с присущим им свойством следования несут государственные органы, приобретшие обремененную вещь.