Общая характеристика договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

В отличие от подрядных отношений, где предметом договора выступает выполненная работа, т. е. результат действий подрядчика, предмет обязательства по оказанию услуг состоит из самих действий либо деятельности, а их результат выходит за рамки предмета договора.
Заказчика, конечно, в первую очередь интересует результат оказания услуг. Но он зависит не только от действий или деятельности исполнителя, но и в не меньшей мере от качеств самого заказчика, если услуги неразрывно связаны с его личностью, а также от иных обстоятельств, повлиять на которые не могут ни исполнитель, ни заказчик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика договора перевозки грузов………………………….4
2. Права и обязанности, ответственность участников договора перевозки грузов………………………………………………………………………………8
3. Договор перевозки пассажира………………………………………………..12
4. Перевозки грузов воздушным транспортом………………………………...14
5. Перевозка грузов железнодорожным транспортом………………………...16
6. Перевозки грузов морским транспортом……………………………………18
7. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении……………...24
8. Договор транспортной экспедиции………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………...………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

перевозки.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

В случаях, указанных  законом, перевозчик обязан проверить  состояние, массу и количество мест груза (например, в случае прибытия груза с признаками недостачи или повреждения (порчи) груза; на неисправном транспортном средстве). Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут быть основанием для ответственности перевозчика или освобождения от нее (факт недостачи, повреждения груза; исправность запорно-пломбировочных устройств), фиксируются в коммерческом акте или акте общей формы. Такие акты составляются перевозчиком и в том случае, если не сохранность груза была обнаружена в пути его следования. Согласно пункту 4 ст. 796 ГК РФ документы о причинах не сохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора должны оцениваться судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

Грузополучатель может  отказаться от принятия груза в случаях, когда качество груза вследствие порчи, повреждения или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность полного или частичного использования груза по назначению.5

Если в течение установленных  сроков груз не принят и не вывезен  грузополучателем, то он считается  невостребованным. Перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, который должен определить судьбу груза. При отсутствии распоряжений с его стороны перевозчик по общему правилу может реализовать невостребованный груз по договору купли-продажи, исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате их стоимости или соответствующим договором, либо исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Из суммы, полученной от реализации грузов, перевозчик удерживает причитающиеся ему платежи (плату за хранение и др.) и расходы на реализацию грузов. Оставшаяся сумма подлежит перечислению либо грузополучателю — в случае оплаты им стоимости грузов, либо грузоотправителю — в остальных случаях. Однако может оказаться, что вырученной суммы недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов на реализацию грузов, в этом случае перевозчик вправе взыскать недополученную сумму с грузоотправителя.6

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

При этом ГК РФ в интересах  клиентов устанавливает пределы  регулирования соглашением сторон ответственности перевозчика: по общему правилу она может быть только повышена по сравнению с законом. Соглашения об ограничении или устранении ответственности перевозчика являются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Кроме того, транспортным законодательством не допускаются также соглашения, имеющие целью ограничить или устранить ответственность грузоотправителей или грузополучателей.7

Ответственности по договору перевозки присущи значительные особенности. Во-первых, в качестве исключения из принципа безвиновной ответственности предпринимателей8 в большинстве случаев предусмотрено правило об ответственности участников перевозки при наличии вины. Во-вторых, она носит ограниченный характер: а) по общему правилу возмещению подлежит реальный ущерб в установленном законом размере, упущенная выгода не взыскивается; б) установленные законом неустойки носят, как правило, исключительный характер; в) ограничивается размер пени, взыскиваемой за длящееся правонарушение.

Перевозчик по общему правилу отвечает за просрочку доставки груза, если не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, т. е. ответственность основывается на принципе вины (ст. 97 УЖТ РФ, ст. 116 КВВТ РФ, ст. 166 КТМ РФ). Размер неустойки определяется, как правило, в процентном отношении к провозной плате за каждые сутки (час) просрочки, устанавливается предельный размер такой ответственности (например, на воздушном транспорте штраф взимается за каждый час просрочки в размере 25% минимального размера оплаты труда, но не более чем 50% провозной платы).

Согласно пункту 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность  за не сохранность грузов, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким образом, перевозчик отвечает за не сохранность груза при наличии вины.

Перевозчик обязан возместить причиненный реальный ущерб в  установленных законом пределах: а) в случае утраты или недостачи  груза — в размере стоимости  утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости. Возмещение ущерба производится исходя из цены груза, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Если груз был сдан к перевозке с объявлением его ценности, то ущерб возмещается в размере объявленной стоимости груза. В соответствии с пуктом 3 ст. 796 ГК РФ наряду с возмещением реального ущерба перевозчик возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

Транспортные уставы и кодексы приводят примерные  перечни обстоятельств, освобождающих  перевозчика от ответственности  за не сохранность груза (особые естественные свойства перевозимого груза; незаметные по наружному виду недостатки тары и упаковки груза; действия или бездействие отправителя, или получателя и др. — ст. 95 УЖТ РФ, ст. 118 КВВТ РФ, п. 1 ст. 166 КТМ РФ). Кроме того, в транспортном законодательстве определяются обстоятельства, при которых для освобождения перевозчика от ответственности достаточно лишь ссылки перевозчика на одно из этих обстоятельств (например, если груз прибыл в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами грузоотправителя; груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) и др.). Перевозчик в этих случаях будет нести ответственность за не сохранность груза только при условии, если предъявитель претензии докажет вину перевозчика в утрате или повреждении груза.9 Для требований из перевозки груза, предъявляемых к транспортным организациям, установлен обязательный претензионный (досудебный) порядок разрешения споров (п. 1 ст. 797 ГК РФ). Право на подачу претензии предоставлено грузоотправителям, грузополучателям, страховщикам, выплатившим страховое возмещение грузоотправителю либо грузополучателю. В соответствии с пунктом 2 ст. 797 ГК РФ полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить претензию либо неполучение от перевозчика ответа в 30-дневный срок являются основаниями для предъявления иска в суд. К исковому заявлению наряду с доказательствами, подтверждающими исковые требования, должны быть приложены доказательства соблюдения претензионного порядка. Предъявление претензий к перевозчику за пределами установленных сроков не является основанием к возвращению искового заявления. Однако если будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 ст. 111 АПК РФ вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора.10

Согласно пункту 3 ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается  в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Этот момент по общему правилу определяется как день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии.

3. Договор перевозки  пассажира

 

 

В соответствии с договором  перевозки пассажира перевозчик обязан осуществить перевозку не только пассажира, но и багажа. Обязанность перевозчика доставить в пункт назначения багаж пассажира возникает лишь в случае его реальной сдачи перевозчику. Договор перевозки пассажира — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.11

Сторонами договора являются перевозчик и пассажир. Перевозчиком может быть лицо, обладающее лицензией на перевозку пассажиров соответствующим видом транспорта. В качестве пассажира выступает гражданин-потребитель. Поскольку министерства и ведомства не наделены полномочиями принимать нормативные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей, правила перевозок пассажиров утверждаются Правительством России.12

Договор перевозки пассажира  является консенсуальным, взаимным и  возмездным. В тех случаях, когда  перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным. Перевозчик может отказать пассажиру в заключении договора лишь в случае отсутствия свободных мест и иных обстоятельств, объективно препятствующих доставке пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа.

На перевозчика возлагается  информационная обязанность: он должен своевременно предоставить до заключения договора информацию о предоставляемых  услугах (о движении транспорта, цене и т. д.).

Перевозчик обязан предоставить пассажиру место, указанное в  билете. При отсутствии такой возможности  пассажиру с его согласия может  быть предоставлено другое место. При  предоставлении места более низкой категории перевозчик возмещает пассажиру разницу между стоимостью проезда, если же предоставляется место более высокой категории, то разница между стоимостью проезда с пассажира не взимается.

Перевозчик обязан в  обусловленное время доставить  пассажира в пункт назначения. Согласно пункту 1 ст. 795 ГК РФ перевозчик несет ответственность, во-первых, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, и, во-вторых, за опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях). Он уплачивает пассажиру штраф в установленном размере, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, ответственность перевозчика строится по принципу вины. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира регулируется нормами об обязательствах из причинения вреда.13 Основной обязанностью пассажира является уплата провозной платы (п. 1 ст. 790 ГК РФ). Она исполняется, как правило, при заключении договора перевозки. Размер провозной платы зависит от расстояния, а также класса занимаемого места. Некоторые категории граждан имеют право на бесплатный либо льготный проезд (например, инвалиды I группы), однако из этого не вытекает безвозмездный характер договора перевозки пассажира, поскольку в данных случаях государство принимает на себя исполнение обязанности по договорам, заключенным такими гражданами. Согласно пункту 5 ст. 790 ГК РФ понесенные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Пассажиру предоставляется  право провозить с собой ребенка  бесплатно либо по льготным тарифам, если он не занимает отдельного места, а также ручную кладь установленного веса и размера. При наличии свободных мест он может выезжать транспортным средством, отходящим ранее того, на который приобретен билет; занять в пути следования свободное место более высокой категории; делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа, но не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки; в случае болезни, подтвержденной документом лечебного учреждения, продлевать срок действия билета на время болезни; отказаться от договора перевозки, сдать билет и получить провозную плату в установленном размере.

Согласно статье 786 ГК РФ перевозчик обязуется доставить вверенный  ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату. Соглашение о перевозке багажа не рассматривается в качестве самостоятельного договора, обязанность доставить багаж вытекает из договора перевозки пассажира в случае реального предъявления багажа к перевозке. В подтверждение сдачи пассажиром багажа к перевозке выдается багажная квитанция установленной формы, в которой указывается количество мест и вес багажа. Багаж выдается при предъявлении квитанции в пункте назначения либо по требованию пассажира в любом пункте, в котором производится остановка. Перевозчик несет ответственность за не сохранность багажа по правилам, аналогичным ответственности за не сохранность груза. Срок исковой давности по требованиям к перевозчику, вытекающим из перевозки пассажира, как правило, определяется в соответствии с общими положениями (ст. 196 ГК РФ) и равен 3 годам. Для требований из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении установлен двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ РФ).

Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым перевозчиком к пассажиру, различается в зависимости от вида транспорта и перевозки. Так, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте установлен срок один год (ст. 126 УЖТ РФ, ст. 164 КВВТ РФ), для договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении — два года, для остальных видов транспорта общий срок исковой давности — три года.

 

 

 

 

4. Перевозки грузов воздушным транспортом

 

 

Воздушный кодекс Российской федерации (ВК РФ) предусматривает разделение воздушных перевозок на внутреннюю перевозку и международную перевозку.

Внутренняя воздушная перевозка  – пункты посадок авиарейса находятся  на территории Российской федерации.

Информация о работе Общая характеристика договора перевозки грузов