Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется, в своей основе, современными закономерностями перехода к рыночной экономике, противоречивыми тенденциями становления новых форм собственности, поиском дальнейших перспектив экономического и политического развития российской государственности.
Одним из важных условий успешного обеспечения экономической реформы, перехода к цивилизованному рынку является формирование муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности, ее развитие на прочной законодательной базе в качестве экономической основы местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2-4стр.
Глава 1. Теорико-Методологические основы муниципальной собственности
…………………………………………………………………………………..5стр
Понятие муниципальной собственности…………………………....5-11стр.
Порядок формирования муниципальной собственности…………11-18стр.
Глава 2. Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью……………………………………………………………...19стр.
2.1 Правовое регулирование муниципальной собственности………...19-23стр.
2.2 Организационная система управления муниципальной собственностью
…………………………………………………………………………….23-31стр.
Заключение………………………………………………………………32-33стр.
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Буткувене Т,С -муниципальная собственность.docx

— 67.92 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………….2-4стр.

Глава 1. Теорико-Методологические основы муниципальной собственности

…………………………………………………………………………………..5стр

    1. Понятие муниципальной собственности…………………………....5-11стр.
    2. Порядок формирования муниципальной собственности…………11-18стр.

Глава 2. Организационно-правовой механизм управления муниципальной  собственностью……………………………………………………………...19стр.

2.1 Правовое регулирование  муниципальной собственности………...19-23стр.

2.2 Организационная система  управления муниципальной собственностью

…………………………………………………………………………….23-31стр.

Заключение………………………………………………………………32-33стр.

Список литературы………………………………………………………….34стр.

Приложение 

Введение

Актуальность темы исследования определяется, в своей основе, современными закономерностями перехода к рыночной экономике, противоречивыми тенденциями  становления новых форм собственности, поиском дальнейших перспектив экономического и политического развития российской государственности.

Одним из важных условий  успешного обеспечения экономической  реформы, перехода к цивилизованному  рынку является формирование муниципальной  собственности как самостоятельной  формы собственности, ее развитие на прочной законодательной базе в  качестве экономической основы местного самоуправления.

Вопрос о собственности  был и остается главным во всех коренных преобразованиях, которые  знала история человечества. При  всем многообразии социокультурных, исторических особенностей, характеризующих эти процессы, им присущи и некоторые общие черты, обще социальные закономерности. Начальный период экономических преобразований, в частности, всегда связан с борьбой различных общественных сил за владение теми или иными массивами собственности. Это есть, в конечном счете, борьба за собственность как за экономическую власть в обществе и государстве. В дальнейшем, с завоеванием и перераспределением экономической власти, происходящей, как правило, на основе возникновения новых форм собственности, неизбежно возникает проблема реализации властно-управленческих функций собственности, выработки и применения системы мер по эффективному управлению ее объектами. И если результаты начального периода экономических преобразований всегда получают в первую очередь политико-правовую фиксацию, закрепляются путем соответствующих изменений в   государственной системе правовых норм, то результаты последующих властно-экономических преобразований получают свою материализацию непосредственно в экономической системе.

Таким образом, тема управления муниципальной собственностью в  современной России одна из самых  актуальных. Так как, ещё пятнадцать лет назад такой формы собственности  на территории Российской Федерации  не было. Процесс её становления  продолжается и сегодня. Эффективность  деятельности властных структур обусловлена  жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные  решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через  местные органы, реализуются в  жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной  политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных  нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная  собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и  эффективное управление муниципальной  собственностью.

Целью моей курсовой работы является охарактеризование муниципальной  собственности. В связи с этим, для достижения поставленной мною цели я устанавливаю следующие задачи:

    • Определить понятие муниципальной собственности;
    • Определить порядок формирования муниципальной собственности;

Согласно поставленным мной задачам, которые мне предстоит  решить для раскрытия данной темы, курсовой проект я структурирую следующим образом. В первой главе, я даю понятие муниципальной собственности, ее состав. Рассматриваю порядок формирования муниципальной собственности. Во второй главе я рассматриваю организационно – правовой механизм управления муниципальной собственностью.

Объект исследования моего курсового проекта—муниципальная собственность, представленная в виде имущественного комплекса, включающего  недвижимое и движимое имущество, доходы местного бюджета, внебюджетные фонды, муниципальные предприятия и учреждения, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов и пр., и составляющая экономическую основу управления муниципальными образованиями, в отношении которой данное образование обладает правами владения, пользования и распоряжения.

Предметом исследования выступают  механизмы экономического и финансового  управления муниципальной  собственностью как важнейшей институциональной  составляющей экономики. 

 

 

Глава 1.Теорико-Методологические основы муниципальной собственности

1.1 Понятие муниципальной собственностью  

Статья 8 Конституции  Российской Федерации устанавливает, что наравне с другими формами  собственности (1государственной, 2частной  и др.) признается и защищается муниципальная  собственность. 

Исходя из этого принципиального положения российской специалисты конституционного, гражданского и муниципального права разрабатывают теоретические основы муниципальной собственности. Предложенная ими концепция сущности и содержания категории «муниципальная собственность» является доминирующей в современной отечественной практике муниципального управления. Она нашла свое отражение в российском федеральном законодательстве.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации под муниципальной  собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В статье 1 федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что

_________________________________________________________________________________

2Частная собственность-одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество).

1Государственная собственность в РФ– имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта

муниципальная собственность  есть собственность муниципального образования.

Как известно, под муниципальным  образованием в соответствии со статьей 1 вышеназванного федерального закона понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.

РФ)Именно муниципальное  образование признается в российском законодательстве субъектом правоотношений, которому на праве собственности принадлежит муниципальное имущество, т.е. имущество муниципального образования. Нетрудно заметить, что законодатель исключает право собственности на муниципальное имущество у таких субъектов местного самоуправления как местные сообщества, население муниципального образования и др.

Состав муниципальной  собственности. В редакции федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос о составе муниципальной собственности рассматривается в несколько ином ракурсе.

В пункте 1 статьи 50 законодатель определил имущество, которое может  быть включено в состав муниципальной  собственности. К нему относится:

- имущество, предназначенное  для решения установленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения;

- имущество, которое  предназначается для осуществления  отдельных переданных государственных  полномочий в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- имущество, необходимое  для обеспечения деятельности  органов и должностных лиц  местного самоуправления, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования.

  В пунктах 2-4 статьи 50 одноименного федерального закона устанавливается  состав имущества, которое может  находиться в собственности поселения  и муниципального района. При этом законодатель установил, что остальное имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, должно быть передано другим собственникам.

Понятия «владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью» и «управление муниципальной собственностью» нельзя рассматривать как однопорядковые. Первый термин по своему содержанию более емкий и глубокий, чем второй. Можно управлять муниципальной собственностью, не владея этой собственностью. Однако собственник может не только владеть и пользоваться, но одновременно самостоятельно управлять своей собственностью.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации  местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью. Как видим, в основном российском законе вопрос о субъектах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью остается открытым. В нем лишь идет о субъектах управления муниципальной собственностью (п.1ст.132).

Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет положение статьи 215 ГК РФ. В пункте 2 статьи 29 подчеркивается, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население от имени муниципального образования непосредственно осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

В новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вышеприведенное уточнение опущено. Законодатель в пункте 1 статьи 51 определил, что только органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми органов местного самоуправления.

Итак, в местном самоуправлении произошла очередная 1«муниципальная революция». Муниципальная собственность  как форма общенародной (общественной) и публичной собственности передается от имени муниципальных образований как гражданско-правовых субъектов органам местного самоуправления на праве собственности для самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом. Население муниципальных образований, не говоря о местных сообществах, по существу не имеет никаких прав в части владения, пользования и муниципальной собственностью. Местная управленческая элита в лице депутатского корпуса и муниципального чиновничества получила правовую основу для бесконтрольного пользования и распоряжения муниципального имущества. Муниципальная собственность из общественного достояния, т.е. достояния местных сообществ, фактически превратилась в собственность муниципальной корпоративной управленческой элиты. Она будет распоряжаться муниципальной собственностью как своей, с учетом своих собственных интересов и интересов определенных групп и отдельных личностей в местных сообществах.

Федеральное законодательство позволяет выделить две группы управления муниципальной собственностью.

В первой группе в качестве основных субъектов управления муниципальной  собственностью выступают органы местного самоуправления.При этом подчеркивается их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью (пункт 1 статье 132 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование. Им предоставлено право отчуждать,

_______________________________________________________________

1Муниципальная революция-прошедшая в России в середине прошлого десятилетия, привела к появлению новелл правового регулирования, смысл которых становится ясным только сегодня, когда общество входит в очередной, качественно новый этап формирования единой системы публичной власти, связанный с принятием и введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах...»)

Информация о работе Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью