Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:09, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется, в своей основе, современными закономерностями перехода к рыночной экономике, противоречивыми тенденциями становления новых форм собственности, поиском дальнейших перспектив экономического и политического развития российской государственности.
Одним из важных условий успешного обеспечения экономической реформы, перехода к цивилизованному рынку является формирование муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности, ее развитие на прочной законодательной базе в качестве экономической основы местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………….2-4стр.
Глава 1. Теорико-Методологические основы муниципальной собственности
…………………………………………………………………………………..5стр
Понятие муниципальной собственности…………………………....5-11стр.
Порядок формирования муниципальной собственности…………11-18стр.
Глава 2. Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью……………………………………………………………...19стр.
2.1 Правовое регулирование муниципальной собственности………...19-23стр.
2.2 Организационная система управления муниципальной собственностью
…………………………………………………………………………….23-31стр.
Заключение………………………………………………………………32-33стр.
Список литературы…………………………
Особенности правового режима
объектов муниципальной собственности,
установленные гражданским
При разработке нормативных
актов, касающихся порядка управления
и распоряжения муниципальной собственностью,
необходимо учитывать положения
Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 25.08.95г. №154-ФЗ.
В этом законе установлен порядок
формирования муниципальной собственности
за счет государственной собственности
(ст. 4 и 5), определен порядок
При создании правовой и
организационной основы управления
и распоряжения муниципальной собственностью
следует обратить особое внимание на
нормы, содержащиеся в гл. 19 Гражданского
кодекса РФ «Право хозяйственного ведения,
право оперативного управления» (ст.
294-300), в параграфе 4 гл. 4 ГК РФ, имеющей
название «Государственные и муниципальные
унитарные предприятия» (ст. 113-115) и
в ст. 120 ГК РФ «Учреждения». Ввиду
того, что в настоящее время
практически все муниципальное
имущество находится либо в хозяйственном
ведении муниципальных 1унитарн
муниципальных учреждений (механизм передачи имущества в муниципальную казну еще не создан и не определен порядок содержания этого имущества), нормы ГК РФ, определяющие правовой режим хозяйственного ведения и оперативного управления служат нормативно-правовой основой всей системы управления муниципальной собственностью.
______________________________
1.Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.
Права собственника муниципального
имущества (от имени муниципального
образования эти права
рамках их компетенции — ст. 215 и 125 ГК РФ) в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, исчерпывающим образом перечислены в ст. 295 ГК РФ. В статье указаны две категории прав.
Одна группа прав касается
прав, которые собственник
В другую группу прав входят права, позволяющие собственнику оказывать влияние на решения по распоряжению недвижимым имуществом, которые вправе принимать уже само предприятие. Речь идет о праве собственника запрещать или давать согласие на совершение предприятием соответствующих сделок: купли-продажи, аренды, залога и т.д. При этом собственник вправе свое согласие обусловить определенными требованиями, например, передачи ему части арендной платы, части покупной цены.
Действует при этом общее ограничение — собственник не должен злоупотреблять своими правами (п.1 ст.10 ГК РФ).
Следует признать, что законодатель довольно жестко ограничил полномочия собственника по распоряжению имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия. Фактически таких прав у собственника не имеется. Решения по распоряжению имуществом принимает исключительно само предприятие. Чтобы распорядиться этим имуществом собственнику необходимо сначала изъять его от предприятия. Однако критерии правомерного изъятия имущества закон не устанавливает, хотя и упоминает о такой возможности в п.3 ст.299 ГК РФ. Пробел в законодательстве суд со ссылкой на ст. 305 ГК РФ («Защита прав владельца, не являющегося собственником») будет применять в пользу законного владельца, каковым является предприятие. Единственным реальным способом изъять имущество является ликвидация предприятия. Это положение, конечно, не нормально и должно быть исправлено законодателем.
Права собственника муниципального
имущества в отношении
Важно отметить, что в
соответствии со ст. 296 ГК РФ муниципальное
образование «вправе», но не обязано
изъять излишнее, неиспользуемое, либо
используемое не по назначению имущество.
Целесообразность изъятия определяется
для каждого конкретного случая
отдельно. Отсутствует такая
Устанавливая собственные процедуры принятия решений по распоряжению муниципальным имуществом, муниципальные образования должны в максимально возможной мере использовать конкурсные процедуры. Однако, если при приватизации муниципального имущества требования преимущественно конкурсного распоряжения имуществом были изначально заложены в императивных требованиях федерального законодательства, то при предоставлении муниципального недвижимого имущества третьим лицам во временное владение и пользование до 2 августа 1997 года (даты вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» №123-ФЗ) федеральное законодательство практически блокировало конкурсное предоставление имущества. Дело в том, что в соответствии с п.2.6 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 28.12.93г. №2284 и п.4.5. Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных указом президента РФ от 22.07.94г. №1535, арендуемые объекты нежилого фонда, полученные в аренду по конкурсу или аукциону, могли быть выкуплены арендатором за довольно умеренную плату (стоимость выкупа не превышала трех годовых арендных плат). Понятно, что перспектива выкупа объектов нежилого фонда заставляла органы местного самоуправления использовать преимущественно процедуры неконкурсного предоставления их в аренду (так называемое целевое предоставление).
На основании изложенного материала можно сформулировать следующее:
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о 1местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.
Полномочия органов местного
самоуправления осуществляются органами
местного самоуправления поселений, органами
местного самоуправления городских
округов и органами местного самоуправления
муниципальных районов
Права собственника муниципального
имущества (от имени муниципального
образования эти права
Права собственника муниципального
имущества (от имени муниципального
образования эти права
рамках их компетенции — ст. 215 и 125 ГК РФ) в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, исчерпывающим образом перечислены в ст. 295 ГК РФ. В статье указаны две категории прав.
______________________________
1Местный референдум - голосование, проводимое среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории муниципального образования, в целях решения вопросов местного значения
Заключение
В ходе достижения основной цели курсовой работы мною были сделаны следующие выводы и сформулированы следующие основные положения:
Муниципальная собственность это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. То есть основным признаком муниципальной собственности выделяется ее вещное содержание и принадлежность к муниципальному образованию.
В состав муниципальной
собственности входят средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные
фонды, имущество органов местного
самоуправления, а также муниципальные
земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной
собственности, муниципальные предприятия
и организации, муниципальные банки
и другие финансово-кредитные
Право муниципальной собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы.
Право муниципальной собственности
прекращается в случае гибели или
уничтожения имущества; при отчуждении
имущества другим лицам, в том
числе при приватизации; в порядке
разграничения муниципальной
Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики и формирования муниципальной собственности.
Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются, поэтому приоритетными для муниципальных образований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью