Организация защиты прав и соблюдение интересов потребителей на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрена организация защиты прав и соблюдение интересов потребителей на современном этапе.
Цель данной работы изучение соблюдение интересов потребителей.

Содержание

Введение
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СОБЛЮДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 4
1.1. Современное состояние защиты прав потребителей 4
1.2. Совершенствование законодательства о защите прав потребителей 10
1.3. Информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей 14
2. АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, КАЧЕСТВА СЕРВИСА И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ЗАЩИТЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РФ. 25
2.1 Данные по защите прав потребителей - проверки Роспотребнадзора 25
2.2 Уровень удовлетворенности потребителей качеством сервиса на предприятиях торговли 29
2.3 Рассмотрение опыта судебной защиты прав потребителей. 33
Заключение 42
Список используемой литературы 44



Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 86.42 Кб (Скачать файл)

2. Обеспечение правового  баланса интересов потребителей  и хозяйствующих субъектов-изготовителей, продавцов, исполнителей.

С развитием конкуренции в правовом регулировании отношений по защите прав потребителей проявился дисбаланс интересов хозяйствующих субъектов и потребителей. Оправданное на первом этапе развития рыночных отношений установление жестких мер в отношении нарушителей прав потребителей и закрепление детальных правил поведения приводит в современных условиях к ущемлению экономических интересов хозяйствующих субъектов. В связи с этим в некоторых сферах необходимо постепенно перейти от жесткого детального закрепления правил поведения на потребительском рынке к установлению наиболее общих правил поведения, а в отдельных случаях - введению запретительных норм, направленных на защиту прав потребителей. Такой метод правового регулирования в основном применяется в международной практике. При этом необходимо сохранить усиленную защиту прав потребителей в тех сферах, где изготовители, продавцы, исполнители, как правило, являются субъектами естественной монополии, а также в иных сферах, где конкуренция на рынке слабо развита.

3. Разработка специальных  мер защиты прав потребителей  при оказании отдельных видов  услуг.

Ряд услуг, в частности услуги банков, медицинские, туристические и др., обладают значительной спецификой, которая должна быть отражена в специальных законах, регулирующих отношения в отдельных сферах.

4. Разрешение в законодательстве  новых проблем, возникающих в  практике защиты прав потребителей.

Появление новых форм реализации потребителям товаров (прямые и дистанционные продажи, продажи с подарком, продажи с одновременным обещанием различных призов, с обещанием предоставления в дальнейшем скидок при покупке товаров, проведение распродаж и т.п.) вызвало необходимость законодательного регулирования ряда проблем. Такие формы реализации товаров в европейских странах повлекли развитие специального законодательства, регулирующего прямые и дистанционные продажи, что способствует защите прав потребителей и препятствует недобросовестной конкуренции.

5. Переход к принципу  сочетания законодательного регулирования  отношений в сфере защиты прав  потребителей (установление прав  и обязанностей, мер ответственности) с элементами саморегулирования  в этой области, в частности  разработка и принятие ассоциативных  кодексов чести и поведения, соглашений  о соблюдении прав потребителей, как принято в зарубежной практике.

Для реализации потребительской политики государство располагает необходимыми механизмами. В настоящее время в стране, с одной стороны, существует и продолжает развиваться потребительское законодательство, с другой - создана и действует национальная система защиты прав потребителей. Особое внимание должно быть уделено обеспечению комплексности решения задач в области защиты прав потребителей.

Первым документом, определившим основные направления потребительской политики на федеральном и региональном уровнях, задачи по их реализации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей, стал Комплекс скоординированных первоочередных мер по защите прав потребителей на 1998-1999 годы, разработанный во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 26 марта 1998 года N 13. Данный документ укрепил организационные и содержательные основы объединения усилий соответствующих органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей в реализации национальной политики в области защиты прав потребителей.

На современном этапе также необходима разработка комплексной программы мер по защите прав потребителей, которая закрепила бы приоритетные направления национальной политики в указанной области, задачи соответствующих органов власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, роль и место общественных объединений потребителей в обеспечении законных интересов потребителей, а также определила бы источники финансирования намеченных мер.

Координацию деятельности участников программы целесообразно возложить на Межведомственный совет по защите прав потребителей, работа которого направлена на решение межотраслевых проблем защиты прав потребителей, усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей и предпринимателей, различных научных и учебных заведений в сфере потребительской политики.

Благодаря широкому представительству в Совете всех ветвей системы защиты прав потребителей, других заинтересованных государственных и негосударственных структур этот орган сможет обеспечить сбалансированный учет интересов сторон, а также комплексное решение стоящих задач.[5]

Комплексная программа мер должна являться основанием для разработки региональных программ по защите прав потребителей, конкретизирующих ее положения с учетом социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации. Для эффективной реализации национальной политики в области защиты прав потребителей на местах необходимо информационно-методическое обеспечение органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Этому будет способствовать систематическое проведение конференций, семинаров по актуальным проблемам защиты прав потребителей как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также создание периодических печатных изданий для специалистов, занимающихся этими вопросами.

Решение поставленных вопросов позволит на качественно новом уровне обеспечивать защиту прав потребителей, что, в свою очередь, повлечет повышение жизненного уровня населения.

 

1.3. Информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей

 

Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.

С другой стороны, построение правильного государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях.

Практическое претворение этого направления должно преследовать цель приобретения потребителями и предпринимательским корпусом определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что в результате способствовало бы самостоятельному разрешению ими возникающих проблем.

Информирование и просвещение населения целесообразно осуществлять в трех плоскостях:

1. Широкомасштабная пропаганда  правовых знаний в области  защиты прав потребителей через  средства массовой информации, издание  специальной и популярной литературы.

При этом должна быть обеспечена доступность информации для потребителей независимо от места их нахождения и социально-экономического положения. Особое внимание должно быть уделено просвещению потребителей социально незащищенных, малообеспеченных, проживающих в отдаленных районах и в сельской местности.

Должны найти широкое применение образовательные программы, нетрадиционные методы обучения, новые информационные средства для максимально возможного вовлечения в образовательный процесс различных групп потребителей.

2. Для эффективного функционирования  системы защиты прав потребителей  необходимо ее обеспечение квалифицированными  кадрами, что особенно актуально  для муниципальной и общественной  ветвей системы.

В этих целях целесообразно более широко использовать возможности антимонопольных и других органов государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, для организации стажировок, семинаров и других обучающих мероприятий, обмена опытом работы, получения методической и практической помощи. Необходимо также включение вопросов защиты прав потребителей в программы переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

3. Повышение уровня правовой  грамотности предпринимателей, работающих  на потребительском рынке, в том  числе по вопросам защиты прав  потребителей. Для этого необходимо  включать вопросы защиты прав  потребителей в программы профессиональной  подготовки и переподготовки  кадров для соответствующих секторов  потребительского рынка товаров, работ, услуг; активнее привлекать  органы государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы  защиты прав потребителей, органов  местного самоуправления, общественных  объединений к организации семинаров  и других обучающих мероприятий  для хозяйствующих субъектов  различных секторов потребительского  рынка.

Практика показала, что созданная в России в соответствии с законодательством система защиты прав потребителей действенна и способна обеспечивать и представлять законные интересы потребителей. Однако она не свободна от пороков, вызванных как объективными, так и субъективными причинами, которые снижают результативность ее функционирования. Для нивелирования негативного влияния необходимо отойти от узковедомственных интересов, сложившихся стереотипов и поставить во главу угла права и свободы человека и гражданина. Именно они в соответствии со ст.18 Конституций Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В связи с этим равная и реальная защита законных интересов потребителей повсеместно на территории Российской Федерации может быть обеспечена только развитой и крепкой системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии составляющих ее ветвей и разграничении и конкретизации их задач, полномочий, сфер действия.

В этих целях необходимо предпринять следующие шаги:

1. Для проведения государственной политики и осуществления управления в области обеспечения контроля соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, антимонопольные органы должны шире использовать комплексный подход к обеспечению прав потребителей в увязке с контролем соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства, регулирующего деятельность естественных монополий.

Кроме того, должна быть усилена координирующая роль антимонопольных органов в реализации национальной политики в области защиты прав потребителей. Эту деятельность антимонопольные органы осуществляют во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей и иными организациями. При этом необходимо соблюдать принцип разграничения функций и ответственности всех ветвей системы защиты прав потребителей.

Особо актуальны эти вопросы для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг) Законодательное обеспечение именно этой сферы является многослойным и противоречивым, что проявляется в размытости сфер контроля и надзора, разрыве прав и обязанностей (ответственности) отдельных федеральных органов исполнительной власти, дублировании их полномочий при осуществлении государственного контроля, подмене ответственности за качество, в том числе безопасность продукции и услуг, ответственностью за отсутствие или неправильное оформление документов, расширении сферы государственного контроля, который осуществляется за счет средств подконтрольных хозяйствующих субъектов.

Повышение результативности работы федеральной составляющей системы защиты прав потребителей требует формирования обновленной модели государственного регулирования безопасности продукции и услуг на базе упорядочения действующей системы государственного контроля, а также совершенствования правовых основ государственного контроля безопасности товаров на потребительском рынке.

2. В перспективе центр  тяжести по рассмотрению жалоб  потребителей, их консультированию, оказанию практической помощи  потребителям в восстановлении  их нарушенных прав, в том числе  и в судебном порядке, должен  быть перенесен с федеральных  органов исполнительной власти  на органы местного самоуправления.

Поскольку именно органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации решают вопросы местного значения, постольку они, используя полномочия, предоставленные Законом Российской Федерации о защите прав потребителей, могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности, индивидуального подхода к каждому потребителю.

Кроме того, органы местного самоуправления должны стать хорошим источником информации федеральных органов исполнительной власти и населения не только о проблемах, возникающих при осуществлении защиты прав потребителей, но и о других социальных проблемах.

Однако ограниченность предоставленных законодательством полномочий не всегда позволяет им самостоятельно разрешать споры между потребителями и хозяйствующими субъектами, принимать превентивные меры к субъектам потребительского рынка, нарушающим права потребителей. В связи с этим, ориентируясь в перспективе на максимальное развитие деятельности органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей, необходимо решать проблему постепенной передачи им части государственных функций в указанной области.

Информация о работе Организация защиты прав и соблюдение интересов потребителей на современном этапе