Организация защиты прав и соблюдение интересов потребителей на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрена организация защиты прав и соблюдение интересов потребителей на современном этапе.
Цель данной работы изучение соблюдение интересов потребителей.

Содержание

Введение
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СОБЛЮДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 4
1.1. Современное состояние защиты прав потребителей 4
1.2. Совершенствование законодательства о защите прав потребителей 10
1.3. Информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей 14
2. АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, КАЧЕСТВА СЕРВИСА И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ЗАЩИТЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РФ. 25
2.1 Данные по защите прав потребителей - проверки Роспотребнадзора 25
2.2 Уровень удовлетворенности потребителей качеством сервиса на предприятиях торговли 29
2.3 Рассмотрение опыта судебной защиты прав потребителей. 33
Заключение 42
Список используемой литературы 44



Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 86.42 Кб (Скачать файл)

3. Для обеспечения широкого  представительства интересов потребителей  необходимо усиление роли общественного  потребительского движения, активное  его участие в формировании  и реализации национальной политики  в области защиты прав потребителей.

Реально осуществить эту задачу общественное движение потребителей сможет при условии консолидации общественных объединений потребителей, выработки четкой программы действий, аккумулировании такой информации о проблемах потребителей страны, которая могла бы быть востребована Правительством Российской Федерации для принятия решений в области защиты прав потребителей. Деятельность общественных объединений потребителей должна выйти на новый качественный уровень с акцентом на просвещение и информирование населения, проведение независимой потребительской экспертизы и тестирования товаров, взаимодействие с объединениями предпринимателей, оказание правовой помощи населению, в том числе судебной защиты, и другие направления.

Необходимо активнее привлекать общественные объединения потребителей к разработке и реализации региональных программ по защите прав потребителей, работе по внедрению потребительского образования в учебный процесс образовательных учреждений всех уровней, включать их представителей в состав координационных советов, комиссий, рабочих групп по разработке нормативных правовых документов и т.д.

Государственная поддержка общественных объединений потребителей должна быть переориентирована с вопросов их признания и содействия в материально-техническом обеспечении их деятельности на наиболее значимые и актуальные проекты и программы, осуществляемые общественными объединениями. Такая постановка вопроса даст возможность государству, не вмешиваясь непосредственно в деятельность общественных объединений потребителей, направлять их усилия на те проблемы, решение которых могло бы принести ощутимые результаты в реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

4. Всем ветвям системы защиты прав потребителей предстоит решить задачу совершенствования досудебного урегулирования споров между потребителями и хозяйствующими субъектами, в том числе и по поиску новых форм такого разрешения конфликтов, что позволит не только обеспечить оперативность в разрешении споров, но и не допустить дискредитации потребительского законодательства, устранить недоверие граждан к судебной защите их нарушенных прав, порожденное кризисом судебной системы.

Во-первых, особую актуальность приобретает работа с предпринимательским корпусом по вопросам развития добросовестной деловой практики, содействия в формировании организаций саморегулирования бизнеса, объединения предпринимателей в союзы, ассоциации на принципах соблюдения законодательства о защите прав потребителей, рекламе, антимонопольного законодательства, разработки кодексов чести, этики поведения на потребительском рынке товаров, работ, услуг, заключения соглашений о правилах и обычаях делового оборота.

Во-вторых, необходимо усилить работу по созданию из представителей объединений потребителей и предпринимателей и при участии федеральных органов исполнительной власти различных органов (комиссий, третейских судов и т.п.), наделив их, в том числе и в законодательном порядке, полномочиями по рассмотрению споров.

В результате реализации указанных мер можно ожидать возрастания эффективности урегулирования конфликтов в досудебном порядке за счет сокращения материальных, временных и других затрат, повышения оперативности разрешения споров, создания здорового морально-психологического климата в отношениях как между участниками спора, так и между сторонами, участвующими в его урегулировании.

5. Субъекты Российской  федерации, принимая участие в  разработке, утверждении и реализации  региональных программ, в работе  координационных советов по защите  прав потребителей, вносят определенный  вклад в проведение в регионах  государственной политики в области  защиты прав потребителей.

Образование федеральных округов и введение института полномочных представителей Президента Российской Федерации требуют также уточнения роли и места этих институтов в системе защиты прав потребителей.

Следовательно, необходимо выработать наиболее эффективные формы и направления взаимодействия между государственной, муниципальной и общественной ветвями системы защиты прав потребителей по формированию и реализации национальной политики в области защиты прав потребителей на окружном, региональном и муниципальном уровнях.

5. Обеспечение качества  и безопасности продукции и  услуг

Обеспечение безопасности товаров, работ, услуг - одна из основополагающих задач национальной политики в области защиты прав потребителей.

Безопасность продукции и услуг, обращающихся на потребительском рынке, является императивным требованием рыночной экономики, базирующейся на принципах свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Невыполнение этого требования неизбежно ведет к созданию технических барьеров. С другой стороны, применение исчерпывающих мер по недопущению на потребительский рынок опасной и недоброкачественной продукции является одной из функций государства, органы исполнительной власти которого должны обеспечить контроль и надзор за производством и обращением такой продукции.

В перспективе должна быть создана сбалансированная система государственного регулирования, призванная обеспечить удовлетворение потребительского спроса различных категорий населения на безопасные товары и услуги. При этом развитие и совершенствование законодательства о безопасности продукции и услуг должно основываться на принципе, согласно которому государственному регулированию подлежат вопросы обеспечения безопасности товаров, работ, услуг, а качество товаров, работ, услуг должно определяться договорами купли-продажи и иными договорами, заключаемыми между продавцом (изготовителем, исполнителем) и потребителем, или специальными законами.

В связи с этим целесообразно определить следующие направления обеспечения безопасности потребительских товаров, работ, услуг:

1. Совершенствование стандартизационной базы с целью приведения требований государственных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий в соответствие с международными стандартами (регламентами, образцами).

Во-первых, требует решения проблема обеспечения выпуска новой и модифицированной пищевой продукции только по нормативным документам (стандартам). При этом необходимо законодательно ввести запрет на изготовление и реализацию на потребительском рынке продукции, произведенной по техническим условиям предприятий, которые не являются нормативными актами и, следовательно, не являются обязательными для всеобщего применения. Данные технические регламенты не подлежат государственному надзору в установленном порядке. На практике это приводит к тому, что выпускаемая по ним продукция оказывается вне контроля со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, требует ускорения работа по пересмотру отраслевых стандартов с целью приведения их в соответствие с требованиями государственных стандартов в части показателей безопасности и качественных характеристик продукции.

В-третьих, необходимо привести положения стандартов и санитарных правил и норм, определяющих требования к качеству и безопасности продукции, в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации о защите прав потребителей в этой области. В первую очередь это относится к требованиям к информации о товарах. Кроме того, во избежание выпуска продукции низкого качества под видом изделий, отличающихся более высокими потребительскими свойствами, в государственных стандартах должно быть закреплено требование, запрещающее маркирование новой продукции традиционными российскими наименованиями, а также обозначение одним и тем же наименованием различных видов продукции или различными наименованиями одного и того же вида изделия.

В-четвертых, назрела необходимость разработки и пересмотра стандартов на пищевую продукцию и медицинские препараты, полученные на основе генетически модифицированных источников, а также биологически активных добавок и токсичных веществ.

2. Гармонизация российских  систем обязательной сертификации  и систем качества как важнейших  форм государственного контроля  потенциально опасной продукции  с системами, применяемыми в международной  практике.

Реальное воплощение указанный тезис должен найти в Федеральном законе о подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям, который призван обеспечить баланс между риском общества и его издержками на проведение работ по подтверждению соответствия продукции и услуг, ускорить оборот товаров на российском рынке, создать благоприятные условия для развития международной торговли, а также поглотить нормы действующего законодательства о сертификации.

Федеральное законодательство специальными нормами должно поощрять ориентацию изготовителей на активное и повсеместное внедрение систем управления качеством продукции и преимущественно их сертификацию, а не сертификацию продукции. Одновременно должна быть ужесточена ответственность изготовителей, исполнителей, продавцов за заявленные показатели безопасности и качества, ущерб, нанесенный некачественной продукцией, нарушение правил подтверждения соответствия.

Данный подход позволит в перспективе свести до минимума проведение дорогостоящих процедур идентификации продукции, упорядочить государственный контроль и надзор за безопасностью продукции и услуг, эффективно решать вопросы взаимного признания сертификатов соответствия, систем сертификации и аккредитации на международном уровне.

Кроме того, базисные требования к безопасности товаров (пищевая продукция, детские товары, парфюмерно-косметические товары, лекарства и др.), потребление которых представляет повышенный риск для жизни и здоровья потребителей, необходимо установить в специальных федеральных законах.

3. Разработать концепцию  национальной политики России  в области качества продукции  и услуг и программу работ  по ее реализации, гарантирующую  потребителям право на качественные  и безопасные товары, работы, услуги.

4. Создание доступной  для всех заинтересованных структур  и для потребителей национальной  системы оперативного обмена  информацией о выявленных фактах  оборота на потребительском рынке  опасных и фальсифицированных  товаров или возможности проникновения  на него такой продукции, а  также базы данных выданных  сертификатов.

Такое требование продиктовано также Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, статья 60 которого предусматривает создание постоянно действующих систем информации о выявленных опасных товарах по аналогии с действующей в странах ЕС системой оперативного обмена информацией (резолюция N 84/133/ЕЭС от 02.03.84).

Сбор, обмен и пользование указанной информацией целесообразно осуществлять с помощью трехуровневой (федеральный, региональный и муниципальный) межведомственной автоматизированной системы. На определенных условиях пользователями системы могут быть общественные объединения потребителей и другие организации, в том числе и коммерческие, которые работают на соответствующих товарных рынках.

Создание такой системы позволит повысить защищенность рынка и граждан-потребителей от проникновения на него опасных, недоброкачественных и поддельных товаров, ограничив или исключив перемещение опасных и недоброкачественных товаров на территории России; оперативно оповещать потребителей о случаях выявления опасных товаров и услуг, появлении на потребительском рынке недобросовестных предпринимательских структур; осуществлять достоверную комплексную оценку состояния потребительского рынка, безопасности и качества представленной на нем продукции; вырабатывать наиболее эффективные меры, в том числе превентивные, по обеспечению права потребителей на безопасность.

6. Построение и развитие  общей системы защиты прав  потребителей государств - членов  СНГ

Процессы экономической и политической интеграции, происходящие в рамках СНГ, требуют нe только разработки долгосрочной программы совместных действий по проведению согласованной потребительской политики в рамках СНГ, но и построения в перспективе общей системы защиты прав потребителей государств - членов СНГ. Целью создания такой системы является обеспечение эффективной защиты прав потребителей на всем поле Содружества на основе Соглашения об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей, подписанного 25 января 2000 года.

 

2. АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, КАЧЕСТВА СЕРВИСА И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ЗАЩИТЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РФ.

2.1 Данные по защите прав потребителей - проверки Роспотребнадзора

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей работу по  рассмотрению обращений граждан проводит в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В территориальные органы Роспотребнадзора в 2013 году поступило 433691 обращение, из них в письменном виде -242803, в электронном виде -190888.

Результаты рассмотрения обращений граждан в территориальных органах Роспотребнадзора представлены в таблице :

Регионы 

Рассмотрено писем  всего 

Из них

В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 

На нарушение прав потребителей 

Всего

427222

174743

232156

Москва

47977

11938

35552

Санкт-Петербург

25434

10352

15082

Московская область

24187

8904

9492

Самарская область

18638

10452

4206

Свердловская область

14791

5975

8079

Нижегородская область

13688

6448

7086

Республика Башкортостан

12070

4969

7026

Краснодарский край

11099

3437

7654

Челябинская область

9427

3482

5946

Республика Татарстан

9241

3446

5779

Воронежская область

9211

3947

5264

Ростовская область

8391

2493

5764

Ленинградская область

8207

4432

3751

Волгоградская область

7733

2303

1479

Новосибирская область

7719

4891

2787

Красноярский край

7647

4062

3321

Саратовская область

7048

4378

2656

Кемеровская область

6586

3796

2783

Хабаровский край

5687

2491

3180

Иркутская область

5572

1713

2439

Ярославская область

5539

785

2703

Алтайский край

5496

2628

2866

Омская область

5327

2775

2492

Тюменская область

4913

2061

2852

Пермский край

4646

1986

2624

Приморский край

4607

2140

2458

Тверская область

4563

1855

1690

Тульская область

4455

3007

1432

Мурманская область

4319

1241

2758

Оренбургская область

4310

1438

2872

Ставропольский край

4163

1388

2767

Удмуртская республика

4040

1439

2601

Курганская область

4037

1919

2110

Липецкая область

4027

2686

1337

Астраханская область

3985

1942

2043

Томская область

3949

1863

2090

Калужская область

3845

1344

2465

Калининградская область

3810

1731

2077

Смоленская область

3800

1176

2559

Республика Саха (Якутия)

3769

1795

1940

Владимирская область

3667

1586

2058

Ивановская область

3555

1897

1652

Забайкальский край

3189

1261

1836

Вологодская область

3082

934

1848

Кировская область

3045

1568

1481

Белгородская область

3010

1411

1562

Брянская область

2952

1686

1266

Пензенская область

2655

1646

1009

Костромская область

2528

889

1616

Архангельская область

2491

1428

1057

Республика Коми

2856

1087

1755

Сахалинская область

2735

1019

1666

Ульяновская область

2525

1143

1382

Камчатский край

2412

791

1603

Амурская область

2336

746

1501

Орловская область

2332

1438

883

Курская область

2236

1120

1116

Рязанская область

2200

791

1407

Чувашская республика

2505

840

977

Республика Карелия

2133

780

1348

Республика Бурятия

2099

690

1409

Республика Марий Эл

2071

921

1147

Республика Мордовия

2008

1038

969

Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра

1990

527

1452

Ж/Д транспорт

1953

574

1379

Новгородская область

1818

699

790

Тамбовская область

1815

692

1020

Псковская область

1616

785

584

Ямало-Ненецкий автономный округ

1329

361

953

Республика Дагестан

1246

854

279

Республика Хакасия

1195

511

684

Магаданская область

851

332

508

Республика Адыгея

771

201

570

Республика Алтай

651

281

337

Чеченская республика

523

38

485

Республика Тыва

499

148

351

Республика Северная Осетия – Алания

445

226

219

Республика Калмыкия

427

98

324

Карачаево- Черкесская республика

412

117

296

Кабардино-Балкарская республика

350

81

269

Республика Ингушетия

298

156

142

Еврейская автономная область

259

95

150

Чукотский Автономный округ

101

68

33

Ненецкий автономный округ

98

77

21

Информация о работе Организация защиты прав и соблюдение интересов потребителей на современном этапе